Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа. Информация о публикации. Примечание к документу. Текст документа



Название документа

Статья: Экологическое страхование как мера экономико-правового характера охраны окружающей среды

(Страунинг Ю.А.)

("Российский следователь", 2017, N 7)

Дата

22.03.2017

Информация о публикации

Страунинг Ю.А. Экологическое страхование как мера экономико-правового характера охраны окружающей среды // Российский следователь. 2017. N 7. С. 35 - 37.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК МЕРА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО

ХАРАКТЕРА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Ю.А. СТРАУНИНГ

 

Страунинг Юлия Анатольевна, заместитель начальника кафедры криминологии Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

 

Статья посвящена экологическому страхованию как мере экономико-правового характера охраны окружающей среды; рассматриваются проблемы реализации механизмов экологического страхования, методология оценки экологической опасности предприятий и производств, а также криминологические задачи, такие как урегулирование вопросов материальной ответственности субъектов экономической деятельности за причинение экологического вреда, возмещение причиненного ущерба как гражданам, так и обществу, предупреждение экологических деликтов в целом. В работе делается вывод о том, что развитие экологического страхования позволяет решить вопросы возмещения вреда и создать условия для дополнительного контроля в сфере охраны окружающей среды, а также что в настоящее время не сформирована система экологического страхования и его нормативно-правового обеспечения.

 

Ключевые слова: экологическое страхование, экологический аудит, экологическая безопасность, экологический вред, аварийное загрязнение.

 

Environmental insurance as an economic and legal measure of environmental protection

Ju.A. Strauning

 

Strauning Julia A., Deputy Head of the Department of Criminology of the Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciences.

 

The article is devoted to environmental insurance as a measure of economic and legal nature of the protection of the environment; The problems of implementing environmental insurance mechanisms, methodology of estimation of environmental threat businesses and industries, as well as criminological problems, such as the settlement of the issues of liability of economic operators for causing environmental damage, compensation for the damage to citizens and society, prevention of environmental torts in general. The work is done you-waters that the development of environmental insurance can solve in-millet redress and create conditions for further control in the sphere of environmental protection, and that so far it was not possible to form a system of environmental insurance and regulatory and legal software to the extent necessary.

 

Key words: environmental insurance, environmental auditing, environmental safety, environmental damage, accidental pollution.

 

В зарубежной практике экологическое страхование, как правило, представлено страхованием гражданской ответственности владельцев предприятий, которые могут быть опасны для экологии в случае аварии или техногенной катастрофы. Это связано с возмещением ущерба третьим лицам. Такое определение включает ответственность, которая предусматривает защиту страхователя в любом случае, требующем возмещения потерь в результате ущерба собственности. Страхованию подлежат предусмотренная уголовным законом обязанность страхователя возместить ущерб, причиненный вследствие воздействия загрязняющих веществ на почву, воду и воздух, а также имущественные убытки, связанные с нарушением прав собственности, права пользования водными ресурсами, и др.

В российской юридической литературе распространено иное представление об экологическом страховании. Данное определение основывается на характеристике черт, свойственных процессам, возникающим в окружающей среде под воздействием поступающих в нее загрязняющих веществ, а также операциям страхования имущества и ответственности.

Ориентированное на риски страхование аварийного загрязнения окружающей среды, происхождение которого порой не удается распознать, предпочтительно отражать в количественных показателях <1>.

--------------------------------

<1> Чекунов И.Г., Шумов Р.Н. Современное состояние киберпреступности в Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 10. С. 44 - 47.

 

Если рассматривать риск в качестве "математического ожидания функции потерь при отыскании оценок параметров математической модели или ее структуры" <2>, его величина будет зависеть от определенных составляющих: во-первых, от объема поступившего вредного вещества; во-вторых, вида реципиента; в-третьих, периода экспозиции; в-четвертых, времени года; в-пятых, степени экологической опасности элементов.

--------------------------------

<2> Моткин Г.А. Экологическое страхование: итоги и перспективы. М.; Улан-Удэ: Эко-проект, 2010. С. 20 - 21.

 

Спецификой аварийного загрязнения является то, что последствия его воздействия и антропогенного воздействия на окружающую среду в течение длительного времени несопоставимы. Одновременно непрекращающиеся выбросы загрязняющих веществ в объемах, значительно превосходящих допустимые, можно также считать аварийным загрязнением.

Следует сказать, что возможность ситуации, при которой воздействие на компоненты окружающей среды вписывается в установленные границы, рассчитать, опираясь на имеющиеся сегодня статистические данные, невозможно. Исследователями отмечается, что одним из основных препятствий в "реализации механизмов экологического страхования является отсутствие базы статистических данных о загрязнениях окружающей среды, которая позволила бы страховщикам правильно оценить вероятность, масштаб убытков и выработать адекватные страховые тарифы" <3>.

--------------------------------

<3> Меньшикова О.В., Меньшиков В.В. Проблемы становления механизма экологического страхования в России // Вестник РУДН. Серия "Экология и безопасность жизнедеятельности". 2012. N 5. С. 48 - 52.

 

На наш взгляд, методология оценки экологической опасности предприятий и производств должна основываться на страховом экологическом аудите <4>, который поможет решить две важные задачи: во-первых, определить возможность выброса вредных веществ (аварии) на промышленных объектах; во-вторых, подсчитать величину убытков вследствие такого выброса вредных веществ (аварии).

--------------------------------

<4> Борбат А.В. Проблемы формирования системы профилактики правонарушений и обеспечение правопорядка в муниципальных образованиях с учетом особенностей образа жизни населения // Российский следователь. 2016. N 18. С. 33 - 37.

 

Страховое экологическое аудирование в настоящее время является актуальной проблемой и рассматривается посредством нескольких методологических подходов: во-первых, опасность промышленного производства устанавливается теми вредными веществами, которые используются в данном производстве; во-вторых, определяется превышением допустимых норм загрязнения окружающей среды; в-третьих, рассчитывается по величине риска негативного воздействия и причиняемого им предполагаемого ущерба <5>.

--------------------------------

<5> Баршинов В.И. Проблемы правового регулирования экологического аудита // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 1. С. 134 - 141; Кантаева И.А. Развитие экологического аудита в России // Вестник НГУ. 2012. Том 12. Выпуск 1. С. 81 - 85.

 

Следует сказать об убытках, причиненных в результате аварийного загрязнения. В области экологического страхования под убытками можно понимать потерю, обусловленную выбросом в окружающую среду от объекта значительного объема вредного вещества и проявлением негативных последствий.

При осуществлении экологического страхования как страхования ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды предполагается обеспечивать экологическую безопасность и возмещение убытков одновременно как страхование имущества. Экологическое страхование отличается от других видов страхования. В качестве примера приведем медицинское страхование, которое охватывает тот же круг лиц, называемых "третьими лицами". Однако убытки, выразившиеся в потере здоровья населения, будут определяться в экологическом страховании иными принципами, отличными от медицинского. Для правильного определения тарифной сетки и компенсационной политики экологическое страхование требует точного установления источников причинения вреда и жертв. В медицинском страховании любое предприятие несет финансовую нагрузку по устранению убытков, связанных с заболеваниями людей, независимо от того, причиняет ли это предприятие вред.

Определение экологического страхования как страхования ответственности хозяйствующих субъектов - источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения окружающей среды, обеспечивающего возможность компенсации части причиняемых загрязнением убытков и создающего дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий, ориентируется именно на тот методологический базис, о котором здесь шла речь. Находясь в ряду важнейших экономических инструментов, экологическое страхование обеспечивает экологическую безопасность жизнедеятельности и формирует качество окружающей среды <6>.

--------------------------------

<6> Моткин Г.А. Указ. соч. С. 59.

 

В Российской Федерации в соответствии с положениями Закона "Об охране окружающей среды" экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ч. 1 ст. 18 Закона). Однако, к сожалению, данная форма экономико-правовой превенции загрязнения окружающей среды, экологических преступлений носит сегодня декларативный характер. Практика страхования экологических рисков не носит массового характера <7>. Фактически в настоящее время экологическим страхованием озабочены только крупные и сверхкрупные предприятия, продукция которых действительно изначально экологически опасна (нефте- и газодобывающие, предприятия по производству, переработке и утилизации ядерных и иных радиоактивных материалов и т.д.). Это самостоятельная проблема, которую вполне могут разрешить органы государственной исполнительной власти. Представляется, что для предприятий повышенного экологического риска (прежде всего малых и средних, которые являются основными источниками экологических угроз в мегаполисе) экологическое страхование должно стать обязательным условием лицензирования их деятельности.

--------------------------------

<7> Страунинг Ю.А. Криминологическая характеристика и предупреждение экологических преступлений в условиях мегаполиса (на материалах Москвы и Московской области): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 141.

 

Экологическое страхование по сути своей призвано решать дополнительно такие криминологические задачи, как урегулирование вопросов материальной ответственности субъектов экономической деятельности за причинение экологического вреда, возмещение причиненного ущерба как гражданам, так и обществу (в последнем случае материальное обеспечение восстановления нарушенных природных объектов), предупреждение экологических деликтов в целом <8>.

--------------------------------

<8> Макиенко А.В., Борбат А.В. Разведывательно-поисковая работа в информационной сфере - тактика и возможности // Российский следователь. 2003. N 12. С. 29 - 35.

 

Как справедливо отмечают разработчики Федерального закона "Об обязательном экологическом страховании", "...процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие риски и издержки общества. В результате механизм экологического страхования становится инструментом регулирования и управления риском с возможностью значительного снижения ущерба окружающей среде. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования взаимоотношения общества и природы" <9>. Обязательное экологическое страхование действительно обеспечивает гарантию возмещения ущерба, возникшего вследствие аварийного загрязнения окружающей среды (страхового случая), обусловленного деятельностью страхователя, а также создает условия для экономического стимулирования предотвращения аварийного загрязнения окружающей среды. Представляется необходимым принятие данного закона (возможно, с учетом тех изменений, которые произошли в промышленности и в обществе, в сфере правового регулирования), поскольку риск экологических аварий значительно вырос именно в последние несколько лет.

--------------------------------

<9> Проект Закона РФ "Об обязательном экологическом страховании", внесенный депутатами Государственной Думы В. Тетельминым, А.Н. Грешневиковым, Г.И. Бердовым, В.М. Костюткиным, В.А. Шевченко, В.А. Лисичкиным 03.02.2002 // Северо-Западное представительство Всероссийского союза страховщиков. СПб., 2002. N 2.

 

Отметим, что природоохранное законодательство всех государств - участников СНГ содержит положения об экологическом страховании. В Республике Азербайджан в 2002 году принят Закон "Об обязательном экологическом страховании". В Республике Казахстан - в 2005 году. Президент Туркменистана подписал Постановление о введении с 1 марта 2013 года обязательного экологического страхования. Правоприменительная практика нормативных актов показала, что экологическое страхование в случае его эффективного развития способно стать наиболее универсальным и перспективным инструментом гарантии возмещения вреда окружающей среде.

В Российской Федерации страхование, в том числе и экологическое, регулируется Гражданским кодексом РФ (гл. 48), Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Общие требования к экологическому страхованию установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 18); рассматривается законопроект об обязательном экологическом страховании <10>. Основным документом в области добровольного экологического страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды Российской Федерации 3 декабря 1992 г. (N 04-04/72-6132).

--------------------------------

<10> Об обязательном экологическом страховании: законопроект N 96700535-2 // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www.gosduma.net/systems/law/ (дата обращения: 28.10.2016).

 

В завершение следует отметить, что развитие экологического страхования не только позволит решить вопросы возмещения вреда <11>, но и создаст условия для дополнительного контроля со стороны страховых организаций в сфере охраны окружающей среды. Однако до настоящего времени не удалось в необходимом объеме сформировать систему экологического страхования и его нормативно-правовое обеспечение.

--------------------------------

<11> Шумов Р.Н. К вопросу совершенствования уголовно-правовых норм, стимулирующих добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. N 1. С. 64 - 68.

 

Литература

 

1. Баршинов В.И. Проблемы правового регулирования экологического аудита // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 1. С. 134 - 141.

2. Борбат А.В. Проблемы формирования системы профилактики правонарушений и обеспечение правопорядка в муниципальных образованиях с учетом особенностей образа жизни населения // Российский следователь. 2016. N 18. С. 33 - 37.

3. Кантаева И.А. Развитие экологического аудита в России // Вестник НГУ. 2012. Том 12. Выпуск 1. С. 81 - 85.

4. Макиенко А.В., Борбат А.В. Разведывательно-поисковая работа в информационной сфере - тактика и возможности // Российский следователь. 2003. N 12. С. 29 - 35.

5. Меньшикова О.В., Меньшиков В.В. Проблемы становления механизма экологического страхования в России // Вестник РУДН. Серия "Экология и безопасность жизнедеятельности". 2012. N 5. С. 48 - 52.

6. Моткин Г.А. Экологическое страхование: итоги и перспективы. М.; Улан-Удэ: Эко-проект, 2010.

7. Об обязательном экологическом страховании: законопроект N 96700535-2 // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www.gosduma.net/systems/law/.

8. Проект закона РФ "Об обязательном экологическом страховании", внесенный депутатами Государственной Думы В. Тетельминым, А.Н. Грешневиковым, Г.И. Бердовым, В.М. Костюткиным, В.А. Шевченко, В.А. Лисичкиным 03.02.2002 // Северо-Западное представительство Всероссийского союза страховщиков. СПб., 2002. N 2.

9. Страунинг Ю.А. Криминологическая характеристика и предупреждение экологических преступлений в условиях мегаполиса (на материалах Москвы и Московской области): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 141.

10. Чекунов И.Г., Шумов Р.Н. Современное состояние киберпреступности в Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 10. С. 44 - 47.

11. Шумов Р.Н. К вопросу совершенствования уголовно-правовых норм, стимулирующих добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. N 1. С. 64 - 68.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.