Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «И некому было крикнуть о помощи…» Ю.П. Казаков «Тихое утро»



Тема: «И некому было крикнуть о помощи…» Ю.П. Казаков «Тихое утро»

1.КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича - Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”.

  Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.

Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.

  В 1950 – 60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.

Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.

29 оября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.

30 Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.

   Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения?

Что такое добро? Что такое зло?

В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки души своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

2. Попробуйте самостоятельно дать толкование слова ГУМАНИЗМ.

3. Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова:

  • Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
  • Там же: человечный – достойный человека, отзывчивый.
  • У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдский, свойственный человеку,  истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердый.
  • Гуманность – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.

 

4.Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов:

- Что такое добро? Что такое зло?

(поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой)

(зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей)

- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?

(добро и зло существует не извне, в душе человека)

-Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына:

 «…Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце…»

- Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

(нельзя: в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла. Человеку

свойственны и нравственные «взлеты», и нравственные «падения»)

- Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя  «точки» нравственных « взлетов» и «падений».

5.Анализ рассказа по плану:

1.Веселое утро.

- Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?

(настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным)

- Найдите описание деревни. Для чего оно дано?

(утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение)

- Мирный, радостный, добрый рассвет вдохновлял художников, музыкантов. Найдите в интернете и прослушайте отрывок музыкального произведения «Рассвет на реке», чтобы лучше поняли внутреннее утреннее состояние Яшки.

- Ваши впечатления. Какое утро у композитора? Что вы услышали?

(покой, тишина, умиротворение, радость)

    2.Яшка будит Володю рано.

- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?

(он не получил ожидаемого признания)

- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.

 (Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.)

- Чтобы понять, какие чувства испытывает в этот момент Яшка, прочитайте диалог Яшки и Володи.). Как удалось передать чувства героев? Какие?

 (злость, раздражение).

- Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал? - Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

- Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? Почему он идет на рыбалку с Володей?

3.Эпизод «У колодца».

Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?

4. Эпизод «По дороге на рыбалку».

- Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?

5. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке. ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению  героев).

6. Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? ( тревожное состояние рассказ Яшки про осьминога)

7.Рыба ушла

Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.

8.Лещ.

 9. Ком земли.

10. Володя тонет.

- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

- Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? ( Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него).

- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.

-Дается описание тихого утра. Перечитайте, определите роль пейзажа в этом отрывке.

-Художественный пересказ от лица Яшки

- Самостоятельная работа.

11. Любовь истинная.

Почему Яшка плачет так горько и безутешно?

Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

 ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков.

Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

12. Описание природы в чаще.

- Какие мысли и чувства вызывает.

( вызывает светлые чувства, радостные. Рассказ со счастливым концом.)

Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.

13. Сравнительная характеристика мальчиков.

( как они просыпаются, готовятся к рыбалке)

И Яшке и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берет удочки, готовит червяков, будит Володю. Володя только успевает одеться, Яша чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу - все это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу, Володя не хуже Яшки, он просто другой, любознательный. Оказавшись а такой ситуации выстояли, оказались мужественными стойкими.

Загляни в будущее героев?

Они вырастут добрыми, смелыми, мужественными, отзывчивыми.

Катя нарисовала иллюстрацию к рассказу. Какой момент изобразила Катя? Что получилось удачно?

- Ваши впечатления от рассказа.

Д/з. подготовить устное сочинение - рассказ на темы:.

1. Характеристика главного героя

2. Сравнительная характеристика героев

3.  Письменно дать развернутый ответ на вопрос. Можно ли Яшу назвать героем, а поведение его героическим.

Сдать письменно 3 задание до 08.05



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.