Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский национализм и национальное воспитание.



Русский национализм и национальное воспитание.

П. Ковалевский.

    Книга «Русский национализм и национальное воспитание» представляет из себя сборник сочинений русского психиатра, политического публициста, общественного деятеля – Павла Ивановича Ковалевского. Сочинения эти, как нетрудно догадаться по названию самого сборника, целиком и полностью посвящены русскому национализму: его истории и его возможному будущему; а также национальному воспитанию. Автор книги разграничивает понятия нация и народ, национализм и патриотизм; описывает составляющие русского национализма; рассказывает о истории национализма и самых национальных правителях в истории России; предлагает некоторые пункты, которые могла бы внести в свою программу русская национальная партия, а также черты, которыми должна обладать такая партия. Весьма подробно, красочно и очень даже нелестно Ковалевский описывает врагов русского национализма и некоторые нации, которые в силу своей наглости и жестокости могут нанести вред нации русской.

    Я думаю, что стоит, хоть и кратко, описать жизнь Павла Ивановича, потому как его происхождение и образование могло сыграть весьма важную роль в формировании его идей, которые затем будут высказаны им в сборнике «Русский национализм и национальное воспитание». Ковалевский Павел Иванович родился в 1849 году в семье священника. Сначала он решил пойти по стопам своего отца и закончил Екатеринославскую духовную семинарию в 1869 году. Но в том же году он поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Закончил его Ковалевский в 1874 году с отличием. В 1877 году Павел Иванович защитил докторскую диссертацию «Об изменении чувствительности кожи у меланхоликов». В этом же году он возглавил кафедру психиатрии и неврологии в Харьковском университете. В 1889 г. его назначили деканом медицинского факультета Харьковского университета, а затем ректором Варшавского университета. В 1893 г. Ковалевский стал основателем и редактором первого русскоязычного психиатрического журнала «Архив психиатрии, неврологии и судебной психопатологии». С 1903 по 1906 г. Павел Иванович является заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета, затем читает курс судебной психопатологии на юридическом факультете Петербургского университета. Также он выпускал «Журнал медицины и гигиены», «Русский медицинский вестник», «Вестник идиотии и эпилепсии», «Вестник душевных болезней». Ковалевский является автором более чем 300 книг, брошюр и журнальных статей по психиатрии, невропатологии и психологии, среди которых книги «Психиатрия», «Общая психопатология», «Руководство к правильному уходу за душевными больными», «Судебная психиатрия», «Психология пола», «Психология преступника», «Основы психологии человека», «Учебник психиатрии для студентов». Но Павел Иванович Ковалевский интересовался не только психиатрией. В круг его интересов входила ещё и история. Ковалевский выпустил немало исторических сочинений (например: «Народы Кавказа», «Завоевание Кавказа Россией», «История Малороссии», «История России с национальной точки зрения» и другие), которые стали довольно популярными в его время. На пересечении истории и психиатрии у Ковалевского вышли «Психиатрические эскизы из истории». В этом сборнике он показал взаимосвязь различных исторических событий с психическим состоянием Павла I, Ивана Грозного, Жанны д’Арк, Магомета и других великих людей. Павел Иванович был довольно важной фигурой в русском националистическом течении начала XX века. После образования в 1908 году Всероссийского национального союза, крупнейшей русской националистической организации, Ковалевский стал одним из самых видных идеологов этой организации. Именно во время участия Ковалевского в деятельности Всероссийского национального союза он и создаёт «Русский национализм и национальное воспитание». Учитывая все эти заслуги, можно почти с полной уверенностью говорить, что Ковалевский компетентен в вопросе, которому посвятил свою книгу.

    Книга начинается со слов ««Русские националисты – людоеды…» – так говорят инородцы, ненавидящие Россию и желающие ей зла. Так говорят и некоторые коренные русские: или продавшие свою душу врагам отечества, или люди необразованные, или люди глупые». Я не знаю, кто сказал, что русские националисты – людоеды, но если посмотреть на самого близкого представителя националистов, самого Ковалевского, то может сложится именно такое впечатление. В главе «Народности России» Ковалевский приводит описание некоторых нерусских наций, проживающих на территории Российской империи: поляков, финнов, грузин, армян, евреев. Павел Иванович описывает их так, как будто никто из них не достоин равных прав с русской нацией, все они мелкие, ничтожные и непременно должны орусеть, если желают равных с русскими прав. Особое внимание Ковалевский уделяет евреям. Их он описывает как нещадных, подлых эксплуататоров, не способных к честному труду, «…всякий еврей без исключения сознаёт, что он сам собой представляет нечто подлое, отвратительное, презираемое…», «Все остальные народы в глазах этой «избранной массы» являются жертвой эксплуатации во славу величия и блага «избранной нации»». В следующем абзаце евреи представляются чуть ли не животными, дикими зверями, не знающими ничего человеческого: «Эта масса по отношению ко всему окружающему безжалостна, беспощадна, бесконечно жестока, бессердечна и презрительна. Человеконенавистничество, людоедство, кровожадность и кровопийство по отношению к остальным людям – безграничны и беспредельны». Автор даже не называет евреев нацией, он отводит им безличное и серое «масса». А лучшим решением еврейской «проблемы» он считает изгнание всех евреев с территории Российской империи. При таком отношении к другим нациям, неудивительно, что русские националисты заслужили себе образ «людоедов».

    По мнению автора, в основе русской национальной партии лежат три положения: самодержавие, православие, единодержавие. Автор сам говорит, что эти положения могут показаться устаревшими. На сегодняшний день эти положения, несомненно, устарели. Но можно ли считать их устаревшими в то время, когда Ковалевский их выдвинул? Несомненно да. Книга написана в начале XX века. Это время расцвета социалистической идеи, время народных восстаний против того самого самодержавия. Никто иной, как сам русский народ восстал против монарха. Ковалевский говорит, что революции – дело рук анархистов под предводительством и спонсорством евреев, которых автор «ласково» величает жидами. Но, например, из «Воспоминаний террориста» Б. Савинкова мы узнаём, что социал-революционерами были вполне себе обычные русские студенты и рабочие, никакие они были не анархисты, а на площади выходили те же самые русские рабочие с русскими же во главе.

Православие ещё не утратило своего положения в России до сих пор, а тогда оно стояло ещё прочнее. Оно является важной частью русской культуры, здесь трудно спорить с автором. Но я вынужден не согласиться, что православие пришло на Русь исключительно добровольно. Смена религии – процесс тяжёлый. Не может такого быть, чтобы при первом приказе Владимира язычники-славяне с радостной улыбкой сожгли языческих идолов, надели православные кресты и предали своих богов, которым поклонялись поколениями. Также я вынужден не согласиться с тем, что православие – религия милосердная и всепрощающая. Гонения на старообрядцев – отличный пример того, какой жестокой может быть православная церковь. А главное – православные истязали точно таких же православных за то, что те отказались принять изменения в обрядах и богослужебных книгах. Люди умирали от рук своих братьев по религии лишь за обряды. Это к слову о смене религии. Если русский народ готов был потерять руку и язык, готов был умереть за старые обряды, как можно говорить о добровольной смене религии. Учитывая, что Ковалевский родился в семье священника и по началу пошёл по стопам отца, вполне закономерно, что он берёт именно православие одной из основ русского национализма.

Единодержавие же выглядит просто как прихоть Ковалевского. Разделение страны на субъекты намного упрощает управление этой страной. Единодержавие особенно невыгодно для такой большой страны, как Российская империя. У каждого региона свои особенности, которые просто не могут быть учтены при формировании законов для всей страны, как целого. А таких регионов большое количество, так как территория страны просто огромная.

    Павел Иванович пишет, что Пётр I и Александр III – исключительно национальные правители. Александр III проводил политику контрреформ, направленную на упрочение позиций самодержавия и политику русификации окраин империи; придерживался националистических взглядов. Все эти принципы совпадают с теми, которые высказывает Ковалевский в сборнике. В книге просто не могло не быть упоминания о нём, в качестве правителя национального до мозга костей.

Меня удивляет факт того, что автор выделяет Петра I. Бесспорно, Пётр много сделал для России. Но с точки зрения национализма так ли он был хорош? Пётр I прорубил «окно в Европу» и принёс в Россию много неплохих нововведений. Но в тот же момент он уничтожил немало национальных черт русского народа, введя всем известные европейские стандарты. Включение Ковалевским Петра в список исключительно национальных правителей – весьма странное решение, учитывая ту агрессивность, с которой автор высказывается о всём нерусском.

    Во второй части книги «Национальное воспитание», в одноимённой главе, Ковалевский пишет: «воспитание и образование детей граждан русской народности должно производиться в духе русской народности и быть чисто русским национальным; образование и воспитание детей русских граждан других культурных народностей, соподчинённых русской народности, должно производится в духе патриотическом, то есть в духе уважения и преданности своей Родине и той народности, которая составляет основу государства». Скорее всего, «чисто русское национальное» образование не подразумевает изучение иностранных языков и географии (со всеми вытекающими последствиями) других стран. Без этих дисциплин в современном мире выпускнику будет довольно тяжело, поэтому их придётся включить в образование русских детей. Остальная же часть звучит вполне приемлемо. Русских детей стоит воспитывать в духе патриотизма, любви к своей нации и уважения к другим нациям. Детей российских граждан нерусской национальности стоит воспитывать в духе патриотизма, и уважения к русской нации, но без потери национальной идентичности.

    Я считаю, что национализм – вещь необходимая. Чрезвычайно важной является любовь к своей нации. Любой человек должен действовать в первую очередь в интересах своего народа, а затем уже думать о нуждах общемировых. Когда принёс пользу своей нации, только тогда можно задуматься: «А как мне принести пользу всему оставшемуся миру?». Не стоит оскорблять другие нации, как это делает Ковалевский. Национализм может и должен быть вежливым и уважительным. В истории есть отличный пример национализма нетерпимого и даже воинственного. Что случилось с гитлеровской Германией, где она сейчас? Ковалевскому не хватает уважения к представителям нерусских наций и немного более современного подхода к делу. Необязательно быть верующим монархистом, чтобы любить свою нацию.

Уважать нужно все нации, но любить – свою.

Черанёв Александр

ХТб-1501



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.