|
|||
САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Частное образовательное учреждение высшего образования «САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Факультет психологии Кафедра общей и социальной психологии
Контрольная работа (ответы на вопросы)
По учебному курсу «Аналитический процесс»
Выполнил: слушатель программы дополнительного образования по «Аналитической психологии» Смирнова Алена Петровна Научный руководитель: тренинговый аналитик и супервизор РОАП Рудакова Татьяна Павловна
Работа зачтена “_” (______) 2015 г. САМАРА 2015 г. 1. Анализ по Юнгу - это долгосрочные, насыщенные полемическим содержанием диалектические взаимоотношения между двумя людьми: аналитиком и пациентом. Эти взаимоотношения направлены на исследование бессознательного у пациента, на изучение содержаний и процессов этого бессознательного с целью облегчения психического состояния, которое нельзя больше считать удовлетворительным, поскольку оно препятствует нормальному течению сознательной жизни. Юнг подчеркивал, что анализ — это искусство, а не техническая или научная процедура: "Практическая медицина — есть и всегда была искусством, и то же справедливо по отношению к практическому анализу". Это привело его к утверждению, что каждый случай — нечто совершенно индивидуальное, и не должно быть никакой программы или прописанного плана. "Это не означает, что он должен выбросить свои теории за борт, это означает лишь то, что в каждом данном случае он должен использовать их лишь как гипотезы для возможного объяснения". "Одна из до сих пор не решенных проблем психоанализа связана с самой природой психоаналитического лечения. Это не инсайт; это не восстановление младенческих воспоминаний; это не катарсис или отреагирование; это не отношение к аналитику. И все же — все это, взятое вместе в некоем синтезе, который еще пока невозможно сформулировать эксплицитно. Каким-то образом при успешном анализе пациент взрослеет как целостная личность" 2. Показанием к анализу можно назвать психическое состояние, которое нельзя считать удовлетворительным, некомфортное, ощущение неудовлетворенности и несчастья, кризисы. Возможны проявления расстройств невротического и психотического характера. В зависимости от интенсивности и глубины переживаний исчисляется частота и продолжительность сеансов. К противопоказаниям можно отнести: одновременную с анализом медикаментозную терапию под наблюдением психиатра, зависимости, которые требуют медикаментозного лечения. Часто люди без высшего образования неанализабельны. 3. Расхождение Юнга с психоанализом можно суммировать следующим образом: 1) во многом происходящем в нас он видел результат действия противоположностей и на этом основал свои представления о психической энергии. Он настаивал на аналитическом методе, который называл «синтетическим», поскольку тот в конечном счете выражался в синтезе противоположных психологических принципов. 2) хотя Юнг не сомневался, что инстинкты мотивируют психическую жизнь, тем не менее он считал, что они находятся в постоянном противоборстве с тем, что он, за неимением лучшего термина, называл «дух». Юнг определял дух как архетипическую силу, с которой человек сталкивается в форме образов. Вследствие этого юнговский анализ подразумевает работу с архетипическими образами. 3) по признанию самого Юнга, он предпочитал «смотреть на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков». Этим объясняется принятие им прогностической позиции или телеологической точки зрения в анализе. 4) отношение Юнга к религии было положительным. Из этого вовсе не следовало особого внимания к самой религии, и оно было сосредоточено на религиозных запросах и отношении к религии самости и эго. При этом скрыто подразумевалось, что весь ход анализа тесно связан с раскрытием смысла пережитого опыта. Дополнительно отмечается приверженность Юнга к мифологии и универсальным, связанным с мифом структурам, на ведение им диалектической процедуры, в отличии от модели «анализа закрытой системы» Фрейда, и на представление о регрессии, которая выходит за рамки обслуживания эго, но может рассматриваться как состоящая на службе еще и самости. Преобладание у Юнга символического метода, в котором человек связан с архетипическими источниками образности посредством амплификаций, и аналих явлений переноса-контрпереноса с помощью этого символического метода. 4. Юнг постоянно утверждал, что анализ — это "диалектический процесс". Под этим он понимал, что (а) здесь участвуют два человека, (б) что между ними имеет место двустороннее взаимодействие, и (в) что их следует рассматривать как равных участников. Предложенное Юнгом слово "равенство" вызывает затруднения. Лучшее слово, и к тому же более употребительное — "взаимность". Возможность идеализации этого термина с коннотацией удобства или даже исключительности, компенсируется идеей асимметричной взаимности, которая предполагает различие ролей пациента и аналитика. Другими асимметричными, но взаимными отношениями являются отношения матери и ребенка и учителя и ученика. Такие соображения следует иметь в виду при рассмотрении утверждения Юнга о том, что психотерапия - "это столкновение, общение двух психических целых, при котором знание используется лишь как инструмент. Целью является трансформация... Никакие усилия со стороны врача не могут принудить к этому переживанию" 5. Важность прохождения собственного анализа аналитика. Юнг часто утверждал, что аналитик может работать с пациентом лишь до тех пор, пока не сдвинет себя психологически. Тупиковая ситуация при анализе указывает на блокировку в психике самого аналитика. Отсюда потребность анализа при подготовке будущего аналитика. Мы можем суммировать то, как это используется на практике. Развитие пациента тесно связано с развитием аналитика, и ipso facto аналитик должен быть эмоционально вовлечен в происходящее. В определенный момент необходимо особо рассмотреть реальные отношения, которые существуют между пациентом и аналитиком, для того, чтобы поставить их рядом с внутренними или фантазийными отношениями переноса-контрпереноса. При психоанализе это называют лечебным (или рабочим) альянсом. + защита аналитика от затопления бессознательным пациента и негативными аффектами, повышается способность реагировать на требования в духе агапе (любви), снижает вероятность вторжения психопатологии в пространство аналитик-пациент. 6. В 1929 г. Юнг писал о 4 аспектах анализа, которые он рассматривал как «стадии» аналитического лечения. Эти 4 стадии не обязательно следуют друг за другом, но они характеризуют различные стороны аналитической работы. Первая – катарсис, или очищение (отреагирование). Юнг говорил о нем как о современном варианте древней практики исповеди и связывал с обрядами и действиями инициации. Чтобы высказать все то, что накопилось, чтобы отвести, что называется, душу другому, человек должен прорваться сквозь личную защиту, границу и невротическую изоляцию, прокладывая таким образом путь к новой ступени духовного роста и другому состоянию. Вторая – разъяснение. Здесь раскрываются связи с бессознательными процессами, и узнавание этих связей приводит к заметному изменению исходной установки, требуя от индивида определенного жертвоприношения, отречения от верховенства сознательной части интеллекта. Третья – воспитание, «вытягивания» пациента навстречу новым возможностям, что само по себе близко психоаналитической идее работы с пациентом через (часто очень длительный) процесс интеграции. Четвертая – этап трансформации, преображения. Не следует думать, что трансформация относится только к пациенту. Аналитик тоже должен изменять или трансформировать свои установки, свое отношение к происходящему, для того чтобы полноценно взаимодействовать со своим меняющимся пациентом. 7. Регрессия.Отношение Юнга к регрессии отличается от фрейдовского. Для Фрейда регрессия почти всегда была негативным явлением (или неудачной защитой). Регрессию всегда следовало преодолевать. С 1912 г. Юнг настаивал на терапевтических и совершенствующих личность аспектах краткосрочной регрессии (не отрицая вреда предположительно непродуктивной регрессии). Регрессия – период регенерации или экономии, предшествующий дальнейшему продвижению вперед. В соответствии с этим подходом анализ и психотерапия должны, видимо, поддерживать регрессию – даже на «пренатальном уровне». Кровосмесительные фантазии можно рассматривать как частную форму регрессии, как попытку осуществить контакт с основами бытия, представленными фигурами родителей. Чтобы подорбная регрессия приобрела ценность, она должна быть пережита. Внимание, уделяемое Юнгом выделению прогрессии из регрессии, соответствуют его представлениям о смерти и возрождении. Регрессия как адаптация к условиям внутреннего мира. «по мере того, как анализ вторгается во внутренний мир, он должен содержать регрессию со стороны пациента и, следовательно, в конечном счете, облегчать выход энергии для психологического развития.» 8. В анализ приходят люди у которых дефицит стабильных близких отношений, поэтому им необходимы стабильность и безопасность. Это достигается с помощью рамок анализа (четкие правила и границы) – снижается тревожность. Задачи для адаптации в анализе: 1. доверие и безопасность, 2. «закрытый сосуд», 3.переходное пространство, 4. интерсубъективное взаимодействие, 5. прояснение запроса и формирование мотивации. 9. «…цель состоит в том, чтобы развивать и доводить до зрелости отдельные личности... Поэтому я считаю первоочередной задачей психотерапии в настоящее время целеустремленное следование ориентиру индивидуального развития ... только в отдельном человеке жизнь может воплотить свой смысл» Если целью анализа является преобразование, и если анализ понимается как взаимная, диалектичная процедура, тогда можно заключить, что целью анализа является взаимное преобразование. То, что происходит при лечении, может изменить аналитика, осветить его жизнь, ставит перед ним проблемы и открывает возможности, которых он прежде не знал. Юнг пошел дальше и утверждал, что если аналитик не ощущает, что анализ оказывает воздействие на него как на личность, тогда из такого анализа ничего не получится. На аналитика должно влиять то, что происходит: "Анализ предполагает не только особый психологический дар, но, самое главное, серьезную озабоченность формированием своего собственного характера" 10. Гордон предлагает провести различие между лечением и излечиванием, которые имеют место при анализе. Первое связано с развитием эго и интеграцией склонностей и архетипов. С другой стороны, излечивание — это "процесс на службе всей личности, направленный на все большую и все более полную целостность". Этот акцент на индивидуации приводит нас к парадоксу, отмеченному Фордхамом при рассмотрении критериев для окончания анализа. (Под окончанием понимается взаимное желание пациента и аналитика в отличие от одностороннего "прерывания"). Фордхам ищет свидетельство того, что пациент может пережить, нормально функционируя, периоды, когда он не отвечает за то, что происходит.Поэтому любая фантазия о том, что анализ позволяет пациенту полностью контролировать то, что с ним происходит, отвергается, и подчеркивается относительность заключительной стадии анализа.
|
|||
|