Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа. Информация о публикации. Примечание к документу. Текст документа



Название документа

Статья: Меры поддержки при внедрении наилучших доступных технологий

(Манкулова Ж.А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)

Дата

13.07.2018

Информация о публикации

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Манкулова Ж.А. Меры поддержки при внедрении наилучших доступных технологий // СПС КонсультантПлюс. 2018.

Примечание к документу

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 13.07.2018.

Текст документа

 

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 13 июля 2018 года

 

Ж.А. МАНКУЛОВА

 

Манкулова Жанна Айковна, советник по правовым вопросам ООО "ЛЕКСАР Про".

 

Законодательную базу перехода на наилучшие доступные технологии (далее - НДТ) сформировал Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), затрагивающий основы правового регулирования в области экологической безопасности.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 219-ФЗ, в частности:

- определяет понятие НДТ;

- предусматривает разработку информационно-технических справочников (далее - ИТС) по НДТ;

- предусматривает нормирование воздействия наиболее экологически опасных объектов с учетом технологических показателей НДТ;

- формулирует меры государственной поддержки внедрения НДТ.

Указанные нормы взаимосвязаны с распределением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), на категории и применимы в обязательном порядке к объектам I категории (объекты, оказывающие значительное НВОС).

Критерии отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

Изменения законодательства в отношении НДТ ориентированы на нормы европейского права, в частности Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2008/1/ЕС от 15.01.2008 "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" и 2010/75/ЕС от 24.11.2010 "О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)". В п. 7 ст. 28.1 Федерального закона N 7-ФЗ прямо указано, что при разработке ИТС могут использоваться международные ИТС по НДТ.

В ст. 28.1 Федерального закона N 7-ФЗ в общем виде отражена совокупность критериев для определения НДТ:

- наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

- экономическая эффективность внедрения и эксплуатации НДТ;

- применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

- период ее внедрения;

- промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих НВОС.

ИТС по НДТ содержат в числе прочего следующие сведения:

- указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

- описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т.ч. перечень основного технологического оборудования;

- технологические показатели НДТ;

- методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их НВОС и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего НВОС.

Несмотря на то что состав сведений в ИТС и указания по их учету отражены в Федеральном законе N 7-ФЗ, статус и условия применения ИТС регулируются законодательством о стандартизации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" ИТС - документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.

Соответственно, ИТС (как документы стандартизации) предназначены для добровольного применения (т.е. невыполнение содержащихся в них положений само по себе не влечет правовых последствий), за исключением случаев, если на официально опубликованные ИТС есть ссылки (наименование и обозначение ИТС с указанием даты утверждения) в нормативных правовых актах.

В рамках государственного регулирования в области НДТ нормативными документами в области охраны окружающей среды (ст. 29 Федерального закона N 7-ФЗ) устанавливаются обязательные к применению технологические показатели НДТ, определяющие концентрации загрязняющих веществ, объем и (или) массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образования отходов, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (выполняемой работы, оказываемой услуги), т.е. направленные в том числе на ресурсо- и энергосбережение.

Согласно ст. 23 Федерального закона N 7-ФЗ (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2019) технологические показатели НДТ устанавливаются не позднее 6 месяцев после опубликования ИТС.

В свою очередь, технологические нормативы должны будут устанавливаться на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей НДТ.

Учет технологических показателей НДТ должен будет осуществляться на стадиях проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к областям применения НДТ.

Согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона N 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, включает в том числе информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ.

В силу ст. 31.1 (вступает в силу с 01.01.2019) Федерального закона N 7-ФЗ лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, будут получать комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР). Именно данными разрешениями будут устанавливаться технологические нормативы.

Кроме того, такие разрешения вправе получить лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории.

Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2019) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, а также материалы обоснования КЭР (в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении проектной документации таких объектов) являются объектами данной экспертизы федерального уровня.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона N 7-ФЗ государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ может осуществляться посредством:

- предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

- предоставления льгот в отношении платы за НВОС в соответствии с природоохранным законодательством;

- выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с этим пп. 5 п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019; далее - НК РФ) установлено, что в отношении основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, может применяться ускоренная амортизация со специальным повышающим коэффициентом. Соответствующий перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р и в настоящее время содержит порядка 600 позиций. При этом в распоряжение внесена информация о количественных показателях, установленных в ИТС по НДТ в разрезе наименований технологического оборудования, а нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение такого оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении НДТ, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.

Однако учитывая убедительно выраженный приоритет фискальной функции налогового законодательства над стимулирующей, что с особой последовательностью и нарастающим энтузиазмом поддерживается судебной практикой (при льготировании чего бы то ни было, вне связи с поддерживаемыми национальными приоритетами (пример - последнее Определение ВС РФ по т.н. энергоэффективной льготе от 17.04.2018 N 305-КГ18-501), довольно сложно прогнозировать результаты применения пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ. Тем более, когда речь идет о крупнейших налогоплательщиках. Вопросы у налогового органа могут возникнуть даже с учетом формулировки новой статьи НК РФ ("эксплуатируемому в случае применения НДТ"). Что будет этому соответствовать - единственно факт постановки на баланс и подтвержденной эксплуатации технологического оборудования в соответствии с технической документацией, то же, но только после получения КЭР, либо же только с момента достижения целевых показателей по КЭР? Это не ясно.

В позитивном ключе пока можно констатировать только сам факт формализации новой налоговой льготы, которая может отчасти компенсировать тяжело отстаиваемые права при ускоренной амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности.

К налоговым льготам относится также возможность предоставления инвестиционного налогового кредита (далее - ИНК) при внедрении НДТ. Льгота, предусмотренная подп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ, может применяться для осуществления иных мероприятий по снижению НВОС, предусмотренных п. 4 ст. 17 Федерального закона N 7-ФЗ, не только при внедрении НДТ.

ИНК представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (одному или нескольким) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

ИНК предоставляется как по налогу на прибыль организаций, так и по региональным и местным налогам.

ИНК предоставляется на сумму, соответствующую 100 процентов стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных в НК РФ целях, на срок от 1 до 5 лет. При этом уменьшение суммы налога в каждом отчетном периоде не может превышать 50% соответствующих платежей по налогу.

ИНК предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности.

Основания для получения ИНК должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

В соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@, в случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении ИНК, представляются следующие документы:

a) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения ИНК;

b) документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для целей, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ;

c) бизнес-план инвестиционного проекта.

Договор накладывает определенные ограничения на налогоплательщика, например, связанные с возможностью и условиями распоряжения имуществом, в непосредственной связи с которыми предоставлен ИНК.

Полагаю, что во взаимосвязи с амортизационной политикой в части налога на прибыль могут быть достигнуты временные эффекты в отношении наличия и размера собственных финансовых ресурсов, что может быть важно для решения индивидуальных задач предприятий.

Возможности, связанные с получением ИНК, открыты с 01.01.2016.

С 01.01.2020 должны вступить в силу специальные коэффициенты (0, 1, 25 и 100) к ставкам платы за НВОС, направленные на экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов в целях проведения ими мероприятий по снижению НВОС и внедрения НДТ.

Коэффициент 0 будет применяться с 01.01.2020 к ставке платы за НВОС за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов (нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования НДТ) после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС (п. 5 ст. 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Коэффициент 100 к ставкам платы предусматривается в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Таким образом, позитивное регулирование сочетается с негативным.

Также предусмотрено применение механизма уменьшения платы за НВОС на фактически произведенные затраты на реализацию предусмотренных п. 4 ст. 17 Федерального закона N 7-ФЗ мероприятий по снижению НВОС (в том числе внедрение НДТ), включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, в пределах исчисленной платы раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (п. 11 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды).

В Российской Федерации внедрение НДТ, изначально закрепленное в природоохранном законодательстве, рассматривается как важный инструмент промышленной политики.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" возможно предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в т.ч. с использованием НДТ, а в силу его ст. 12 - предоставление финансовой поддержки организациям, реализующим проекты по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в т.ч. посредством использования НДТ.

Поиски следов этих деклараций в конкретных мероприятиях свидетельствуют о том, что с разной степенью относимости можно говорить о возможности получения ряда субсидий, самыми очевидными из которых являются субсидии на компенсацию части расходов, понесенных на уплату процентов по кредитам на инвестиционные проекты и по возмещению части затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Сразу следует оговориться, что субсидии ограниченного действия, если смотреть на перечень областей применения НДТ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 N 2674-р. Перечисленные субсидии относятся только к обрабатывающим производствам. Вместе с тем лесная промышленной, химическая промышленность под их действие вполне попадают. Для химической промышленности, наверное, это может быть особенно интересно, учитывая сокращение отраслевой поддержки.

Экономия выражается в 100 - 150 млн руб. по каждому правовому основанию, но это максимум.

Начиная с 01.01.2019 законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность заключения специального инвестиционного контракта, в ходе которого внедряются НДТ (далее - экологический СПИК).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.12.2017 N 1564 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта", утверждающим новую редакцию Правил заключения СПИК, вступающую в силу с 18.06.2018 (далее - Правила), экологический СПИК хотя и не предусматривает освоения новой продукции или существенного наращивания объемов (увеличения глубины локализации) уже выпускаемой продукции, рассматривается как разновидность проектов по модернизации производства промышленной продукции (пп. "а" п. 3 Правил).

Типовая форма СПИК предусматривает возможность заключения экологического СПИК только в отношении внедрения НДТ на объектах I и II категорий. При этом соответствующие объекты должны относится к объектам, для которых на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (для объектов I категории - дополнительно технологических нормативов) разрабатываются и утверждаются программа повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды.

Предметом экологического СПИК выступают обязательства инвестора достигнуть нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов, установленных планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов I категории) или программой повышения экологической эффективности (для объектов II категории) путем установки и введения в эксплуатацию основного технологического оборудования, соответствующего Перечню согласно распоряжения Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р.

В силу особенностей экологического СПИК, инвестор наряду с общими для всех видов СПИК документами дополнительно представляет: а) план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности; б) перечень планируемых к внедрению НДТ (п. 23 Правил).

Экологический СПИК предоставляет инвестору возможность получить следующие преференции:

1) стабильность условий осуществления инвестиционного проекта и производственной деятельности, так как в отношении инвестора не применяются законодательные запреты, ограничения в отношении выполнения СПИК, введенные после заключения контракта;

2) возможность снижения ставок региональных и муниципальных налогов (налога на имущество, земельного налога, в зависимости от регионального и муниципального законодательства); примечание по РИП: СПИК не соотносится с РИП в вопросе налога на имущество, земельного налога. Регионы в своих законах предусматривают прямые льготы для участников СПИК, например, ст. 26.20 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области";

3) заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной СПИК, без проведения торгов (подп. 23.2 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

4) упрощенные процедуры участия в субсидиарных программах (например, в рамках Постановлений Правительства РФ от 10.02.2018 N 145, от 26.04.2017 N 496, от 27.12.2012 N 1432). С учетом приведенных выше оговорок;

5) безвозмездное получение по решению государственного заказчика права РФ на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) на условиях исключительной лицензии на весь срок действия СПИК, но не более срока действия правовой охраны РИД, в случае если РИД является технологической основой деятельности по реализации СПИК (пп. "г" п. 19, п. 19(7) Постановления Правительства РФ от 22.03.2012 N 233 в ред. от 01.03.2018 "Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения").

Однако к экологическому СПИК фактически оказываются не применимы такие общие льготы для СПИК, как:

1) возможность снижения до 0 процентов ставок по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в федеральный и региональный бюджеты, применение ускоренной амортизации основных средств, произведенных в соответствии с условиями СПИК (п. 2 ст. 25.9, подп. 3 п. 3 ст. 284.3, подп. 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ);

2) получение статуса российского производителя и доступ к государственному заказу с возможностью получения статуса единственного поставщика продукции, произведенной в рамках СПИК (Федеральный закон от 03.07.2016 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 N 550 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 N 719").

Перечисленные преференции не действуют в силу того, что экологический СПИК не предполагает своим результатом производство продукции, а следовательно, и получение прибыли от ее реализации.

При этом применение повышающего коэффициента к норме амортизации, предусмотренное подп. 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ относительно основных средств, произведенных по СПИК, предполагает применение льготы лицом, использующим указанные основные средства, а не участником СПИК. Во всяком случае, ранее говорилось, инвестор, внедряющий НДТ, является получателем рассматриваемой льготы в отношении оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ в силу подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ, вступающего в силу с 01.01.2019.

В качестве вывода можно отметить, что меры стимулирования деятельности по переходу на НДТ законодателем явно не выражены. В единичных случаях формализации специальных мер поддержки, они, по нашему мнению, не дают гарантий бесспорного применения и несут за собой риски увеличения сервисных расходов. Можно сказать, что к НДТ применимы общие инвестиционные льготы, но и их применение ограничено по отраслевому признаку, а также с учетом того, что НДТ не связано целями непосредственно с ростом товарного производства, как связано с качественной средой осуществления деятельности в сфере промышленности. Сомнительно, что предусмотренные природоохранным законодательством льготы по плате за НВОС могут иметь значительный вес. При указанных обстоятельствах, до развития законодательства об экологической промышленной политике и внесения изменений в налоговое законодательство можно констатировать преобладание негативного регулирования при внедрении НДТ.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.