|
|||
Тема: «Сравнительная характеристика традиционного урока и урока в контексте требований ФГОС»Тема: «Сравнительная характеристика традиционного урока и урока в контексте требований ФГОС» Выскажите свое мнение (согласитесь или опровергните следующее высказывание). По мнению В. Рубцова, необходим переход от школы мифотворчества к школе ремесла, от школы исследований к школе проектов. Примечание: эти переходы осуществлять не от ступени к ступени, а в рамках каждой ступени обучения. Я согласна с точкой зрения В. Рубцова, так как задача школы на сегодняшний день ― это подготовка учащихся к самостоятельному творческому труду. Для полноценной самореализации в постоянно меняющемся мире современному человеку необходимо постоянно задействовать творческий потенциал, реализовывать проектную деятельность. При этом важно соблюдать все необходимые этапы развития такой личности, последовательность перехода из одной школы в другую, ориентируясь на психологические и возрастные особенности учащихся. Выделяя 4 типа школ: школы мифотворчества, школа ремесла, школа исследований, школа проектов, В. Рубцов говорит о системе школ разных ступеней (ориентированных на учащихся разного возраста), в каждой из которых создаются условия, необходимым образом моделирующие формы, присущие конкретному историческому типу сознания и деятельности. На каждой ступени ученики осваивают конкретные исторические формы сознания (соответственно мифологическое, ремесленное, научное и проектировочное) и типы деятельности (ритуал как деятельность по определенному сценарию, действие по образцу, исследовательский и проектный типы деятельности соответственно). Последовательный переход из одной школы в другую определяет особенности образования детей: на 1 ступени — в «школе мифотворчества» (дети 5—6 лет), на 2 ступени — «школе-мастерской» (дети 7—9 лет), на 3 ступени — в «школе-лаборатории» ученики 10—13 лет) и, наконец, на 4 ступени в «проектной школе» (ученики 14—16 лет). Следует различать изучаемый детьми объект и осваиваемое ими содержание. Так, в «школе мифотворчества» дети действуют с сюжетом задачи и соответственно сюжету действуют с игровым, воображаемым, мифологическим объектом, что соответствует их возрастным особенностям. При этом реальным содержанием их работы являются способы действия, которые необходимы на следующей ступени обучения. В школе-мастерской он изучает сложившиеся в предметах смыслы действия и специально осваивает навыки и умения, обеспечивающие эти действия (например — понятие числа и одновременно навык счета). Понимание образцов предметов (идей) и соответствующих этим образцам обобщенных способов действия характерно для исторического типа ремесленного сознания. Далее, в школе-лаборатории изучаемое учениками содержание предметов осваивается на основе построения моделей, понятий и теории этого содержания, что характерно для научного типа сознания. Здесь школьники осваивают основания научных теорий, сталкиваются с экспериментом и научным текстом. В проектной школе предметное содержание осваивается учениками путем построения проекта или образца деятельности, связанного с проектным типом сознания. Проект и далее программа являются современным средством организации деятельности коллектива людей и координации выполняемых ими действий. При этом важным объектом работы становится возникающая общность, моделирование ее целей, задач и средств функционирования. Однако концепция культурно-исторического типа школы требует переосмысления и уточнения в вопросе привязки этапов культурно-исторической школы к возрастной (природной) периодизации развития учащегося. В частности, Л. С. Выготским обоснована нерациональность данного подхода, так как современный учащийся находится и развивается прежде всего в условиях современной ему проектной культуры: в отношениях, присущих проектной культуре, а также используя в жизнедеятельности материальные и духовные достижения современной, проектной культуры. По мнению В.В. Рубцова, необходим переход от школы мифотворчества к школе ремесла, от школы исследований к школе проектов. Я соглашаюсь с данным высказыванием, так как важно соблюдать поэтапность, последовательность перехода из одной школы в другую, ориентируясь на психологические и возрастные особенности учащихся.
|
|||
|