Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа. Информация о публикации. Примечание к документу. Текст документа



Название документа

Статья: Правовая характеристика биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника как самостоятельной особоохраняемой природной территории

(Лунева Е.В.)

("Экологическое право", 2018, N 1)

Дата

22.01.2018

Информация о публикации

Лунева Е.В. Правовая характеристика биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника как самостоятельной особоохраняемой природной территории // Экологическое право. 2018. N 1. С. 38 - 43.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИОСФЕРНОГО ПОЛИГОНА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА КАК

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОСОБООХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ <*>

 

Е.В. ЛУНЕВА

 

--------------------------------

<*> Статья подготовлена при финансовой поддержке Казанского (Приволжского) федерального университета.

 

Лунева Елена Викторовна, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук.

 

В статье содержится обоснование того, что биосферные полигоны государственных природных биосферных заповедников создаются исключительно в целях апробирования и внедрения методов рационального природопользования. Показано, что такие особоохраняемые природные территории имеют свое территориальное зонирование, свой собственный правовой режим. Предложена структура правового режима биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Сделан вывод о том, что биосферные полигоны государственных природных биосферных заповедников являются самостоятельными особоохраняемыми природными территориями.

 

Ключевые слова: биосферный полигон, государственный природный биосферный заповедник, правовой режим, правовые запреты, правовые дозволения, особоохраняемая природная территория.

 

Legal Characteristics of the Biosphere Proving Ground of a State Biosphere Nature Reserve as an Independent Specially Protected Natural Reservation

E.V. Luneva

 

Luneva Elena V., Assistant Professor of the Department of Environmental, Labor Law and Civil Procedure of the Kazan (Volga Region) Federal University, Candidate of Legal Sciences.

 

The article substantiates that the biosphere proving ground (polygons) of state natural biosphere reserves possess the purpose of creation (approbation and introduction of methods of rational nature management), which is unique only for them. It is shown that such specially protected natural areas have their own territorial zoning and legal regime. The structure of the legal regime of the biosphere polygon of the state natural biosphere reserve is proposed. It is concluded that the biosphere polygons of the state natural biosphere reserves are independent specially protected natural areas.

 

Key words: biosphere proving ground, state natural biosphere reserve, legal regime, legal prohibitions, legal permits, specially protected natural area or protected area.

 

Популярность хозяйственной деятельности на особоохраняемых природных территориях все более и более возрастает. Законодатель расширяет пределы использования уникальных и редких экологических систем. Обозначенное обстоятельство особенно сильно ощущается в отношении биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. Для обеспечения сохранности природных достопримечательностей как биосферного полигона, так и государственного природного биосферного заповедника в целом необходимо эффективное правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений. Результат эколого-правового регулирования будет соответствовать его цели только при условии четкой целостной системы правовых норм, предусматривающей действенные правовые меры по сохранению природных комплексов и объектов. В Концепции развития системы особоохраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г. <1> сказано о необходимости более четкого нормативного правового обеспечения порядка образования и функционирования биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. Следовательно, исследование их правовой характеристики представляется актуальным, своевременным и востребованным.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2322-р "Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2012. N 3. Ст. 452.

 

Законодатель не дает легального определения "биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника". Ему посвящена всего лишь одна-единственная статья Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" <2>, а именно ст. 10, регламентирующая создание и функционирование биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. В ней закреплены правовые нормы, устанавливающие:

- цели образования биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников;

- возможность их создания из земельных участков государственных природных биосферных заповедников;

- порядок введения режима особой охраны;

- возможность размещения объектов капитального строительства и связанной с ними инфраструктуры;

- основы гражданского оборота земельных участков биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

 

Цели образования биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. Отсутствие точности и системности в правовом регулировании функционирования биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников обнаруживается уже в целях их создания. Нормативно установлено, что они образуются для: (1) проведения научных исследований, (2) осуществления государственного экологического мониторинга и (3) апробирования и внедрения методов рационального природопользования. Однако первые две цели несостоятельны! Проведение научных исследований (включая ведение Летописи природы) и осуществление государственного экологического мониторинга проводятся в самих заповедниках и относятся законом к задачам заповедников (п. "б", "в" ст. 7 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"). Очевидно, что на территории государственного природного биосферного заповедника фоновые концентрации более "точные", чем фоновые концентрации на территории его биосферного полигона. Результаты государственного мониторинга будут более достоверными, если фоновые концентрации брать на территории заповедника, а не его биосферного полигона, где возможна некоторая хозяйственная деятельность. Следовательно, единственная цель создания биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника должна быть представлена только апробированием и внедрением методов рационального природопользования.

Понятие "биосферного полигона государственного природного заповедника" в науке <3>. Под биосферным полигоном государственного природного биосферного заповедника А.К. Голиченков признает особоохраняемую природную территорию, описание которой он дает через те же параметры, что закреплены в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" <4>. Также автором настоящей статьи было предложено под биосферным полигоном государственного природного биосферного заповедника понимать "особо охраняемую природную территорию, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и использования, являющуюся частью государственного природного биосферного заповедника, образованную из земельных участков, вновь присоединенных к его территории в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы" <5>. Однако такое определение нельзя признать удачным, поскольку оно требует определенной корректировки и доработки в части целей создания и самостоятельности функционирования биосферного полигона.

--------------------------------

<3> Частично этот вопрос был рассмотрен: Лунева Е.В. Государственная политика в сфере рационального природопользования в биосферных полигонах заповедников: правовые проблемы реализации // Экологическое право. 2017. N 1. С. 9.

<4> Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов: Учебное пособие. М.: Городец, 2008. 448 с.

<5> Лунева Е.В. Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. Кн. 2. С. 554 - 566.

 

В исследованиях по экологии А.Н. Кудактин, А.Г. Крохмаль при раскрытии понятия "биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника" делают акцент на щадящий регулируемый режим природопользования, при котором возможно оказание рекреационных услуг и апробирование степени их воздействия на экосистемы <6>. Опять-таки в приведенной дефиниции просматривается единственная цель создания биосферного полигона - апробирование и внедрение методов рационального природопользования.

--------------------------------

<6> Кудактин А.Н., Крохмаль А.Г. Создание биосферных полигонов - путь рационального использования ООПТ // Фундаментальные исследования. 2007. N 12 (ч. 2). С. 405 - 407.

 

Следовательно, ни в прикладной экологии, ни в правовой науке не выработано единого понимания категории "биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника". В основном речь идет об отдельных характеристиках биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников.

Биосферный полигон - составная часть государственного природного биосферного заповедника или самостоятельная особоохраняемая природная территория? Законодатель однозначно не определил, входит ли биосферный полигон в состав государственного природного биосферного заповедника, или это автономная особоохраняемая природная территория со своим собственным правовым режимом? В теории экологического права высказывается мнение о том, что если биосферный полигон включается в территорию государственного природного биосферного заповедника, то становится частью буферной зоны последнего <7>. Указанная научная позиция возникла из-за того, что некоторые положения о государственных природных биосферных заповедниках, которые даже не были официально опубликованы, содержат такую возможность. Например, в п. 3.5 Положения о ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник" имени Х.Г. Шапошникова сказано, что "территория биосферного полигона выделяется в границах территории заповедника" <8>. Аналогичное правило содержится в п. 3 приложения N 10 к Положению о ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Баргузинский" <9>. Судебная практика, руководствуясь только вышеназванными положениями, также трактовала, что биосферный полигон является составным элементом территории государственного природного биосферного заповедника <10>. Однако биосферный полигон имеет свое собственное территориальное зонирование (об этом немного ниже), отличное от зонирования заповедника. Последнее обстоятельство наталкивает на мысль о самостоятельности биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника.

--------------------------------

<7> Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Зозуля В.В., Каленченко М.М. Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (постатейный) / Под ред. О.Л. Дубовик. 2-е изд., перераб. и доп. 2015 // СПС "КонсультантПлюс".

<8> Положение о федеральном государственном учреждении "Кавказский государственный природный биосферный заповедник" имени Х.Г. Шапошникова (утв. Минприроды России 19 июля 2002 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

<9> Положение о федеральном государственном учреждении "Государственный природный биосферный заповедник "Баргузинский" (утв. Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 24 декабря 1997 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://kniga.seluk.ru/k-biologiya/508057-1-polozhenie-federalnom-gosudarstvennom-uchrezhdenii-gosudarstvenniy-prirodniy-biosferniy-zapovednik-barguzinskiy-i.php (дата обращения: 13.12.2017).

<10> См., напр.: Апелляционное определение Ярославского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-3151/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Анализ возможности создания биосферного полигона из части территории государственного природного биосферного заповедника. До недавнего времени существовал правовой пробел по образованию биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. Указанный пробел позволял ведомственным актам (положение о биосферном полигоне конкретного государственного природного биосферного заповедника или положение о государственном природном биосферном заповеднике <11>) образовывать биосферные полигоны из земельных участков государственных природных биосферных заповедников. Совершенно необоснованно 3 июля 2016 г. п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" был дополнен предложением: "В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных заповедников" <12>. Обратим внимание, что в указанном нововведении законодатель в словосочетании "государственных природных заповедников" пропустил слово "биосферных". В результате проявился явный недостаток юридической техники, поскольку биосферный полигон может быть присоединен только к государственным природным заповедникам, имеющим режим "биосферных" (входят в систему международных биосферных резерватов).

--------------------------------

<11> Еще раз обратим внимание, что такие положения даже не были официально опубликованы! В настоящее время положения о новообразованных заповедниках и полигонах не только публикуются, но и проходят регистрацию в Минюсте России.

<12> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 1) // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4187.

 

Практически сразу после законодательной новеллы Минприродой России был подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил создания биосферных полигонов в границах государственных природных биосферных заповедников" (по состоянию на 9 августа 2016 г.) <13>, который так и не был подписан. Указанный проект интересен тем, что содержит критерии принятия решений о создании биосферных полигонов в границах государственных природных биосферных заповедников. К одному из таких критериев относится необходимость реализации деятельности в области рационального природопользования, имеющей приоритетное значение для социально-экономического развития региона на соответствующем участке биосферного полигона. А каковы в свою очередь признаки, оценивающие приоритетное значение для социально-экономического развития региона? Не раскрывается...

--------------------------------

<13> URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения: 13.12.2017).

 

Предоставленная законом возможность образовывать биосферный полигон из участков заповедника фактически является легальным инструментом изменения правового режима таких земельных участков с преимущественно запретительного на запретительно-дозволительный тип. Руководствуясь целью сохранения уникальных и редких природных комплексов и объектов, целесообразно было бы закрепить совершенно противоположное правило, согласно которому территория биосферного полигона может состоять из земельных участков, только вновь присоединенных к территории заповедника, а также установить запрет на образование биосферных полигонов из земельных участков, выделенных из состава заповедника.

Содержание биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. На законодательном уровне этот вопрос вообще никак не урегулирован. Обычно содержание биосферного полигона осуществляется за счет средств и штатов "природоохранного" учреждения, ведающего государственным природным биосферным заповедником <14>. Иногда в структуре соответствующего "природоохранного" учреждения создается филиал с аналогичным названием. Например, такой филиал создан в составе ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Саяно-Шушенский" (см. п. 3 приложения N 3 к Положению о ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Саяно-Шушенский") <15>.

--------------------------------

<14> Пункт 5 приложения N 5 к Положению о ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник" имени Х.Г. Шапошникова; пункт 3 приложения N 10 к Положению о ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Баргузинский".

<15> Положение о федеральном государственном учреждении "Государственный природный биосферный заповедник "Саяно-Шушенский" (утв. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 15 февраля 2001 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://dokipedia.ru/document/5286060 (дата обращения: 13.12.2017).

 

Зонирование биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. Биосферные полигоны государственных природных биосферных заповедников имеют свое внутреннее территориальное зонирование. Их дифференцированный правовой режим предусмотрен п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". На практике выделяются следующие зоны биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника:

- буферная зона (или зона покоя);

- зона частичного хозяйственного использования;

- зона полного хозяйственного использования (или зона традиционной хозяйственной деятельности) <16>.

--------------------------------

<16> См., напр.: пункт 9 приложения N 5 к Положению о ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник" имени Х.Г. Шапошникова.

 

Правовой режим биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Первоначально конкретный режим биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника вводился индивидуальным положением о нем. К положениям о биосферных полигонах часто обращалась и судебная практика <17>.

--------------------------------

<17> Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г. по делу N А66-15646/2014; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2015 г. N 09АП-55983/2014 по делу N А40-19006/2014/144-126; решение Приморского краевого суда от 26 ноября 2014 г. по делу N 21-1144/2014 // СПС "КонсультантПлюс".

 

С конца 2013 г. режим биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о государственном природном биосферном заповеднике <18>, утверждаемым Приказом или Минприроды России, или Федерального агентства научных организаций. Поэтому, как правило, положение о биосферном полигоне оформляется в виде приложения к положению о государственном природном биосферном заповеднике. Например, Положение о биосферном полигоне Баргузинского государственного природного биосферного заповедника является приложением N 10 к Положению о ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Баргузинский". В то же время Положение о биосферном полигоне Окского государственного природного биосферного заповедника не является частью Положения о ФГУ "Окский государственный природный биосферный заповедник", а представлено отдельным документом.

--------------------------------

<18> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6971.

 

Структура правового режима биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Предлагаем в структуре правового режима биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника выделять два основных правовых компонента. Первый компонент включает запреты <19> и дозволения по их использованию (осуществлению конкретных видов деятельности). Второй компонент состоит из запретов и дозволений по гражданскому обороту земельных участков в составе биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника (см. рис.). Все запреты и дозволения выделены на основании анализа положений о конкретных биосферных полигонах или положений о государственных природных биосферных заповедниках <20>.

--------------------------------

<19> Категория "запреты" охватывает как частичные запреты (следует относить к ограничениям), так и полные запреты (самостоятельные правовые средства).

<20> См., напр.: пункт 10 приложения N 5 к Положению о ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник" имени Х.Г. Шапошникова; пункт 9 приложения N 10 к Положению о ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Баргузинский".

 

                    ┌─────────────────────┐

                    │ Правовой режим БП │

                    └───────────┬─────────┘

               ┌────────────────┴───────────────┐

               │                           │

               V                           V

┌───────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────┐

│  Компонент по   │.....│ Компонент по гражданскому │

│использованию территории БП│ │обороту земельных участков БП│

└───────────────┬───────────┘ └──────────────┬──────────────┘

    ┌──────────┴────────┐          ┌───────┴─────────┐

    │              │          │            │

    V              V          V            V

┌─────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐

│Запреты вольные и│ │Дозволения по│ │Запреты по │ │Дозволения по│

│ частичные) по │..│использованию│....│ обороту │..│ обороту │

│ использованию │ │территории БП│ │ земельных │ │ земельных │

│ территории БП │ │        │ │участков БП│ │ участков БП │

└─────────────────┘ └─────────────┘ └───────────┘ └─────────────┘

 

Рис. Структура правового режима биосферного полигона

государственного природного биосферного заповедника

(БП - биосферный полигон)

 

Запреты по использованию биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников:

1) изменение гидрологического режима;

2) нарушение почвенного покрова;

3) осуществление изыскательских работ и разработки полезных ископаемых, выходов минералов и горных пород;

4) строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, а также зданий, сооружений, дорог и путепроводов;

5) применение минеральных удобрений;

6) интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

7) загрязнение бытовыми и производственными отходами;

8) другие виды негативного воздействия, приводящие к нарушению естественного развития природных процессов.

В перечне приведенных запретов по использованию биосферных полигонов встречаются запреты, аналогичные тем, которые формируют режим особой охраны государственных природных заповедников. Например, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации (абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"). В то же время многие из запретов указанного перечня соответствуют запретам, действующим на территории национальных парков (деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима, разведка и разработка полезных ископаемых - п. 2 ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"). Однако имеются и собственные "полигонные" запреты (применение минеральных удобрений).

Дозволения по использованию биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников:

1) размещение объектов капитального строительства и связанной с ними инфраструктуры для развития рекреации, туризма и спорта <21>. Чтобы туристско-рекреационные объекты, обслуживаемые коммерсантами, не наносили вреда редким экологическим системам, предлагаем предусмотреть их обязанность заключать договоры о совместной деятельности без цели извлечения прибыли с учреждениями, ведающими заповедниками <22>;

2) ограниченное пользование растительным миром (сбор лекарственно-технического сырья);

3) охота, рыболовство;

4) экологический туризм;

5) рубки промежуточного пользования;

6) побочное пользование лесом.

--------------------------------

<21> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 603-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, размещение которых допускается на территориях биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников" // СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2254.

<22> См. подр.: Лунева Е.В. Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим.

 

Обратим внимание на сравнительно большой перечень дозволений по использованию биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников по сравнению с дозволениями, действующими в заповедниках. В заповедниках разрешена лишь деятельность, направленная: на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение их изменений; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; осуществление государственного экологического мониторинга; выполнение научно-исследовательских задач; ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма; осуществление государственного надзора в области охраны и использования особоохраняемых природных территорий (п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").

Запреты по гражданскому обороту земельных участков биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников:

1) приватизация земельных участков биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников;

2) совершение иных гражданско-правовых сделок, направленных на отчуждение таких земельных участков.

В приведенном случае запреты по гражданскому обороту земельных участков одинаково действуют как на территории биосферного полигона, так и в границах государственного природного биосферного заповедника. Системное толкование правовых норм позволяет сделать вывод о том, что земельные участки в границах биосферных полигонов по всем признакам подпадают под ограниченные в обороте, а в государственных природных биосферных заповедниках - под изъятые из оборота <23>. Их отличия проявляются в разном объеме дозволений.

--------------------------------

<23> См. подр.: Лунева Е.В. Проблема разграничения ограниченных и изъятых из гражданского оборота земельных участков в особо охраняемых природных территориях // Правовые вопросы недвижимости. 2016. N 1. С. 23 - 27.

 

Дозволения по имущественному обороту земельных участков биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников:

1) договор аренды земельного участка биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника;

2) предоставление рассматриваемых земельных участков в безвозмездное пользование работникам соответствующих "природоохранных" учреждений в виде служебных наделов (ведение личного подсобного хозяйства, сенокос, выпас служебного и личного конепоголовья, крупного и мелкого рогатого скота, размещение пасек).

На территории заповедников действует всего лишь одно-единственное дозволение по предоставлению земельного участка. Речь идет о предоставлении служебного надела, и то только на участках частичного хозяйственного использования (п. 5 ст. 11 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").

Результатом проведенного исследования являются следующие выводы:

1. Биосферные полигоны государственных природных биосферных заповедников обладают исключительно характерной только для них целью создания (апробирование и внедрение методов рационального природопользования).

2. Биосферные полигоны государственных природных биосферных заповедников имеют свое территориальное зонирование.

3. Биосферные полигоны государственных природных биосферных заповедников имеют свой собственный правовой режим с характерными только для них запретами и дозволениями.

Эти три выявленных признака дают основание признавать биосферные полигоны самостоятельными особоохраняемыми природными территориями, хотя и примыкающими к государственным природным биосферным заповедникам.

Таким образом, под биосферным полигоном государственного природного биосферного заповедника следует понимать особоохраняемую природную территорию, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и использования, образованную из земельных участков, вновь присоединенных к территории государственных природных биосферных заповедников с целью апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы.

 

Литература

 

1. Бринчук М.М. Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (постатейный) / М.М. Бринчук; Под ред. О.Л. Дубовик. 2-е изд., перераб. и доп. СПС "КонсультантПлюс".

2. Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов: Учебное пособие / А.К. Голиченков. М.: Городец, 2008. 488 с.

3. Кудактин А.Н. Создание биосферных полигонов - путь рационального использования ООПТ / А.Н. Кудактин, А.Г. Крохмаль // Фундаментальные исследования. 2007. N 12 (ч. 2). С. 405 - 407.

4. Лунева Е.В. Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим / Е.В. Лунева // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. Кн. 2. С. 554 - 566.

5. Лунева Е.В. Государственная политика в сфере рационального природопользования в биосферных полигонах заповедников: правовые проблемы реализации / Е.В. Лунева // Экологическое право. 2017. N 1. С. 8 - 12.

6. Лунева Е.В. Проблема разграничения ограниченных и изъятых из гражданского оборота земельных участков в особо охраняемых природных территориях / Е.В. Лунева // Правовые вопросы недвижимости. 2016. N 1. С. 23 - 27.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.