|
|||
Тема: «И некому было крикнуть о помощи…» Ю.П. Казаков «Тихое утро»Тема: «И некому было крикнуть о помощи…» Ю.П. Казаков «Тихое утро» 1.КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича - Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь. Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром. В 1950 – 60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”. 29 оября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве. 30 Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные. Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки души своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши. 2. Попробуйте самостоятельно дать толкование слова ГУМАНИЗМ. 3. Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова:
4.Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов: - Что такое добро? Что такое зло? (поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой) (зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей) - Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека? (добро и зло существует не извне, в душе человека) -Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына: «…Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце…» - Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? (нельзя: в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла. Человеку свойственны и нравственные «взлеты», и нравственные «падения») - Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя «точки» нравственных « взлетов» и «падений». 5.Анализ рассказа по плану: 1.Веселое утро. - Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? (настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным) - Найдите описание деревни. Для чего оно дано? (утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение) - Мирный, радостный, добрый рассвет вдохновлял художников, музыкантов. Найдите в интернете и прослушайте отрывок музыкального произведения «Рассвет на реке», чтобы лучше поняли внутреннее утреннее состояние Яшки. - Ваши впечатления. Какое утро у композитора? Что вы услышали? (покой, тишина, умиротворение, радость) 2.Яшка будит Володю рано. - Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? (он не получил ожидаемого признания) - Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки. (Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.) - Чтобы понять, какие чувства испытывает в этот момент Яшка, прочитайте диалог Яшки и Володи.). Как удалось передать чувства героев? Какие? (злость, раздражение). - Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал? - Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? - Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? Почему он идет на рыбалку с Володей? 3.Эпизод «У колодца». Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе? 4. Эпизод «По дороге на рыбалку». - Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? 5. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке. ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев). 6. Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? ( тревожное состояние рассказ Яшки про осьминога) 7.Рыба ушла Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями. 8.Лещ. 9. Ком земли. 10. Володя тонет. - Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? - Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? ( Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него). - Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. -Дается описание тихого утра. Перечитайте, определите роль пейзажа в этом отрывке. -Художественный пересказ от лица Яшки - Самостоятельная работа. 11. Любовь истинная. Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 12. Описание природы в чаще. - Какие мысли и чувства вызывает. ( вызывает светлые чувства, радостные. Рассказ со счастливым концом.) Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 13. Сравнительная характеристика мальчиков. ( как они просыпаются, готовятся к рыбалке) И Яшке и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берет удочки, готовит червяков, будит Володю. Володя только успевает одеться, Яша чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу - все это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу, Володя не хуже Яшки, он просто другой, любознательный. Оказавшись а такой ситуации выстояли, оказались мужественными стойкими. Загляни в будущее героев? Они вырастут добрыми, смелыми, мужественными, отзывчивыми. Катя нарисовала иллюстрацию к рассказу. Какой момент изобразила Катя? Что получилось удачно? - Ваши впечатления от рассказа. Д/з. подготовить устное сочинение - рассказ на темы:. 1. Характеристика главного героя 2. Сравнительная характеристика героев 3. Письменно дать развернутый ответ на вопрос. Можно ли Яшу назвать героем, а поведение его героическим. Сдать письменно 3 задание до 08.05
|
|||
|