Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сердце дома.



Сердце дома.

 

     Думаю, что для любого человека слова - русская печь ассоциируются для кого-то с теплом и уютом, для кого-то со стариной, древними обычаями и может быть даже со сказками, услышанными еще в детстве.

        Вряд ли, кто-то будет оспаривать, что да же в наше время, когда люди стремятся жить в отдельных коттеджах,  лучше печи ничего до сих пор не придумано, и она по праву исстари занимает самое важное, почетное  место в доме, потому что: «Печь греет и варит, печет и жарит. А с умелыми руками хозяев она накормит, обсушит и порадует душу», ведь не зря наши бабушки и прабабушки говорили: «Печь нам мать родная», «Добрая-то речь, коль в избе есть печь», «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони».

     Нельзя забывать, что с русской печью связано много народных обрядов. Например,  в Вологодской области еще от прапрабабушек известен обряд свадебный. Зайдя в дом, сваты  первым делом крестились на иконы, а затем  прикладывали  руки к печи. И уже согретые сокровенным теплом  они добрели и становились сговорчивее в новой семье. А  уж если человек поспал на печи, он считался «своим».

      Кстати, много интересного о русской печи можно узнать, если покопаться в сохранившихся древних книгах-писаниях архива Вологодского художественного музея-заповедника.

     Стоит отметить, что печь на Руси хранила языческие верования, через нее  продолжали поклоняться огню и вообще силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и мира народных суеверий. Так, моя бабушка Поля, а жила она в Тотемском районе Вологодской области, в начале семидесятых годов уже прошлого века нам, маленьким внучатам рассказывала, что через трубу в дом может влететь ведьма, а за печью живет домовой - покровитель дома. И еще, любой деревенский житель «со стажем» помнит,  когда  семья перебиралась на новое место жительства, то под печь ставили лапоток, чтобы домовой, как на саночках, уехал вместе со всеми.

     Всегда печь ассоциировалась с женщиной, а ее духовка - с чревом, поскольку она тоже давала жизнь. Недаром, когда женщина рожала, в крестьянском доме открывали не только двери, окна, сундуки, но и печную заслонку. Печь была той пуповиной, которой человек привязывался к дому. Возле нее, как дети возле матери, ютились домочадцы, хлопоча возле нее, мать передавала свое умение не только дочерям, но и сыновьям, поскольку топка и обиход печи предполагали определенное умение, а лишний расход дров был недопустим. Поэтому навыки прививались с детства, но не умелость хозяйки нигде не была так заметна, как у печи.  

     Никто отрицать не будет, что деревенские жители, как правило трудолюбивы.   В весеннюю, летнюю и осеннюю пору настоящий мужик-крестьянин был занят накоплением своего хозяйства. И лишь зимой он на несколько месяцев «забирался в избу». Полежать на теплой печке, разомлеть, подумать о своем хозяйстве, житье-бытье,  что могло быть более приятным после череды забот в неподъемном крестьянском быту? Вспомним из детства -сказочный Емеля, долго лежавший на печи, олицетворял мечту русского крестьянина о жизни, в которой не было бы места постоянной заботе о выживании в условиях сурового климата. А русский богатырь Илья Муромец 33 года просидел на печи, набираясь сил. В печь, как под материнскую юбку, прятались  братец Иванушка с сестрицей Аленушкой из русской народной сказки, спасаясь от гусей-лебедей.

     Без подсчета ученых, по былинам и сказаниям можно определить, что возраст прототипа русской печи определяется многими тысячелетиями. Еще в каменном веке человек поместил огонь под глиняный свод. В Х-ХI веках на Руси появились глинобитные, сводчатые печи. Такая печь размещалась обычно в углу дома. Ставилась она на деревянный фундамент - опечье,  представлявшее собой мощную деревянную раму из толстых брусьев. На ней возводили настил из толстых плах, под ним оставалось пустое место - подпечье, где любили спать кошки. Раму образовывали четыре-шесть стоек каркаса. Между ними, с трех сторон, располагали широкие доски одеяния. Из досок делали свод горнила. Получалась обширная печная опока, в которую набивали, утаптывая ногами и деревянной трамбовкой, густую, хорошо промешанную красную глину так, чтобы в массе ее не оставалось никаких сухих частиц и пустот.

     Для добра в стены печи по старинной традиции вкладывали ладан, а деньги - для богатства. Спустя три дня, когда глина хорошо затвердевала, но ещё до конца не высыхала, убирали опалубку и разводили в печи огонь. Очаг получался очень крепкий, но большой огонь в такой печи нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянное  подпечье и сам дом.

     Около  середины ХV века русская печь приобрела свои характерные конструктивные элементы, главный из них - топливник или горнило. В нем сжигали топливо и варили пищу.

     В деревнях всегда была проблема со спичками, да и стоили они по тем временам дороговато. Поэтому для разведения огня в печи использовали раскалённые уголья, которые хранили в течение долгих часов под слоем золы в небольшом углублении, называемом горнушкой. Этот «домашний» огонь всячески берегли и с неохотой отдавали в чужие руки. Тлеющие угольки хозяйки брали взаймы  с непременным условием возврата после растопки у соседей их законным владельцам.

     В старину труб такие печи не имели и топились «по-черному», то есть дым из очага шел в избу, поэтому их строили довольно высокими. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через небольшие отверстия, которые после топки печи «заволакивали» - закрывали деревянными заслонками, отчего их  называли - волоковыми окнами. Угар исчезал вместе с потуханием углей. Часто для сохранения тепла никаких отверстий вообще не делали, и тогда все тепло от сгорания топлива оставалось внутри избы. Изба, где печь топилась «по-черному», называлась курной. Летом, в пору гнуса и комарья дым легко выживал из избы эту многочисленную тварь, в них не было ни тараканов, ни клопов, а прокопченные бревна сруба не так сильно подвергались гниению и атакам жуков древоточцев. Кроме того, постоянное окуривание служило своеобразной дезинфекцией, защищая обитателей убогих избушек от страшных эпидемий чумы и оспы. Возможно, именно благодаря обилию курных очагов Россия гораздо меньше других стран Европы страдала в средние века от опустошительных эпидемий.

     Топили печи и «по-серому», когда дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и неплотности кровли. Наши предки умудрялись добиваться полного сгорания дров, так что копоть оседала лишь вокруг  волокового оконца. Для этого печи топили дровами лиственных пород (смола хвойных пород дает много дыма и её горение сопровождается треском вылетающих раскаленных пожароопасных угольков), поленья располагали так, чтобы они свободно обдувались свежим воздухом, а сверху клали поленья из осины.  Менее всего дыма образуется при сгорании дров из ольхи, чем пользовались для маскировки своего места расположения партизаны во время Великой Отечественной войны.

     Кирпичные трубы и топка печи «по-белому» появились в домах богатых горожан не позднее ХII—ХIV  веков, а крестьяне некоторых уездов жили в курных избах до начала ХХ века. В крепостное время было принято брать налог с «дыма», а раз он не поднимался над крышей из трубы, то и спрашивать с хозяев было  нечего.

     Такие экономические отношения тормозили прогресс в печном деле, но постепенно система дымоотвода совершенствовалась. В конце ХV века над крышами появились дымники. Над устьем горнила печи делали колпак — дымосборник, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму.

Безопасная кирпичная труба еще долго оставалась по карману лишь богатым. Вблизи печи вешали образ Божией Матери с кустом терновника, который испокон века оберегал русские дома от пожара. Петр 1 своим указом в 1708 году запретил строить курные печи в домах Петербурга, а четыре года спустя этот запрет распространился и на Москву.

     Со временем помимо глины при кладке печи стали использовать кирпич. Выложить хорошую печь всегда считалось делом непростым. В небогатых домах внешняя отделка печи сводилась в основном к её побелке и украшению незатейливыми рисунками. Иное дело - печи зажиточных людей. Их украшали цветными рельефными изразцами. Русские мастера проявляли всю свою изобретательность, чтобы печи были максимально эффективны и удобны в работе. Вплоть до ХIХ века образцы печей, созданные российскими умельцами, считались лучшими в Европе. Даже знаменитые «голландки» родом из России. Это название пошло от гладкой поверхности расписных изразцов - на манер тех, что делали в Голландии.

     Известно множество «профессий» русской печи. Она обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, одежду, грели воду, на ней спали. Наконец, русская печь довольно успешно выполняла  роль бани.  Хоть сейчас в это с трудом верится, но это так. Об этом мне рассказывала не только бабушка, а и мама Котова Валентина Ивановна, которой в детские годы, выпавшие на период Великой Отечественной войны, довелось мыться в русской печи. В Тотемском районе Вологодской области делали это так: из разогретой печи удаляли угли, под хорошо подметали и устилали соломой. Ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и ложились на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивали свод горнила настоем душистых трав или квасом, отчего в нем резко повышалась влажность воздуха и температура. Ну, а  дальше детей мыли, а женщины еще умудрялись в таком небольшом пространстве брать в печь березовый веник и хлестать себя. Главное отличие такой парилки в том, что в печи почти не было пара, и всё тело равномерно прогревалось от горячих стен, из которых исходило сухое тепло. Считается, что именно такое тепло лучше всего лечит.

     Но все же главным назначением печи всегда было и остается приготовление пищи. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испеченный в русской печи, томленые щи или кашу, уже не забудет их превосходного вкуса и аромата. Могу это подтвердить на собственном опыте. А еще в печи прекрасно пекутся пироги, тушатся овощи, мясо и рыба. Все  ультра современные печи, не идут ни в какое сравнение с русской духовкой. А секрет в том, что жар в русской печи распределяется очень равномерно и температура 250-300°С остается стабильной в течение довольно длительного времени. Массивные стенки печи обеспечивают хорошую концентрацию тепла и эффект термоса. Даже в самые суровые зимние дни русская печь могла с одной протопки в течение суток поддерживать нормальную температуру в избе.

     Ко всему сказанному можно только добавить, что современная мода многих горожан иметь свой домик в деревне и непременно с русской печкой, не что иное, как   хорошая ностальгия  по былому прошлому. 

 

 

Андрей Котов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.