Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа. Информация о публикации. Примечание к документу. Текст документа



Название документа

Статья: Негативное воздействие на природную среду при размещении отходов: вопросы экологической безопасности

(Ильясов М.-С.З.)

("Современное право", 2017, N 12)

Дата

25.12.2017

Информация о публикации

Ильясов М.-С.З. Негативное воздействие на природную среду при размещении отходов: вопросы экологической безопасности // Современное право. 2017. N 12. С. 47 - 49.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ

ОТХОДОВ: ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

М.-С.З. ИЛЬЯСОВ

 

Ильясов М.-С.З., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Россия, г. Москва.

 

Рассматриваются вопросы экологической безопасности Российской Федерации при негативном воздействии на природную среду в результате размещения отходов. Оцениваются угрозы экологической безопасности из-за высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности.

 

Ключевые слова: национальная безопасность, экологическая безопасность, негативное воздействие на окружающую среду, отходы производства и потребления, Стратегия экологической безопасности.

 

Negative Impact on Natural Habitat in Case of Waste Disposal: Issues of Ecological Safety

M.-S.Z. Ilyasov

 

Ilyasov Magomet-Sali Z., Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Civil and Labour Law, Civil Procedure at Kikot' Moscow University of Russian Internal Affairs Ministry, Russia, Moscow.

 

Issues of ecological safety of the Russian Federation are considered in case of negative impact on natural habitat as a result of waste disposal. Threats to ecological safety are estimated due to high level of anthropogenic impact on natural habitat and significant environmental effects of past economic activities.

 

Key words: national security, ecological safety, negative impact on environmental habitat, production and consumer waste, Strategy of ecological safety.

 

Одним из важных принципов государственной политики по обеспечению экологической безопасности является конституционный принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В Стратегии национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683) дано понятие национальной безопасности Российской Федерации, одной из составляющих которой названа экологическая безопасность. В Стратегии национальной безопасности указано, что одной из стратегических целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования является ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Проблемы в области экологии обостряются в связи с наличием значительного количества экологически опасных производств, нехваткой мощностей по очистке атмосферных выбросов, промышленных и городских сточных вод, по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению и переработке твердых отходов производства и потребления; с загрязнением окружающей среды, вызванным трансграничным переносом токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ с территорий других государств. Усилению действия этих факторов способствует недостаточная эффективность государственного контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических нормативов хозяйствующими субъектами, а также низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения [4].

Как отмечается в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012), экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

Экологические проблемы, связанные с климатическими изменениями, негативным воздействием на окружающую среду, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, влияют на интересы граждан Российской Федерации в сфере экологической безопасности. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

Экологическая ситуация на территории России, где проживает основная часть населения страны и где сосредоточена большая часть промышленного и сельскохозяйственного производства, оценивается как неблагоприятная по экологическим показателям.

В Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176; далее - Стратегия экологической безопасности) отмечается, что окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 3/4 населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн человек, что составляет 17% городского населения страны [5].

Качество воды в водных объектах из-за сбросов промышленных и бытовых сточных вод, а также вод с земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным. Только десятая часть сточных вод сбрасывается в водные объекты очищенными до установленных нормативов допустимых сбросов. Практически около 90% сточных вод сбрасывается в водные объекты без очистки или недостаточно очищенными, вследствие чего более трети населения России пользуется водой, которая не соответствует гигиеническим нормативам.

Важными и требующими своего решения являются вопросы, касающиеся отходов производства и потребления, значительная часть которых составляет накопленный вред окружающей среде. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ст. 1 определяет, что накопленный вред окружающей среде - это вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме [3].

В настоящее время в результате хозяйственной и иной деятельности накоплено более 30 млрд тонн отходов производства и потребления. Дополнительно к этому ежегодно образуются около 4 млрд тонн отходов производства и потребления, в числе которых около 60 млн тонн твердых коммунальных отходов. Территория, отведенная под размещение отходов, составляет около 4 млн га, и она ежегодно увеличивается примерно на 350 тыс. га. Если учитывать, что территория, на которой сосредоточена большая часть населения страны и производственных мощностей, составляет 15% от всей площади России, общая площадь загрязненных земель, находящихся в обороте, составляет около 75 млн га, площадь нарушенных земель, утративших свою хозяйственную ценность или оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, составляет более 1 млн га, опустыниванию подвержены земли площадью более 100 млн га, то становится понятным, насколько реальны угрозы экологической безопасности.

В статье "Правовые меры охраны окружающей среды от отходов производства и потребления" Е.И. Химикус отмечает, что производственная база подавляющего числа предприятий России характеризуется высокими удельными показателями ресурсо-, материало- и энергопотребления, что обусловливает образование значительного объема отходов при низком уровне их переработки [6, с. 66 - 70]. Если при этом учитывать, что Россия находится в условиях проведения экономических санкций, в числе которых оказывается ограничение доступа к иностранным экологически чистым инновационным технологиям, материалам и оборудованию, то можно предположить, что реализация государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации потребует от государства большого количества финансовых вложений, что является существенной проблемой для нашей страны на нынешнем этапе экономического развития [2, с. 31 - 33].

В Конституции РФ прописано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Коренным образом изменить экологическую ситуацию в Российской Федерации возможно при активном участии всех субъектов, задействованных в этом процессе. Органы государственной власти Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридические лица и граждане должны в полной мере задействовать все имеющиеся возможности для сохранения и восстановления окружающей среды [1, с. 225 - 226].

В Стратегии экологической безопасности определены цели, основные задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, реализация которых позволит сохранить и восстановить природную среду, обеспечить качество окружающей среды, ликвидировать накопленный вред окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности, а также позволит более рационально использовать природные ресурсы.

 

Список литературы

 

1. Брунер Р.А. Актуальные проблемы доказывания вины юридического лица в административно-деликтном законодательстве // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. N 14-1. С. 225 - 226.

2. Брунер Р.А. Отличие административного приостановления деятельности от приостановления действия лицензии // Современное право. 2007. N 1. С. 31 - 33.

3. Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

5. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 // Собрание законодательства РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.

6. Химикус Е.И. Правовые меры охраны окружающей среды от отходов производства и потребления // Современное право. 2016. N 12. С. 66 - 70.

 

References

 

1. Bruner R.A. Aktual'nye problemy dokazyvanija viny juridicheskogo lica v administrativno-deliktnom zakonodatel'stve // Aktual'nye problemy bor'by s prestuplenijami i inymi pravonarushenijami. 2016. N 14-1. S. 225 - 226.

2. Bruner R.A. Otlichie administrativnogo priostanovlenija dejatel'nosti ot priostanovlenija dejstvija licenzii // Sovremennoe pravo. 2007. N 1. S. 31 - 33.

3. Ob ohrane okruzhajushhej sredy: Feder. zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 29.07.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. N 2. St. 133.

4. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. N 1 (ch. II). St. 212.

5. O Strategii jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 19.04.2017 N 176 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017. N 17. St. 2546.

6. Himikus E.I. Pravovye mery ohrany okruzhajushhej sredy ot othodov proizvodstva i potreblenija // Sovremennoe pravo. 2016. N 12. S. 66 - 70.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.