|
|||
Особенности создания образов в романе В. Гюго «Человек, который смеётся»Стр 1 из 2Следующая ⇒ «Особенности создания образов в романе В. Гюго «Человек, который смеётся» Швильдадзе С. С. Гуманитарно-педагогический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия
Здравствуйте! Доклад посвящён результатам исследования по теме: «Особенности создания образов в романе В. Гюго «Человек, который смеётся». Актуальностьисследования заключается в следующем – более подробно рассмотреть символику романа В. Гюго «Человек, который смеётся», так как многие вопросы не до конца раскрыты. Цель работы – проанализировать образы романа, выявить особенности их создания. Для начала стоит изучить формирование исследуемого понятия. Термин образ был впервые рассмотрен ещё в античности Платоном, который утверждал, что есть эйдосы – идеи, облик и сущность предметов [6, с. 2.]. В средневековье образ имел значение вторичного сознательного представления. Бруно, итальянский философ-пантеист и поэт XVI века, говорил, что воображение есть источник познания. И вообще, образ – это изначальная сила, действующая внутри человеческой природы [5, с. 12.]. В XVII веке значительный сдвиг в определении образа был сделан Рене Декардом. Французский математик разделил мир на объекты и субъекты и за основу существования определил действие познающего лица[3, с. 5.]. То есть, человеческое существование связано с миром посредством образов. Уже в XIX веке немецкий философ Г.В. Гегель заложил базовые знания для определения образа: «Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа», «…художественная фантазия делает то или иное содержание поэтическим.. и может быть передано только речью, словами...» [1, с. 378]. Например, в психологическом словаре В. П. Зинченко подобное явление определялось так: «Образ — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику… образ... может быть как чувственным, так и рациональным. Объем содержания образа безграничен... Различают следующие виды образных явлений: восприятие, представление, воображение»[2, с. 511]. В русской литературе на протяжении XIX-XX веков Белинский высказывал точку зрения, что поэт должен обращаться к образу, который, в тоже время, является как бы воображением нереального мира: «Кто не одарен творческой фантазиею, способною превращать идеи в образы, мыслить, рассуждать и чувствовать образами, тому не помогут сделаться поэтом ни ум, ни чувство, ни сила убеждений и верований, ни богатство разумно исторического и современного содержания»[4, с. 18.]. Тем не менее, одно из самых точных определений выдвинул доктор филологических наук и переводчик Тимофеев Л.И.: «Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»[7, с. 87.]. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что образ – это общее представление картины бытия или любого явления, процесса, которое является зачастую вымышленным, идеальным или реальным, имеет эстетическое и эмоциональное значение. Следует рассмотреть теперь особенности создания художественных образов. В основном, они делятся на три группы. Первая – это тропы: метафора, эпитет, аллегория, оксюморон, гипербола, литота, олицетворение, метонимия и ирония. Вторая – это стилистические фигуры: парцелляция, градация, инверсия, эллипсис, риторические вопросы и восклицания, параллелизм. К третьей относят авторские отступления, интерьер, портрет, речь героев и тд. Используя перечисленные приёмы, автор создаёт более выразительных героев и богатый художественный мир произведения. При исследовании также следует обратить внимание на классификацию образов. Они делятся на мелкие подгруппы. Однако в теории нет чётких границ разграничения данного понятия, но мы будем придерживаться теории М. Н. Эпштейна. Он классифицировал образы по трём направлениям: предметность(детали, пейзаж, портрет, интерьер, события, мысли и поступки героев), смысловая обобщённость(типизация персонажей: индивидуальные, характерные, типичные, архетипы), структура (предмет и смысл плана, то есть тропы, прямое значение слов, символы). Исследовав изучаемое понятие, можно подробно разобраться с образами в романе В. Гюго «Человек, который смеётся», который был написан в XIX веке. В данном произведении каждый герой своеобразен. Необычные черты автор подчёркивает с помощью использования тропов. Например, Урсус имеет говорящее имя – «медведь», а Гомо – «человек». Далее мудрый философ сравнивается с «мыслящей развалиной» [8, с. 14.]. Его эмоциональность образа раскрывает пристрастие к монологам: «Ах ты, мерзавец! Явился ко мне в таком виде! Я и не заметил сперва, сколько ты снегу нанёс» [8, с. 162.]. Следующий главный герой – Гуинплен. Он романтический персонаж. Его образ автор создаёт при помощи антитезы: ««Получудовище и полубог»[8, с. 268.]. По поступкам в первых главах мы можем увидеть через авторскую характеристику, что это смелый человек: «Тем не менее, он продолжал идти вперёд» [8, с. 58.]. По сути, Гуинплен был «несчастным сердцем» [8, с. 269.]., скрывавшимся за маской вечной улыбки, и «поражённой молнией»[8, с. 269.]., что французский писатель передаёт при помощи эпитета. Необычной героиней представлена Дея. Её сущность автор раскрывает с использованием оксюморона: «слепая Дея видела его душу» [8, с. 267.]. То есть, она была очень добра и могла находить в людях прекрасное. Эта героиня – воплощение ангела: «прекрасное белое облако», «незримая доброта…поручила голубке утешить поражённого молнией, заставила красоту боготворить безобразие»[8, с. 267.]. Джозина – это противопоставление подруги Гуинплена. Она образ страсти. Королева Анна довольна забавна. Автор постоянно иронизирует над ней: «У нее был низкий лоб, чувственные губы и выпуклые близорукие глаза. Эта близорукость распространялась и на ее ум» [8, с. 213.]. Лорд Дэвид Дерри-Мойр противопоставлен Гуинплену в красоте, в остальном он был такой же благородный. Писатель специально их сравнивает, чтобы показать различие в жизни разных слоёв общества. Внимание привлекают главы с кораблекрушением и бурей. В неё автор внёс очень много символов, чтобы передать волнительную атмосферу: колокол и маяк – предупреждение об опасности, волны, срывающийся снег – напряжённость, завывание ветра – ужас, скалы– запутанность пути. И самое последнее – прекращение бури – гибель, покаяние. Пейзажная и интерьерная проза тоже несут в себе определённый смысл. Скалы и снег, которые одолел Гуинплен, говорят о его стойкости духа и одиночестве, таинственности. «Зелёный ящик» воплощает надежду и убежище для бедных. Вечная маска смеха – это голос угнетённого народа. В. Гюго часто сравнивает власть и народ, иронизируя над высшими слоями общества. Таким образом, в работе более подробно разобраны художественные образы, которые не до конца были раскрыты. Использование тропов и символов помогает создать более богатый и интересный мир произведения.
|
|||
|