Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа. Информация о публикации. Примечание к документу. Текст документа



Название документа

Статья: Ввоз радиоактивных отходов на территорию России как нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду

(Филипов В.В.)

("Сравнительное конституционное обозрение", 2017, N 2)

Дата

24.04.2017

Информация о публикации

Филипов В.В. Ввоз радиоактивных отходов на территорию России как нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. N 2. С. 121 - 132.

 

DOI: 10.21128/1812-7126-2017-2-121-132 (www.doi.org).

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ВВОЗ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ

КАК НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН

НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

В.В. ФИЛИПОВ

 

Филипов Владислав Владимирович, магистрант юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия.

 

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, уточняя положение статьи 2 Конституции об общих обязательствах государства соблюдать и защищать права человека. Однако в России ныне существует ряд серьезных проблем, связанных с ввозом радиоактивных отходов на ее территорию. Часть этих проблем, составляющая нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, может быть устранена через четкие, не дающие возможности расширительного толкования положения законов и подзаконных актов. С одной стороны, Российская Федерация к настоящему времени является единственной страной в мире, не отказавшейся от ввоза и захоронения на своей территории отходов переработки ядерного топлива, с другой стороны, положения российского законодательства не позволяют российским социальным институтам, обществу контролировать объемы ввозимых отходов, а также последствия их переработки и захоронения на территории Российской Федерации. Анализ действующего нормативного правового регулирования по данному вопросу и сравнение с зарубежным опытом позволит вывести предложения по совершенствованию российского законодательства, тем самым приведя его в соответствие с духом конституционных норм.

 

Ключевые слова: конституционное право на благоприятную окружающую среду, отработавшее ядерное топливо, правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами, трансграничная перевозка радиоактивных отходов.

 

The import of radioactive waste into the territory of Russia as a violation of the citizens' constitutional right to healthy environment

V.V. Filipov

 

Filipov Vladislav, MA student, Law Department, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia.

 

Nuclear energy is an integral part of the energy industry in almost all developed countries and one of the most perspective directions of energy production. Still, there is a tendency of limiting the use of nuclear power plants. Environmental hazards of reprocessing of spent radioactive fuel has led to abandoning the recycling these materials by many countries. Only four countries do reprocessing of spent nuclear fuel today. Russia allows the import of spent nuclear materials for reprocessing to its territory from other states. There are many problems related to the import of radioactive waste into the Russian territory. One of them is the violation of the constitutional right of citizens to a healthy environment protected by the Constitution, laws and regulations. However, certain provisions of Russian laws do not allow the Russian social institutions to control the volume of imported waste and monitor negative backwash of their processing and disposal within Russian territory. Article 42 of the Constitution of the Russian Federation guarantees to every citizen the right to a healthy environment and providing reliable information about its condition. Those laws, which allow the importation into the territory of Russia of spent nuclear fuel, in many aspects contradict to the provisions of the Russian Constitution. Russian laws are focused mostly on fostering the measures for improving technology of disposal and storage of the spent radioactive waste. The study of foreign legislation could help to formulate useful proposals on improving the Russian legislation, bringing it into line with the spirit of Constitution.

 

Key words: constitutional right to a healthy environment, spent nuclear fuel, legal regulation of radioactive waste management, transboundary movement of radioactive waste.

 

1. Введение

 

В XXI веке атомная энергетика является неотъемлемой частью энергетической системы практически всех развитых государств. Даже несмотря на наметившуюся среди части европейских стран, использующих атомную энергию, тенденцию по постепенному сокращению или полному отказу от использования атомных электростанций (далее - АЭС), большинство стран мира считают атомную энергетику одним из наиболее перспективных направлений производства энергии. Это обусловлено множеством факторов, среди которых можно выделить следующие. Первое - это отсутствие в необходимом объеме альтернативных источников энергии на территории многих государств. Второе - потребность в большом количестве энергии на какой-либо труднодоступной территории. Наконец, третье - это довольно небольшие объемы используемого топлива для производства энергии. Еще одним фактором, как бы парадоксально это ни звучало, является экологическая чистота производства. Для пояснения последнего довода необходимо указать, что при производстве одинакового количества энергии АЭС выбрасывает меньше радиоактивных веществ в атмосферу, чем тепловые электростанции (далее - ТЭС) при сжигании угля, кроме того, при работе АЭС не образуются продукты горения, в огромных количествах выделяемые ТЭС при сжигании угля или мазута.

Несмотря на эффективность атомной энергетики для удовлетворения все возрастающих потребностей современного общества в энергоресурсах, развитые страны стараются ограничить использование "мирного атома". К примеру, еще в 1990 году Италия закрыла все свои АЭС и стала первой страной, полностью отказавшейся от использования атомной энергетики. На референдуме в 2011 году более 90% граждан Италии высказались против возобновления ее использования. Германия в настоящее время планирует полностью остановить эксплуатацию атомных электростанций и ядерных реакторов с 2022 года, а Правительством Швейцарии в 2011 году принято решение об отказе от атомной энергетики и остановке реакторов на четырех АЭС, имеющихся в Швейцарии и дающих около 40% электроэнергии, к 2034 году. Правда, на референдуме, проведенном осенью 2016 года, граждане Швейцарии высказались против ускоренной остановки устаревших реакторов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Martinelli L. Il pericolo arriva dai vecchi reattori. Berlino li smantella, Parigi tira dritto // La Stampa. 2017. 10 febbraio. URL: http://www.lastampa.it/2017/02/10/esteri/il-pericolo-arriva-dai-vecchi-reattori-berlino-li-smantella-parigi-tira-dritto-zCgPACUhnqOsClljarscTL/pagina.html (дата обращения: 11.03.2017).

 

Решения, принимаемые в названных странах в отношении сдерживания "мирного атома", объясняются большими рисками, которые сопровождают работу атомной энергетики. Основными из них являются:

- опасность техногенных катастроф или терактов и их возможных фатальных последствий;

- сложность остановки и ликвидации АЭС;

- проблемы, связанные с отработавшим (или облученным) ядерным топливом.

Обращение с отработавшим (или облученным) ядерным топливом (далее - ОЯТ) относится к глобальным проблемам человечества. Объемы накопившегося в мире ОЯТ представляют собой серьезную потенциальную угрозу окружающей среде и безопасности. Согласно данным, содержащимся в докладе Генерального директора Международного агентства по атомной энергии (далее - МАГАТЭ) "Обзор ядерных технологий - 2016", представленном на 60-й очередной сессии Генеральной конференции МАГАТЭ 13 июля 2016 года, совокупный мировой объем накопленного и хранящегося ОЯТ превышает 260 тысяч тонн и продолжает ежегодно увеличиваться примерно на 7 тысяч тонн <2>, в то время как объем переработки ОЯТ не превышает двух тысяч тонн в год.

--------------------------------

<2> См.: Обзор ядерных технологий - 2016: Доклад Генерального директора МАГАТЭ, пункт 5. URL: https://www.iaea.org/About/Policy/GC/GC60/GC60InfDocuments/Russian/gc60inf-2_rus.pdf (дата обращения: 11.03.2017).

 

Именно изучение проблем, связанных с ОЯТ, и их правовое регулирование является предметом данного исследования. К основным проблемам в этой сфере следует отнести опасность извлечения и транспортировки ОЯТ, низкую эффективность переработки и утилизации ОЯТ, а также ненадежность (с учетом длительности периодов полураспада отдельных элементов, содержащихся в ОЯТ) мест захоронения ОЯТ.

 

2. Современное состояние межгосударственных отношений

по переработке ОЯТ

 

Международно-правовая основа действий и деятельности в отношении ОЯТ зафиксирована в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Joint Convention on the Safety of Spent Fuel Management and on the Safety of Radioactive Waste Management). Конвенция была подписана в Вене в 1997 году, в 2001 году вступила в силу. В настоящее время участниками Конвенции являются более 70 государств и наднациональных объединений (Евратом). Российская Федерация ратифицировала это соглашение в 2005 году.

АЭС эксплуатируются сегодня более чем в 30 странах мира, а число этих станций достигает почти 200, при этом суммарное количество энергоблоков на них составляет более 400. В результате работы каждого такого энергоблока образуется ОЯТ. В мире всего три государства осуществляют переработку и дообогащение ОЯТ на постоянной основе - это Великобритания, Франция и Россия. Согласно упомянутому выше докладу Генерального директора МАГАТЭ, часть стран, использующих атомную энергетику, изучают возможности переработки ОЯТ, а в Индии и Китае действуют экспериментальные фабрики, перерабатывающие не более 50 тонн отходов в год.

Экологическая опасность переработки отработавшего ядерного топлива привела к тому, что многие страны отказались от идеи создания такого производства. К примеру, законодательные акты США, долгое время позволявшие заниматься переработкой как собственного, так и импортного ОЯТ <3>, утратили юридическую силу, после того как в 1977 году Президентом Дж. Картером было применено бессрочное вето <4>. С тех пор на территорию США не ввозится ОЯТ из других государств, а собственные ОЯТ отправляют на захоронение в специальные хранилища, созданные в соответствии с Законом о политике в области ядерных отходов 1982 года <5>. В Японии переработка ОЯТ осуществлялась с 1981 года на заводе, расположенном около поселения Токаи, однако после аварии на АЭС Фукусима-1 было принято решение о закрытии завода в связи с высоким уровнем опасности <6>. Вместо завода в Токаи строится перерабатывающий комплекс близ села Роккасе, проектная мощность которого позволяет вести переработку до 800 тонн ОЯТ в год. Запуск комплекса запланирован на 2018 год.

--------------------------------

<3> См.: Nuclear Fuel Reprocessing: U.S. Policy Development. CRS Report for Congress. Order Code RS22542. Updated March 27, 2008. URL: https://fas.org/sgp/crs/nuke/RS22542.pdf (дата обращения: 11.03.2017).

<4> См.: Jimmy Carter: "Message to the Senate Returning S. 1811 Without Approval". November 5, 1977. Online by Gerhard Peters and John T. Woolley, The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=6892 (дата обращения: 11.03.2017).

<5> Nuclear Waste Policy Act of 1982. U.S. Senate Committee on Environment and Public Works. URL: https://www.epw.senate.gov/nwpa82.pdf (дата обращения: 11.03.2017).

<6> См.: Tokai nuclear fuel plant to take 70 years to decommission: JAEA // The Japan Times. 2016. 9 September. URL: http://www.japantimes.co.jp/news/2016/09/09/national/70-years-needed-close-tokai-nuke-fuel-reprocessing-plant-jaea/#.WMFWe49SDIU (дата обращения: 11.03.2017).

 

В настоящее время только одна страна в мире допускает ввоз ОЯТ на свою территорию с территорий других государств, и эта страна - Россия. Япония никогда не ввозила на свою территорию ОЯТ, а Франция и Великобритания окончательно запретили ввоз ОЯТ с территорий других государств в целях переработки или хранения около 10 лет назад <7>. В настоящее время ОЯТ в эти две страны еще ввозятся, но лишь в соответствии с ранее заключенными контрактами до момента их исполнения. К примеру, в 2015 году во Францию была ввезена партия ОЯТ весом 7,1 тонны из Италии, поставка осуществлена в рамках контракта, заключенного группой Areva и компанией Sogin в мае 2007 года. Согласно контракту, всего во Франции должно быть переработано 235 тонн итальянского ОЯТ <8>. Ввоз ОЯТ во Францию пока осуществляется и из Бельгии в рамках действующего соглашения бельгийского Центра SCK-CEN с французской группой Areva по обращению с облученным топливом исследовательского реактора BR-2 в Моле. Данное соглашение предусматривает вывоз ОЯТ на переработку на специализированный завод La Hague на северо-западном побережье Франции и возвращение отходов от переработки в Бельгию для захоронения.

--------------------------------

<7> См.: Managing Spent Fuel from Nuclear Power Reactors: Experience and Lessons from Around the World / ed. by H. Feiveson, Z. Mian, M.V. Ramana, F. von Hippel. Princeton, NJ: International Panel on Fissile Materials, Program on Science and Global Security, 2011. URL: http://fissilematerials.org/library/rr10.pdf (дата обращения: 11.03.2017).

<8> Во Францию доставлена очередная партия итальянского ОЯТ // Российское атомное сообщество. 2015. 1 октября. URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2015/10/01/60151 (дата обращения: 11.03.2017).

 

Законодательство Франции и Великобритании - государств, осуществляющих переработку ОЯТ, изначально имело более жесткие требования для ввоза ОЯТ на территорию данных стран в сравнении с действующим российским законодательством по данному вопросу. Так, британское законодательство допускало заключение международных договоров о ввозе ОЯТ на территорию Соединенного Королевства с целью его переработки, однако страна, направляющая свое топливо на переработку в Великобританию, должна была взять на себя обязательства по возврату как топлива, полученного в результате переработки, так и всех отходов переработки. На это указывается в разделе 12 части 2 Правил по трансграничной перевозке радиоактивных отходов и отработавшего топлива <9>, утвержденных министром энергетики и климатических изменений Великобритании в 2008 году. На данный момент Великобритания, как и Франция, не заключает новых договоров на импорт ОЯТ с целью переработки, а только исполняет свои обязательства по ранее заключенным договорам (последний будет завершен в 2018 году). После 2018 года предусмотрена остановка единственного британского завода по переработке ОЯТ, расположенного в Селлафилде (графство Камбрия). К слову, на данном заводе неоднократно происходили аварии, повлекшие серьезные неблагоприятные последствия для окружающей среды <10>.

--------------------------------

<9> The Transfrontier Shipment of Radioactive Waste and Spent Fuel Regulations, 2008. No. 3087. URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2008/3087/made?view=plain (дата обращения: 11.03.2017).

<10> См.: Vidal J. Thorp nuclear plant may close for years // The Guardian. 2009. 19 May. URL: https://www.the+guardian.com/environment/2009/may/l9/thorp-nuclear-plant-white-elephant (дата обращения: 11.03.2017).

 

Аналогичные нормы имеются и во французском законодательстве, причем появились они задолго до полного запрета ввоза ОЯТ на территорию Франции. Так, согласно французскому Закону от 30 декабря 1991 года N 91-1381 об исследованиях по обращению с радиоактивными отходами <11>, именуемому также "Закон Батая" (la loi Bataille) по имени внесшего его на рассмотрение в парламент Франции депутата Кристиана Батая, запрещалось хранить на территории страны отходы, полученные в процессе переработки ОЯТ. Сразу после окончания процесса переработки они должны быть вывезены на территорию государства - поставщика ОЯТ. Позднее эти нормы были продублированы в Законе о программе по управлению радиоактивными материалами и отходами 2006 года <12>. Указанный Закон был принят сразу после того, как частью действующей Конституции Французской Республики стала Хартия об окружающей среде 2004 года (Charte de l'environnement), получившая высшую юридическую силу с изданием о ней Конституционного закона <13>.

--------------------------------

<11> La loi n° 91-1381 du 30  1991 relative aux recherches sur la gestion des  radioactifs. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000356548&categorieLien=id (дата обращения: 11.03.2017).

<12> La loi n° 2006-739 du 28 juin 2006 de programme relative  la gestion durable des  et  radioactifs. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000240700 (дата обращения: 11.03.2017).

<13> La loi constitutionnelle n° 2005-205 du 1er mars 2005 relative  la Charte de l'environnement (JORF n° 0051 du 2 mars 2005 page 3697). URL: https://www.legifrance.gouv.fr/Droit-francais/Constitution/Charte-de-l-environnement-de-2004 (дата обращения: 11.03.2017).

 

Таким образом, согласно национальному законодательству, ни Франция, ни Великобритания не имеют права хранить отходы репроцессинга отработавшего ядерного топлива в течение длительного периода (только на время, необходимое для охлаждения отходов до состояния, позволяющего их транспортировку), все остеклованные отходы возвращаются в страны - экспортеры отработавшего ядерного топлива.

 

3. Основания для ввоза ОЯТ на территорию России

 

Правовыми основами ввоза ОЯТ на российскую территорию являются нормы, закрепленные частью 4 статьи 48 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и абзацем 5 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об атомной энергии). Так, статья 48 Закона об охране окружающей среды прямо запрещает ввоз на российскую территорию любых радиоактивных отходов и ядерных материалов, за исключением возврата отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в России. Однако отработавшее ядерное топливо не относится к радиоактивным отходам, и Закон открыто разрешает ввоз ОЯТ в целях временного хранения и переработки. Порядок импорта ОЯТ установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2003 года N 418 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов", которым утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов. В отличие от действующего французского и британского законодательства ряд вопросов, касающихся ответственности за ущерб, причиненный переработкой и захоронением ОЯТ, российским законодательством пока детально не урегулирован. В Законе об атомной энергии содержится лишь отсылочная норма общего характера, разрешающая импорт ОЯТ при условии наличия заключения специальной комиссии. Такая комиссия формируется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2003 года N 858 "Об утверждении Положения о специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства и ее состава".

В настоящее время существует несколько оснований для ввоза на российскую территорию радиоактивных отходов и ядерных материалов. Так, по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством США о сотрудничестве по ввозу в Россию ядерного топлива исследовательских реакторов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2004 года N 6 <14>, допускается ввоз на территорию России произведенного в СССР (или в России) ядерного топлива исследовательских реакторов, построенных за рубежом по российским проектам (программа RRRFR), равно как и самих реакторов. Программой возврата такого топлива были охвачены 14 стран: Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Казахстан, Латвия, Ливия, Польша, Румыния, Сербия, Узбекистан, Украина и Чехия. ОЯТ из этих государств ввозится с целью его захоронения или переработки на территории России.

--------------------------------

<14> Постановление Правительства РФ от 9 января 2004 года N 6 "О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 3. Ст. 204.

 

На основании данной программы в Россию были ввезены тысячи тонн ОЯТ, радиоактивных отходов и облученного оборудования из-за рубежа, ведь Россия является мировым лидером в области услуг по обогащению урана. Большие масштабы возврата отработавших источников излучения, произведенных в России или СССР, подтверждаются многочисленными межправительственными соглашениями о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного ядерного топлива с Узбекистаном, Вьетнамом, Румынией, Сербией, Польшей, Белоруссией и другими странами <15>. По состоянию на сентябрь 2016 года, возврат ОЯТ из десяти стран был полностью завершен, с территорий оставшихся стран ядерное топливо должно быть вывезено в ближайшее время <16>.

--------------------------------

<15> См.: Новоселова М.А. Внутригосударственные право и закон: источник официальной легитимации угроз национальной безопасности или средство защиты от них? // Международный студенческий научный вестник. 2015. N 6. С. 155.

<16> См.: Завершен вывоз ОЯТ исследовательского реактора из Республики Польша // Российское атомное сообщество. 2016. 6 декабря. URL: http://atomic-energy.ru/news/2016/12/06/70733 (дата обращения: 11.03.2017).

 

Новый порядок возврата отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в России, установлен Постановлением Правительства России от 19 ноября 2012 года N 1186 "Об утверждении Положения о возврате в Российскую Федерацию отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения, произведенного в Российской Федерации, и возврате отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения".

Кроме того, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и МАГАТЭ о создании на территории России физического запаса низкообогащенного урана и поставках низкообогащенного урана для государств - участников МАГАТЭ, заключенным 29 марта 2010 года в Вене <17>, предусмотрен ввоз на территорию Российской Федерации ядерного топлива для последующего хранения в банке топлива, созданном в 2007 году на базе Ангарского международного центра по обогащению урана совместно Россией и МАГАТЭ. В этот банк свозится топливо из различных стран, в которых создается атомная промышленность и за которыми наблюдает ООН, для того чтобы не допустить формирования излишков ядерного топлива в этих государствах и не дать им возможностей для создания ядерного оружия. Примером такого государства выступает Иран, откуда российская сторона вывезла около 10 тонн низкообогащенного урана. Иран, в свою очередь, взял обязательство в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг урана, обогащенного до 3,67% <18>. В банке топлива хранится вывезенный из других государств радиоактивный материал, и из него же ведутся поставки низкообогащенного урана в эти страны в объемах, не превышающих потребность данных государств в уране для исследований, а также для обеспечения нужд уже запущенных энергетических реакторов <19>.

--------------------------------

<17> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным агентством по атомной энергии о создании на территории Российской Федерации физического запаса низкообогащенного урана и поставках низкообогащенного урана из него Международному агентству по атомной энергии для его государств-членов. Международный центр по обогащению урана. URL: http://www.iuec.ru/files/IAEA_agree ment_rus.pdf 70733 (дата обращения: 11.03.2017).

<18> См.: Яковлев И. Несколько тонн иранского низкообогащенного урана могут оказаться под Ангарском. URL: http://bellona.ru/2015/07/30/1438001412-97/ (дата обращения: 11.03.2017).

<19> См.: Большая инициатива Росатома: Интервью с А. Лебедевым, генеральным директором ОАО "Международный центр по обогащению урана" // Вестник атомпрома. 2010. N 4. С. 16 - 19.

 

В целом в двух приведенных примерах Россия преследует глобальные цели по сокращению ядерных вооружений и возвращает ранее вывезенное со своей территории ядерное топливо. Однако по таким основаниям ввозится лишь малая часть ОЯТ, в большинстве случаев импорт производится на основании межправительственных соглашений, которые имеют исключительно коммерческое обоснование, не неся никакой иной пользы для государства и его граждан.

В качестве образца такого коммерческого соглашения можно привести вступившее в силу 11 января 2011 года Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, заключенное между правительствами России и США <20>. Данное Соглашение, также известное как "Соглашение 123", получило свое название от номера статьи Закона об атомной энергетике США. "Соглашение 123" предусматривает, помимо возможности импорта радиоактивных материалов и оборудования для атомной промышленности, также и возможность ввоза ОЯТ с целью его переработки и хранения на территории России. Госкорпорация "Росатом" под влиянием общественности вынуждена была сделать заявление о том, что не собирается ввозить ОЯТ по данному Соглашению <21>. Эксперты российского Центра энергетики и безопасности считают, что "Росатом" может пойти другим путем - осуществлять лизинг ядерного топлива: поставлять обогащенное, готовое к использованию и забирать отработавшее, что будет являться непосредственно импортом ОЯТ с целью его захоронения на российской территории <22>.

--------------------------------

<20> Российско-американское межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 11 января 2011 года (официально не опубликовано). URL: http://garant.ru/produkts/ipo/prime/doc/2470385/#2470385 (дата обращения: 11.03.2017).

<21> См.: Диггес Ч. Вступление в силу российско-американского "Соглашения 123" представляет опасность для России. URL: http://bellona.ru/2011/01/13/vstuplenie-v-silu-rossijsko-amerikan/ (дата обращения: 11.03.2017).

<22> См.: Хлопков А. Российско-американское Соглашение 123 вступило в силу: чего ожидать? URL: http://ceness-russia.org/data/doc/11-01-11-US-Russian-123-Agreement.pdf (дата обращения: 11.03.2017).

 

Единственный на территории России функционирующий завод по переработке ОЯТ - завод РТ-1 Производственного объединения "Маяк" - способен перерабатывать ОЯТ исключительно с реакторов, произведенных в СССР или России, а также построенных по советским или российским проектам. С учетом того, что указанный вид ОЯТ ввозится в Россию по программе RRRFR, можно прийти к следующему выводу: ввоз ОЯТ с территорий прочих государств на основании межправительственных соглашений изначально не предусматривает переработку ОЯТ, единственно возможной целью такого импорта является захоронение радиоактивных отходов на территории России. Данное обстоятельство подтверждается следующим примером, который стал причиной серьезного скандала во Франции. Компания Areva - крупнейшая энергетическая компания Франции - более 30 лет отправляла ОЯТ с французских АЭС в Россию с целью захоронения в Сибири под видом экспорта ОЯТ для его переработки и последующего возврата на территорию Франции <23>. Российская государственная корпорация "Росатом", сотрудничающая по этому вопросу с Areva, не проинформировала общественность об этом инциденте. Однако и после указанного скандала Франция продолжала поставлять ОЯТ в Россию какое-то время, только уже официально <24>.

--------------------------------

<23> См.: Noualhat L. Nos  sont  en  // . 2009. 12 octobre. URL: http://www.liberation.fr/terre/2009/10/12/nos-dechets-nucleaires-sont-caches-en-siberie_587213 (дата обращения: 11.03.2017).

<24> См.:  du circuit annuel du combustible  en France en 2015 // Vive le  Heureux. 2016. 24 juin. URL: http://www.vive-le-nucleaire-heureux.com/schema-du-circuit-annuel-du-combustible-nucleaire-en-france-en-2015/ (дата обращения: 11.03.2017).

 

В случае переработки ОЯТ с реакторов, произведенных по иностранным проектам, целесообразность его переработки для нашего государства крайне мала. При переработке чаще всего используются химические методы разделения, самым распространенным из которых является переработка в химических растворах - наиболее простой метод, в результате которого, однако, образуется наибольшее количество опасных химических соединений. К примеру, в результате переработки 1 тонны урана на выходе получается до 10 кг ядерного топлива, до 2 000 кубометров низкоактивных жидких отходов, до 150 кубометров среднеактивных жидких отходов, до 50 кубометров высокоактивных жидких отходов, до 3 500 кг твердых отходов 1-й группы активности, до 3 000 кг твердых отходов 2-й группы активности и до 1 000 кг твердых отходов 3-й группы активности. В процессе переработки выделяется также огромное количество радиоактивных веществ в газообразном виде <25>. Необходимо отметить, что при переработке требуется использование многих тонн воды в качестве охладителя, вода при этом получает существенные дозы радиации. И если сам обогащенный уран, полученный в процессе переработки, вывозится с территории России в страну, поставившую ОЯТ, то все отходы переработки остаются в Российской Федерации. Даже несмотря на снижение уровня радиации у отходов переработки,  их часть все равно остается смертельно опасной для человека и окружающей среды.

--------------------------------

<25> См.: Кулагин В.А., Кулагина Т.А., Матюшенко А.И. Переработка отработавшего ядерного топлива и обращение с радиоактивными отходами // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Техника и технологии. 2013. Т. 6. N 2. С. 123 - 149.

 

В случае ввоза ОЯТ с целью временного хранения ситуация выглядит еще более парадоксально: государство добровольно ввозит на свою территорию высокорадиоактивные отходы, чтобы они "сбросили" часть радиации в российских хранилищах, создавая при этом опасность для граждан России, а после этого ОЯТ отправляются обратно в страну, из которой эти отходы поступили.

 

4. Несоответствие конституционным нормам положений

российского законодательства о переработке ОЯТ

 

Необходимо более детально разобраться с юридическими обоснованиями исследуемой проблемы. Как уже было указано в предыдущем разделе статьи, правовыми основами ввоза ОЯТ на территорию России являются нормы, закрепленные частью 4 статьи 48 Закона об охране окружающей среды и абзацем 5 статьи 64 Закона об атомной энергии.

В соответствии с частью 4 статьи 48 Закона об охране окружающей среды ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов разрешается для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки. Для разрешения на ввоз требуется проведение государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз соответствующего проекта, а также обоснование общего снижения риска радиационного воздействия и повышения уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

Этой же нормой предусматривается, что ввоз на территорию России ОЯТ осуществляется на основе заключенных ею международных договоров, а порядок ввоза устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических интересов России.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 418, которое регулирует ввоз на территорию России отработавшего ядерного топлива, установлены возможные цели, условия, порядок ввоза ОЯТ и его транспортировки по российской территории. Возможных целей в данном акте предусматривается всего две: ввоз ОЯТ с целью временного технологического хранения с последующим обязательным возвратом государству-поставщику и ввоз ОЯТ с целью временного технологического хранения облученных сборок с последующей переработкой.

Статья 64 Закона об атомной энергии содержит общую норму, предусматривающую импорт ОЯТ на территорию России, а также устанавливает порядок формирования специальной комиссии, на основании заключения которой допускается импорт ОЯТ. Регулирование процесса ввоза, транспортировки, переработки и временного хранения ОЯТ на территории России осуществляется также различными подзаконными нормативными актами, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации, СанПиНами (СанПиНы - так сокращенно именуются в Российской Федерации стандарты санитарного контроля. - Примеч. ред.), нормами и правилами Ростехнадзора и др. Представляется, что закрепленные законами нормы, допускающие ввоз на территорию России ОЯТ, противоречат нормам Конституции.

Во-первых, импорт ОЯТ в целях переработки и временного хранения не соответствует норме статьи 9 российской Конституции, устанавливающей в качестве основополагающего принципа конституционного строя России следующее положение: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Тем не менее захоронение радиоактивных отходов, образующихся в процессе переработки ОЯТ, а также временное хранение этих отходов в течение нескольких десятилетий осуществляется в водных бассейнах, в подземных или горных хранилищах. При этом в любом из этих случаев природные ресурсы России загрязняются либо радиацией напрямую, либо остающимися радиоактивными элементами.

Во-вторых, происходит прямое нарушение статьи 42 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право каждого гражданина России на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Нарушение конституционного права на благоприятную окружающую среду выражается и в том, что транспортировка, временное хранение и переработка ОЯТ, предусмотренные Законом, наносят колоссальный вред окружающей среде, а захоронение отходов переработки на территории России, не упомянутое в Законе, приносит вред, не подлежащий какой-либо оценке. Кроме того, почти вся информация, связанная с атомной промышленностью, относится к государственной тайне и не подлежит разглашению на основании пункта 25 Указа Президента России от 11 февраля 2006 года N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" <26>. В результате этого информация о количестве ввезенного ОЯТ, его переработке и местах временного хранения, а также о количестве вывезенного обратно ОЯТ, местах захоронения отходов переработки не доводится до сведения общества, тем самым затрудняется или вообще исключается реализация конституционного права граждан на информацию о состоянии окружающей среды. Переработка ОЯТ производится в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), где установлен специальный режим, и доступ к информации попросту невозможен. Большинство граждан России даже не подозревают о грозящей им опасности.

--------------------------------

<26> Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 года N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 8. Ст. 892.

 

При возникновении аварийной ситуации неблагоприятные последствия могут быть очень тяжелыми, примером чего может служить авария на уже упомянутом ПО "Маяк", которая привела к радиоактивному загрязнению части территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей <27>.

--------------------------------

<27> См.: Шафиков А.М. К вопросу о социальных последствиях радиационных инцидентов на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (краткий историко-правовой абрис) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2013. Т. 13. N 1. С. 74 - 76, 75.

 

Законодательно не решен до конца вопрос о том, какой именно орган в России должен нести основную ответственность за реализацию государственной политики в области использования атомной энергии и за обеспечение ядерной и радиационной безопасности <28>? В российском атомном законодательстве до сих пор отсутствуют специальные нормы, регламентирующие ответственность за вред, наносимый ядерными материалами, а также финансовый и страховой механизмы, обеспечивающие возмещение подобного вреда.

--------------------------------

<28> См.: Грищенко А.И. Систематизация атомного законодательства России: современные проблемы и практичес



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.