Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ В ШКОЛЕ. Практическое занятие



ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ В ШКОЛЕ

Практическое занятие

        

 

Параметры для сравнения Путь по ходу развития действия Проблемно-тематический путь
Количество часов, предлагаемых на изучение темы   7 часов 7 часов
Путь анализа По ходу развития действия Проблемно-тематический
Методы и приемы анализа драматического произведения Словесные методы:
  • монологические приемы:
слово учителя (основа изложения материала), историко-бытовой комментарий (1-е действие, монолог Хлестакова)
  • диалогические приемы:
 беседа, наводящие вопросы  (метод «точка зрения из зала»), словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение;   Практические методы: метод сопоставление, творческая работа учеников (создание сценок)   Наглядные методы: видеофрагмент (сцена лжи Хлестакова)
Словесные методы:
  • монологические приемы:
учительское слово, работа над театральным словарем,
  • диалогические приемы:
 беседа, проблемные вопросы,  словарная работа (в форме викторины), викторина по цитатам, актуализация знаний     Практические методы: игра-восстановление сюжета, сравнение («Ревизора» с пьесой Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе») Наглядные методы: Рассказ по иллюстрациям, видеофрагменты, спектакль
ТЛП Драма, пьеса, завязка, идея,  конфликт, ремарка, комизм, сравнение, сатира, гипербола внесценический персонаж, внесценическое действие, комедия, контраст, говорящие фамилии, немая сцена, акт, действие, явление, монолог   Пьеса, комедия, водевиль, фарс, жанр, сатира, мотив, ремарка, юмор, конфликт (внутренний и внешний), композиция, немая сцена, действие, явление, акт
Работа над характеристикой образов литературных персонажей   Характеристика героев раскрывается в репликах персонажей. Работа осуществляется с помощью анализа реплик, обсуждения характеров и сопоставления образов. (Через вопросы учителя, сопоставление иллюстрации) Характеристика героев прорабатывается через сравнение с  образами произведения «Приезжий со столицы». (Через викторину, сопоставление иллюстраций)
Виды чтения
  • комментированное чтение учителя
  • выразительное чтение отдельных эпизодов учениками
  • домашнее чтение
  • комментированное чтение учителя
  • выразительное чтение учеников
  • домашнее чтение
Организация самостоятельного (домашнего) чтения Организация домашнего чтения начинается со 2 урока. Сопровождается дополнительными заданиями (выписать незнакомые слова, подготовить выразительное чтение, определить развязку) Домашнее чтение подразумевает чтение  отдельных действий.
Роль проблемных ситуаций Последний урок завершается проблемным вопросом, который подводит итог всей работе. Проблемный вопрос ставится на 1 уроке, определяя дальнейшее развитие уроков.
Специфика работы по развитию речи Выразительное чтение, сочинение Выразительное чтение
Формы организации самостоятельной деятельности
  • устные ответы на вопросы учителя
  • написание сочинений
  • разнообразие домашнего задания
  • составление таблицы «способы выражения комизма»
  • участие в игре-викторине
  • работа с иллюстрациями
  • написание сочинения
разного вида
Наглядность Портреты Гоголя (работы Венецианова и Жерена), иллюстр. А.Константиновско к «Ревизору» ― «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда», отрывок из к /ф «Гоголь ― обличитель николаевской России», иллюстрации к 4-му действию А.Кардовского, А. Константиновского, иллюстр. П. Боклевского, экиз немой сцены (А. Иванов), заочная экскурсия «Петербург,19 апреля 1836 года». акварель П.Картыгина (Гоголь на репетиции комедии), акварель А. Кардовского, кинофрагменты (встреча в гостинице, вранье Хлестакова), просмотр спектакля
Работа со сценической истории пьесы На 1 уроке рассказывается сценическая история пьесы. На 1 уроке раскрывается биография писателя и творческая история создания пьесы (занимает основное место в изучении пьесы на этом уроке)
Виды художественно-творческой интерпретации комедии
  • Ассоциативные вопросы, затрагивающие воображение
  • Оригинальное задание: расположить иллюстрации к пьесе по ходу развития действия
  • Отрывок из книги К.Станиславского «Работа актера над ролью»
  • Анализ актерской игры
  • Творческое задание,
 которое предлагает изобразить определенный эпизод
  • Ассоциативные вопросы
  • Викторина

Вывод:

Путь по ходу развития действия

Плюсы:

· последовательность разбора, из чего следует естественное восприятие произведения, а также четкое понимание хода мысли автора

· разнообразные виды работы с текстом (комментированное чтение, выразительное чтение, чтение по лицам)

· форма и содержание в ходе анализа синтезируется (рассматривается целостно)

· эмоциональность

· прослеживание развития действия

 

Минусы:

· есть риск минимальной работы учеников

· однообразная работа учеников

 

Проблемно-тематический путь:

Плюсы:

· если верно сформулировать проблемный вопрос, можно рассмотреть произведение с разных сторон, получить о нем общее представление

· ученики свободно формируют личное мнение, подкрепляют его аргументами

 

Минусы:

· риск некорректной формулировки вопроса, что приведет к упущению деталей

· в данном анализе подробно рассматривается только образ Хлестакова




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.