Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АРТИКЕ

Вихневич К.Д.

ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», г. Омск, Россия

Characteristics of the main stages of the state policy of the Russian Federation in the Arctic zone

Vihnevich K.D.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia

 

Аннотация: статья посвящена основным направлениям политики России в Арктике.

Abstract: The article is devoted to the main directions of Russian policy in the Arctic

Ключевые слова: Артика, Арктическая зона Российской Федерации, государственная политика России, национальные интересы России

Keyword: Article, Arctic zone of the Russian Federation, state policy of Russia, national interests of Russia

 

Вопрос политики, проводимой Российской Федерацией в Арктике является актуальным, в связи с тем, что данный регион имеет огромное геополитическое значение по причине того, что в его акваторию включаются достаточно большие территории, в том числе, Северный Ледовитый океан и прилегающие моря, а также часть Атлантического и Тихого океанов. Также в территории Арктики входят прибрежные северные территории не только России, но и Норвегии, Гренландии (Дании), Исландии, Канады и Соединенных Штатов Америки. Таким образом, Арктика — это кратчайший путь между севером Евразии и Северной Америкой.

Отдельно стоит упомянуть, что Арктика как геополитический регион, притягивает сегодня не только те страны, которые непосредственно имеют выход к Ледовитому океану или близлежащим морям, но и страны, которые географически достаточно удалены от нее (например, Германия, Япония, КНР) — каждая из вышеперечисленных, а также других стран имеет свои собственные интересы, которые продиктованы внутренней политикой развития стран.

Помимо геополитического аспекта, стоит также упомянуть экономический, поскольку на территории Арктики, согласно ряду исследователей, как отечественных, так и зарубежных, существует не менее 13% общих залежей нефти на Земном шаре, при этом, они остаются нетронутыми в настоящее время. Также, по оценкам ученых, на территории Арктики имеется не менее 30% не исследованных и не тронутых залежей газа, урана и других полезных ископаемых.

В-третьих, стоит, вне сомнений, подчеркнуть значимость политики в Арктике именно России, как одной из ведущих арктических держав. Арктика для России — это также кратчайший морской путь между севером ее европейской части и Дальним Востоком. Именно поэтому, в России, на настоящий момент, проблеме политики РФ в Арктике уделяется большое внимание. Так, например, в марте 2020 г. был принят Указ Президента РФ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», в котором содержится основная информация по развитию государственной политики России в Арктике.

Таким образом, очевидно, что формирование и модернизация политики России в Арктике является важнейшим компонентом государственной политики не только с точки зрения экономического и политического аспекта, но и геополитического.

Целью данного доклада является выявление основных направлений государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Часть нынешней арктической политики России включает сохранение военного присутствия в регионе. В 2014 году было создано Объединенное стратегическое командование Северного флота (Россия). Северный флот России, крупнейший из четырех военно-морских флотов России, имеет штаб-квартиру в Североморске, в Кольском заливе на Баренцевом море. Северный флот охватывает две трети всей морской мощи России и насчитывает около 80 боевых кораблей. По состоянию на 2013 год это включало приблизительно 35 подводных лодок, шесть ракетных крейсеров и флагманский ракетный крейсер с ядерной установкой Петр Великий (Петр Великий). В 2012 году российский военно-морской флот возобновил морские патрули Северного морского пути, отмеченные 2 000-мильным патрулем российской Арктики десятью кораблями во главе с ледоколом и «Петром Великим». Российские военные также, как сообщается, объявили в июне 2008 года, что они увеличат радиус действия своих подводных лодок Северного флота [4, с. 139-145].

Первый атомный ледокол «Ленин» начал работать на Северном морском пути в июле 1960 года. В России было построено десять атомных гражданских судов, в том числе девять ледоколов. Три из них были выведены из эксплуатации, в том числе Ленин. Помимо шести атомных ледоколов в России также есть 19 дизельных полярных ледоколов. В его атомный ледокольный флот входит крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет победы». В настоящее время планируется построить еще шесть ледоколов, а также построить круглый год арктический порт стоимостью 33 миллиарда долларов. 28 сентября 2011 года президент Медведев снял запрет на приватизацию атомного ледокольного флота указом № 1256. Эта отмена позволит Атомфлоту, государственной компании, которая владеет флотом, по крайней мере частично, принадлежать частным инвесторам. Ожидается, что правительство сохранит контрольный пакет акций компании.

Россия говорит, что у нее есть военные подразделения, специально подготовленные для арктических боев. Министр обороны России Анатолий Сердюков объявил 16 июля 2011 года о планах создания двух бригад, которые будут размещены в Арктике. В заявлении российской политики по Арктике, утвержденном президентом Медведевым 18 сентября 2008 года, содержится призыв к созданию в Арктике улучшенных военных сил для «обеспечения военной безопасности» в этом регионе, а также к усилению существующих пограничников в этом районе [4, с. 145].

Россия проводила исследования в Арктике на протяжении десятилетий. Страна является единственной страной, которая использует дрейфовые станции - исследовательские сооружения, сезонно размещаемые на дрейфующем льду, - а также имеет другие исследовательские станции в арктической зоне. Первая дрейфующая станция, Северный полюс-1, была основана Советским Союзом 21 мая 1937 года. Российские исследования были сфокусированы на морском дне Арктики, морской жизни, метеорологии, разведке и природных ресурсах. Недавние исследования также были сосредоточены на изучении хребта Ломоносова для сбора доказательств, которые могли бы усилить российские территориальные претензии на морское дно в этом регионе в российском секторе Арктики [5].

Экономические интересы России в Арктике основаны на двух вещах - природные ресурсы и морской транспорт. Северный морской путь, используемый веками и официально определяемый российским законодательством, является арктическим морским путем, который простирается от Баренцева моря до Берингова пролива через арктические воды. Путешествие по Северному морскому пути занимает всего одну треть от расстояния, необходимого для прохождения через Суэцкий канал, без столь же высокого риска для пиратов.

Маршрут в настоящее время открыт до восьми недель в году, и исследования предсказывают, что изменение климата приведет к дальнейшему сокращению арктических льдов, что может привести к более широкому использованию маршрута. Даже когда он «открыт», этот маршрут не полностью свободен от льда и требует российского ледокола и навигационной поддержки для обеспечения безопасности прохода. В настоящее время по Северному морскому пути ежегодно перевозится 1,5 млн. Тонн (1 500 000 длинных тонн; 1 700 000 коротких тонн) грузов. Ожидается, что к 2020 году движение по маршруту увеличится в десять раз, а в 2010 году уже прошло шесть танкеров. По оценкам российского правительства, годовой грузопоток может достигать 85 млн. метрических тонн, а доставка по маршруту может составлять четверть груза между Европой и Азией к 2030 году. Однако широкое использование Северного морского пути потребует значительного расширения нынешней российской инфраструктуры в Арктике, особенно портов и морских судов. В августе 2011 года секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что плохое состояние инфраструктуры в Арктике препятствует развитию там, снижая привлекательность ресурсов региона для развития. Инфраструктура хуже в восточной части России, которая также содержит больше ресурсов. Недавние экономические санкции, наложенные на Россию, дополнительно ослабили жизнеспособность СМП для иностранных инвесторов, и в 2014 году общее количество рейсов через пролив резко сократилось с 71 до 53 [1, с. 138-146].

Полуостров Ямал, где находятся крупнейшие в России запасы природного газа, был связан с остальной частью России Газпромом посредством создания линии Обская – Бованенково, которая открылась в 2010 году. Это было частью проекта «Ямала» Газпрома по разработке ресурсов природного газа в регионе. Полуостров ямал. Российские железные дороги планируют соединить Индигу, которая считается основным местом для строительства глубоководного порта, и Амдерму с ее железнодорожной системой к 2030 году. Еще в период нахождения на посту премьер-министра В.В. Путин объявлял, что круглогодичный порт будет построен на полуострове Ямал.

Но пока концентрация России на добыче нефти и газа на полуострове Ямал столкнулась с огромными проблемами. Пытаясь добывать газ и нефть в арктическом регионе, «Газпром» сталкивается с суровым климатом и длинными связями. Таким образом, Газпром требует крупных инвестиций с высоким риском и длительным горизонтом инвестирования и зависит от высоких цен на энергоносители, что делает добычу прибыльной [3, с. 137-145].

Очевидно, что арктическая зона международного сотрудничества и соперничества включает в себя широкий спектр правовых, экономических, культурных, природных и внутренних и внешних ресурсных факторов. Поэтому возникла необходимость в реализации российской государственной политики в Арктике, которая в настоящее время имеет краткосрочную практику реализации.

Таким образом, нормативные, институциональные и международные аспекты государственной политики в Арктике стали ее логическим началом в рассматриваемом регионе. Однако на этом этапе фактически была провозглашена линия приватизации российской части Арктики, что проявилось в изменении состояния Северного морского пути, который ранее обслуживал главным образом потребности государства и транспортировку ресурсов. естественно. Но переход к рынку, приватизация судоходных компаний и портов, ликвидация государственных материалов и технических поставок, нарушение региональных транспортных и технологических связей привели к распаду единого экономического механизма для СМП [2, с. 74-96].

Начиная с этого периода в Арктике начался промышленный спад и отток людей, который все еще наблюдается. В результате за последние два десятилетия около 3 миллионов человек уже покинули северные регионы России. Население только Чукотского автономного округа за период с 1991 по 2009 год сократилось в 3,2 раза, Магаданской области в 2,4 раза. Эта тенденция наблюдается в других регионах Российской Федерации в Арктике. Отъезд из северной России наиболее способной и квалифицированной молодежи и персонала продолжается. Эти тенденции являются естественно негативными факторами развития арктического региона России.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, было указано, что «как можно скорее должны быть разработаны механизмы поддержки жизненно важных функций и экономического развития регионов и регионов, переживающих кризис на крайнем севере» (Концепция была принята в 2000 г., утратила силу в 2009 г.), это есть и в указе Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (принята 2009 г.). В рамках реализации этих решений была запланирована серия государственных мероприятий, в которых Арктике уделялось особое внимание. Это мероприятия по охране границ и развитие конкурентоспособных отраслей экономики, повышение эффективности работы топливно-энергетического комплекса, расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач экономического развития и завершения формирования базовой инфраструктуры для транспорта, энергетики, информации и военной инфраструктуры [2, с. 74-96].

Учитывая важность геополитического значения Арктического региона в системе национальных интересов современной России, мы, к сожалению, вынуждены признать, что нынешняя политика не полностью соответствует национальной безопасности России. Проблема сегодня заключается не в модернизации отдельных направлений государственной политики в Арктике, а в ее реализации на основе принципиально новых подходов, которые должны создать особый правовой режим для регулирования экономической, социальной, экологической, экологической и другой деятельности.

Список литературы:

1. Авхадеев В.Р. Сотрудничество Арктического Совета и Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды: проблемы развития // Журнал российского права. 2018. № 1(253). С. 138-146.

2. Лукин В.В. К вопросу о национальной арктической стратегии // Международная жизнь. 2018. № 1. С. 74-96.

3. Никитин Д.А. Правовой статус Северного морского пути в концепции конвенционного способа определения правового статуса Арктики // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы // сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 ч. 2018. С. 137-145.

4. Никифорова Е.Н. Правовое регулирование национальной безопасности в арктическом регионе Российской Федерации // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2018. № 1-2 (115-116). С. 139-145.

5. Тамицкий А М. Государственная политика современной России в Арктике: этапы, приоритеты и некоторые итоги // АиС. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-sovremennoy-rossii-v-arktike-etapy-prioritety-i-nekotorye-itogi (дата обращения: 27.04.2020).

 

Сведения об авторах:

Вихневич Кирилл Дмитриевич – магистрант 1-го года обучения исторического факультета ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф. М. Достоевского», e-mail: k673008@gmail.com



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.