ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ В ШКОЛЕ. Практическое занятие
ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ В ШКОЛЕ
Практическое занятие
Параметры для сравнения
| Путь по ходу развития действия
| Проблемно-тематический путь
| Количество часов, предлагаемых на изучение темы
| 7 часов
| 7 часов
| Путь анализа
| По ходу развития действия
| Проблемно-тематический
| Методы и приемы анализа драматического произведения
| Словесные методы:
слово учителя (основа изложения материала), историко-бытовой комментарий (1-е действие, монолог Хлестакова)
беседа, наводящие вопросы
(метод «точка зрения из зала»),
словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение;
Практические методы:
метод сопоставление,
творческая работа учеников (создание сценок)
Наглядные методы:
видеофрагмент (сцена лжи Хлестакова)
| Словесные методы:
учительское слово, работа над театральным словарем,
беседа, проблемные вопросы, словарная работа (в форме викторины), викторина по цитатам, актуализация знаний
Практические методы:
игра-восстановление сюжета,
сравнение («Ревизора» с пьесой Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе»)
Наглядные методы:
Рассказ по иллюстрациям, видеофрагменты, спектакль
| ТЛП
| Драма, пьеса, завязка, идея,
конфликт, ремарка, комизм,
сравнение, сатира, гипербола
внесценический персонаж,
внесценическое действие,
комедия, контраст, говорящие фамилии, немая сцена, акт, действие, явление, монолог
| Пьеса, комедия, водевиль, фарс,
жанр, сатира, мотив, ремарка,
юмор, конфликт (внутренний и
внешний), композиция, немая
сцена, действие, явление, акт
| Работа над характеристикой образов литературных персонажей
| Характеристика героев
раскрывается в репликах
персонажей.
Работа осуществляется
с помощью анализа реплик,
обсуждения характеров и сопоставления образов.
(Через вопросы учителя, сопоставление иллюстрации)
| Характеристика героев
прорабатывается через сравнение с образами произведения «Приезжий со столицы».
(Через викторину, сопоставление иллюстраций)
| Виды чтения
| - комментированное чтение учителя
- выразительное чтение отдельных эпизодов учениками
- домашнее чтение
| - комментированное чтение учителя
- выразительное чтение учеников
- домашнее чтение
| Организация самостоятельного (домашнего) чтения
| Организация домашнего чтения начинается со 2 урока. Сопровождается дополнительными заданиями
(выписать незнакомые слова, подготовить выразительное чтение, определить развязку)
| Домашнее чтение подразумевает чтение отдельных действий.
| Роль проблемных ситуаций
| Последний урок завершается проблемным вопросом, который подводит итог всей работе.
| Проблемный вопрос ставится на 1 уроке, определяя дальнейшее
развитие уроков.
| Специфика работы по развитию речи
| Выразительное чтение,
сочинение
| Выразительное чтение
| Формы организации самостоятельной деятельности
| - устные ответы на вопросы учителя
- написание сочинений
- разнообразие домашнего задания
- составление таблицы «способы выражения комизма»
| - участие в игре-викторине
- работа с иллюстрациями
- написание сочинения
разного вида
| Наглядность
| Портреты Гоголя (работы Венецианова и Жерена), иллюстр. А.Константиновско к «Ревизору» ― «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда», отрывок из к /ф «Гоголь ― обличитель николаевской России», иллюстрации к 4-му действию А.Кардовского, А. Константиновского, иллюстр.
П. Боклевского, экиз немой сцены (А. Иванов), заочная экскурсия «Петербург,19 апреля 1836 года».
| акварель П.Картыгина (Гоголь на репетиции комедии),
акварель А. Кардовского,
кинофрагменты (встреча в
гостинице, вранье Хлестакова),
просмотр спектакля
| Работа со сценической истории пьесы
| На 1 уроке рассказывается сценическая история пьесы.
| На 1 уроке раскрывается биография писателя и творческая история создания пьесы
(занимает основное место в изучении пьесы на этом уроке)
| Виды художественно-творческой интерпретации комедии
| - Ассоциативные вопросы, затрагивающие воображение
- Оригинальное задание: расположить иллюстрации к пьесе по ходу развития действия
- Отрывок из книги К.Станиславского «Работа актера над ролью»
- Анализ актерской игры
- Творческое задание,
которое предлагает
изобразить определенный эпизод
| - Ассоциативные вопросы
- Викторина
|
Вывод:
Путь по ходу развития действия
Плюсы:
· последовательность разбора, из чего следует естественное восприятие произведения, а также четкое понимание хода мысли автора
· разнообразные виды работы с текстом (комментированное чтение, выразительное чтение, чтение по лицам)
· форма и содержание в ходе анализа синтезируется (рассматривается целостно)
· эмоциональность
· прослеживание развития действия
Минусы:
· есть риск минимальной работы учеников
· однообразная работа учеников
Проблемно-тематический путь:
Плюсы:
· если верно сформулировать проблемный вопрос, можно рассмотреть произведение с разных сторон, получить о нем общее представление
· ученики свободно формируют личное мнение, подкрепляют его аргументами
Минусы:
· риск некорректной формулировки вопроса, что приведет к упущению деталей
· в данном анализе подробно рассматривается только образ Хлестакова
|