Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа. Информация о публикации. Текст документа



Название документа

Статья: Экологические платежи: настоящее и будущее

(Зобова Е.)

("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 12)

Информация о публикации

Зобова Е. Экологические платежи: настоящее и будущее // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. N 12. С. 50 - 59.

Текст документа

 

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 12

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

 

Экологические платежи, под которыми мы понимаем плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ <1> (далее - плата за НВОС), по общему правилу должны исчислять и уплачивать организации, осуществляющие на территории РФ хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в том числе учреждения образования.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

 

С 2019 года вступят в силу новшества, внесенные в Федеральный закон N 7-ФЗ как в 2018 году, так и ранее. О них, а также о ближайших перспективах в нормативном регулировании экологических платежей и поговорим. Затронем также вопросы учета для целей налогообложения экологических платежей.

 

Новшества 2019 года

 

Плата за НВОС не является налоговым платежом и непосредственно регулируется Федеральным законом N 7-ФЗ, в который на момент подготовки данного материала были внесены изменения, вступающие в силу с 2019 года, следующими правовыми актами:

- Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ <2>;

- Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ <3>;

- Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ <4>;

- Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ <5>.

--------------------------------

<2> "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения".

<3> "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ".

<4> "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<5> "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Из целого ряда новшеств выделим наиболее интересные учреждениям образования.

 

Комплексное экологическое разрешение

 

С 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона N 219-ФЗ, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта НВОС, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны будут получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий НВОС, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

При этом юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный орган с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

 

К сведению. Перечень объектов I категории утвержден Приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154 и включает 300 объектов.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года.

Вместе с тем разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (Информация Росприроднадзора от 16.10.2018).

 

Декларация о воздействии на окружающую среду

 

С 2019 года вводится декларация о воздействии на окружающую среду (далее - декларация). Порядок ее представления урегулирован ст. 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ:

- юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию. Для объектов I, III и IV категорий представления декларации не требуется;

- декларация подается в письменной форме или в форме электронного документа в уполномоченный орган исполнительной власти - федеральный или субъекта РФ;

- одновременно с подачей декларации представляются расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов;

- установлен перечень сведений, которые должна содержать декларация. Форма декларации и порядок ее заполнения будут утверждены;

- декларация представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию осуществляется одновременно с предусмотренной ст. 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

За непредставление декларации или представление недостоверной информации, содержащейся в декларации, юридические лица будут нести ответственность, установленную законодательством РФ.

 

К сведению. С 14 сентября 2018 года вступил в силу Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261, которым утверждена форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Данный отчет представляется юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

 

Учет платы за НВОС для целей налогообложения

 

Подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).

В то же время при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые с превышением нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318 - 320 НК РФ. Необходимо отметить, что п. 2 ст. 272 НК РФ не установлена дата осуществления материальных расходов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, обязательство по внесению указанной платы и соответствующих квартальных авансовых платежей возникает у налогоплательщика по факту деятельности за определенные периоды (I квартал, II квартал, III квартал, календарный год). При этом обязанность по уплате квартальных авансовых платежей возникает в силу Федерального закона N 7-ФЗ и не ставится в зависимость от представления в уполномоченный орган соответствующего расчета (декларации) по итогам таких периодов.

Таким образом, по мнению Минфина России, материальные расходы в виде платы за НВОС (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся (Письмо от 11.10.2016 N 03-03-05/59275).

Что касается субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом того, что обязательство по внесению платы за НВОС возникает у них по факту деятельности за календарный год, по мнению представителей Минфина, материальные расходы в виде указанной платы признаются у соответствующих налогоплательщиков на последнее число налогового периода, за который она производится (Письмо от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148).

Если учреждение образования применяет УСНО, то при выборе объекта налогообложения "доходы минус расходы" оно вправе учитывать расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, поименованным в п. 1 ст. 252 НК РФ. На основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ "упрощенцы" вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. Соответственно, сумма платы за НВОС уменьшает налоговую базу плательщика в пределах установленных нормативов (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319). Напомним, что в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы в рамках УСНО учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Значит, расходы в виде платы за НВОС, в том числе авансовые платежи, учитываются при УСНО на дату их уплаты.

Что касается расходов организации на оплату выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для осуществления платежей по загрязнению окружающей среды, они учитываются в составе расходов при УСНО как материальные расходы на основании пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).

 

Будущее экологических платежей

 

Экологический налог

 

Квазиналоговый платеж. Как уже было сказано, плата за НВОС не является налоговым платежом, но при этом носит обязательный характер для всех субъектов хозяйственной деятельности и регулируется различными правовыми актами. В ближайших перспективах Минфина эту ситуацию изменить: планируется включение в Налоговый кодекс неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер, а именно введение экологического налога. Он должен заменить действующий в настоящее время неналоговый платеж - плату за негативное воздействие на окружающую среду.

13 августа 2018 года на сайте regulation.gov.ru был размещен проект закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", разработанный Минфином, который вводит в НК РФ новый федеральный налог - экологический налог. Соответственно, администрирование нового налога будет передано налоговым органам, что, по мнению разработчиков, должно повысить его собираемость. При этом уровень действующей налоговой нагрузки не повысится.

Как сказано в пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту, введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Анализ динамики поступлений платы за НВОС в бюджетную систему РФ свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов.

Существующий в настоящее время неналоговый платеж - плата за НВОС - регулируется природоохранным законодательством РФ и обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в НК РФ.

Элементы экологического налога. Предполагается, что плательщиками экологического налога будут организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду, признаваемое объектом налогообложения.

При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, плательщиками экологического налога будут организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, при образовании твердых коммунальных отходов - региональные операторы, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Не будут являться плательщиками налога организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели:

- осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке);

- в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Плательщики экологического налога будут поставлены на налоговый учет по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом налогообложения планируется признавать негативное воздействие на окружающую среду в результате:

- выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ;

- сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ;

- образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности. Не будут признаваться объектом налогообложения:

а) негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней;

б) размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в порядке, установленном Правительством РФ;

в) накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов.

При этом налоговая база будет определяться налогоплательщиком самостоятельно по каждому объекту налогообложения для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в налоговый период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, каждого класса опасности отходов производства и потребления.

По-прежнему будут актуальны лимиты и нормативы на допустимые объемы (массу) выбросов загрязняющих веществ, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления.

Налоговые ставки будут зависеть от вида загрязняющих веществ и класса опасности отходов производства и потребления.

Налоговым периодом по экологическому налогу будет установлен календарный год.

Налогоплательщик должен будет самостоятельно определить сумму налога по результатам каждого налогового периода по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие, как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки с учетом установленных коэффициентов.

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, должны будут уплачивать в бюджет авансовые платежи.

На момент подготовки данного материала законопроект не внесен в Государственную Думу. Соответственно, когда непосредственно будет введен экологический налог, а именно с 2019 года или позднее, покажет время.

 

Новшества Федерального закона N 7-ФЗ

 

17 октября 2018 года в Государственную Думу был внесен законопроект N 568200-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Рассматриваемые новшества подготовлены исходя из правоприменительной практики внесения авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что позволит минимизировать случаи переплат субъектами хозяйственной и иной деятельности при внесении авансовых платежей за НВОС. По мнению разработчиков документа, в настоящее время указанная проблема носит массовый характер и достигла существенного масштаба. По данным Росприроднадзора за 2016 год и первое полугодие 2017 года, от компаний поступило почти 19 тыс. заявлений на зачет или возврат излишне внесенных сумм платы на общую сумму порядка 4,3 млрд руб. Такая ситуация негативно влияет на финансовую устойчивость предприятий и организаций реального сектора экономики, приводит к существенному повышению трудозатрат сотрудников территориальных органов Росприроднадзора и влечет за собой снижение возможностей для субъектов РФ и органов местного самоуправления, в бюджеты которых поступает 95% платы за НВОС, планировать свои доходы.

Законопроектом вносятся изменения в ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, а именно предусматривается возможность выбора для лиц, обязанных вносить плату, одного из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

- в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, подлежащей к уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с п. 10 - 12.1 ст. 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ) за предыдущий год;

- в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

- в размере, равном части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода.

Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа будет указываться в составе декларации о плате за НВОС.

При этом отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается, как и сейчас, календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, а квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) - не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (20 апреля, 20 июля, 20 октября) (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ).

Вступление в силу приведенных изменений предполагается с 1 января 2019 года.

 

* * *

 

С 2019 года вступает в силу ряд новшеств, внесенных в Федеральный закон N 7-ФЗ. В том числе юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, обязаны будут получить комплексное экологическое разрешение. Также вводится декларация о воздействии на окружающую среду, которую должны будут представлять юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории.

В перспективе вместо платы за НВОС планируется ввести экологический налог, регулируемый нормами НК РФ. Соответствующий законопроект уже разработан Минфином.

 

Е. Зобова

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

28.11.2018

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.