Рубцов Николай Михайлович
Группа
| Дисциплина
| Дата проведения
| Тема урока
| Задания
| Контроль
| СР-12
| Литература
| Среда, 13.05.20 – 4 часа
| 1. Н.М. Рубцов. Обзорное изучение жизни и творчества. Тематика творчества Рубцова
2. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Выразительное чтение и анализ стихотворений
3. Очерк жизни и творчества И. А. Бродского.
4. Развитие традиций русской классики в поэзии И. Бродского.
| Прочитать биографию Н.М. Рубцова. Сайт «Литра. Ру». Вариант5. (можете прочитать другие варианты). Ссылка: http://www.litra.ru/biography/get/biid/00338221270981398981/
Прочитать стихи: «Звезда полей», «Тихая моя родина», «В минуты музыки печальной…» Стихи находите на любых сайтах.
Произвести письменно, по пунктам, комплексный анализ стихотворения Н. Рубцова «Берёзы».
План анализа и стихотворение прилагаются.
Только прочитать на сайте «Литра.Ру» творческую биографию И. Бродского. Вариант1 Ссылка: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00015201184773068256/
| Прислать материал до 18-00 14.05.20.
|
План анализа стихотворения
1. Тема.Тема стихотворения может быть: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская и тд.
2. Идея, основная мысль (о чём стихотворение, что хотел выразить автор).
3. Сюжет стихотворения (если есть).
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Композиция лирического произведения: рифма, ритм. Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. Ритм: плавный, растянутый, «певучий» или: маршевый, жёсткий, рубленый.
5. Поэтическая лексика(изобразительно-выразительные средства).
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - паралеллизм; - сравнение; - эпитет - художественное определение.
6. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
7. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
8. Жанр: лирическое стихотворение, эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Рубцов Николай Михайлович
Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю — и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же береза Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад…
Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слёз…
|