Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обсуждение возможного ответа на первый вопрос.



 

Приложение

Стенограмма урока по истории Абхазии[1].

Учитель рассказывает: Ребята, давайте, вспомним, о чем свидетельствует топонимика нашего края? Топонимика свидетельствует о том, что абхазские племена занимали более обширную территорию, чем сейчас занимает Республика Абхазия. Названия абхазского происхождения встречаются и в Краснодарском крае, и в Грузии около Тбилиси, около Батуми. (Далее перечисляются сами названия: река в Адлерском районе (не успела записать); стоянка Абазар а адлерской районе; название города «Сочи», которое произошло от абхазского слова Сощи. Адлер в переводе с немецкого означает «орел». Но это было место, где раньше проживал род Алдеар, потом Ааделор. Немцы, которые оккупировали эту территорию, переделали это название под свою лексику. Под Батуми есть монастырь Аанцва (Бог), две горы в Аджарии также имеют абхазское происхождение Лашба (Глухой), Дагва (светлый))

Учитель также попросила ребят вспомнить, что такое абсуара.

Дети : Это наш закон

Учитель рассказывает: Абсуара – моральный кодекс абхазов, которые передается из поколения в поколение. Почему назвать человека бессовестным означает у абхазов самое сильное оскорбление?

Дети: Т.к. совесть главная и первая черта абсуары.  

Учитель рассказывает: Первая черта абсуары «Ааламыс – совесть и честь» Какая вторая черта?

Дети: Уважение

Учитель рассказывает: Вторая черта «Честь и уважение абазу». А какая третья черта?

Дети: Дружелюбие, человеколюбие

Учитель рассказывает: «Аалайа – человечность и гуманность».

 Учитель попросила детей прочитать стихи поэта Дмитрия Гулии. Дети по очереди читают строки из этого стихотворения

Д.И. Гулия, перевод. Ст. Куняева

Будь ты юноша или старик,

Ты, читающий этот стих,

Я прошу тебя об одном:

Если ты наделен умом

Иль богатством – помни вовек,

Кто бы ты ни был: ты – человек.

Будь хоть князем, даже – царем,

Не замкнись в величии своем,

Чтут тебя – пекись обо всех…

Кто бы ты ни был: ты – человек.

Коль судьба обманет тебя

Или, скажем, вдруг разлюбя,

Кто-то близкий тебя отверг,

Твердо помни: ты – человек.

К людям зла в душе не храни,

Духом робкого – не оттолкни,

Пусть смелей глядит из-под век, -

Помни, что и он – человек!

Это стихотворение по мнению, учителя отражает третье правило абсуары: гуманность и человеколюбие.

Эта часть урока была заключена следующим выводом: «Абсуара возникла, когда формировался абхазский народ».

Переход к теме урока.

Учитель задает вопрос: «Как абхазский народ оказывал влияние на другие народы?»

Учитель рассказывает: Вместе с грузинскими народами абхазы даже создали азбуку. Между грузинскими и абхазским народом были отношения, с одной стороны, совместной защиты родины, с другой, войны против друг друга. Абхазские племена еще раньше объединялись с другими племенами Северного Кавказа – аланами, адыгами и др.

Учитель дает под запись: Лекция 4. История абхазского народа и ее связь с историей других народов.

Учитель рассказывает: Ни один народ не может жить изолированно, а тем более абхазцы, которые всегда любили гостей и принимали гостей.

Учитель дает под запись: История народов слагается из фактов исторического процесса и взаимодействия народов со своими соседями. История Абхазии…

Учитель рассказывает: А как абхазы называют свою страну?

Дети: Апсны

Учитель рассказывает: А себя?

Дети: Абсуа

Учитель дает под запись: …особенно показательна в этом. Территория Абхазии всегда служила мостом,

Дети: Между Россией и Грузией (со смехом)

Учитель дает под запись: связывающим побережье Черного моря с Малой Азией, Крымом и Северным Кавказом.

Учитель рассказывает: Даже есть теория по которой расселение народов было связано с Абхазией. Народы из Африки перешли через Абхазию и расселились по всему миру. Из школы вы помните, что есть две теории. Первая – теория Ноевого ковчега, вторая – расселение народа.

Учитель дает под запись: Торговый путь проходивший из Малой Азии на Северный Кавказ через Абхазию получил название абхазского пути. Экономика, культура, политика края формировались во взаимодействии с историей других народов. Абхазия имела торговые связи уже и в каменном веке. Так на территории Абхазии обнаружены остатки изделий из вулканического стекла. Родиной этих изделий была Армения. Абхазия раньше других народов познакомилась с обработкой бронзы и железа, о чем свидетельствуют находки в дольменах – гробницах.

Учитель рассказывает: Все тихонечко послушали. На территории Абхазии, а точнее в устье реки Бзыбь найдены рудниковые остатки. Это говорит о том, что в Абхазии не только привозилась руда, но и добывалась. Дольмены – это дома мертвых.

Дети рассказывают о дольменах, кто что знает.  

Учитель рассказывает: Человека зашивали в шкуру животных, подвешивали на виноградную лозу. Когда оставались только кости, то их закладывали в дольмены.
Это были гробницы знати, т.е. уже тогда было разделение на богатых и бедных. Дольмены находят и на Северном Кавказе. О чем это свидетельствует?

Дети: О том что абхазы жили везде.

Дети: О том, что дружили народы.

Дети: У нас тут глина особенная.

Учитель рассказывает: Да, это свидетельствует о том, что был обмен культурой. Но в Абхазии дольмены были более крупные. Здесь такая глина, которая нейтрализует продукты тления, чтобы не случалось отравлений трупным ядом.

Учитель дает под запись: В эпоху железа Абхазия была связана с государством Урарту.

Учитель рассказывает: Какое это государство сейчас?

Дети: Армения.

Учитель дает под запись: В 8-5-ых веках до нашей эры на территории Абхазии появились греческие города – колонии: Диоскурия (дети отгадывают Сухум), Питиум (дети отгадываютПицунда), Яшера (дети отгадываютЭшера), Гиенюс (дети не знают Ачимчира). В Абхазии совершались многочисленные торговые сделки. А город Диоскурия чеканил свою монету. Греки, поселившиеся на территории Абхазии, заимствовали у коренного населения умение строить дома. Для того, чтобы легче было общаться с местным населением, греки женились на местных женщинах, т.е. девушках. (дети смеются)

Учитель рассказывает: Вы не забывайте, что в Абхазии всегда высоко ценили честь и девушка – всегда девушка.

Учитель дает под запись: … которые в приданное приносили посуду

Дети: И менялись с греками

Учитель дает под запись: … изготовленную из местной глины.

Учитель рассказывает: Конечно греки принесли и свою культуру. Например построили храм в Диоскурии.

Учитель дает под запись: Греки тоже оказывали влияние на абхазскую культуру.

Учитель рассказывает: Сначала греки привозили с собой посуду. Но Абхазия всегда славилась виноделием. Но греки увидели, что местная посуда более удобная, она с ручками, чтобы переносить с места на место.

Учитель дает под запись: В 6-8 веках нашей эры на территории Абхазии появились иранские (персидские) и арабские захват…завоеватели, которые пытались принести и свою религию – огнепоклонство. Но абхазы оставались верны своей родной религии.

Дети: Правильно!

Дети. Православию?

Учитель спрашивает: Какая у абхазов своя религия?

Дети: Язычество. Когда абхазов обращали в христианство, они потом уходили в горы и там возвращались к родной религии.

Учитель рассказывает. Вы знаете Новый Афон. Вот там было знаменитое сражение с арабами. Итак, Новый Афон – это сражение у анакопийской крепости. После него был заключен договор между Абазгией (т.е. Абхазией) и Грузией.

Учитель дает под запись: В 14 веке на территории Абхазии появились итальянские колонии переселенцев из городов Генуя и Венеция (в 1308 году на географической карте была отмечена Гагра под названием Контези)

Учитель рассказывает. Эта карта до сих пор сохранилась в музее в Италии.

Учитель дает под запись: Начиная с 15 века в Абхазии усиливается влияние Османской империи, которая пытается использовать Абхазию как плацдарм

Дети: Плац.. что?

Учитель дает под запись: плацдарм для завоевания Кавказа. Именно тогда в Абхазии получает распространение ислам

Учитель спрашивает: Или как мы еще говорим?

Учитель дает под запись: мусульманство.

Учитель рассказывает. Даже был такой указ, что если абхазец принимал ислам, он освобождался от платы в султанскую казну. Но абхазы и тут были верны своей родной религии.

Учитель дает под запись: В 1810 году Абхазия вошла в состав России. Началось насильственное приобщение к православию (христианство на территории Абхазии появилось еще в 1-м веке, а в 5-ом веке по указу византийского императора Юстиниана, христианство было провозглашено государственной религий). Приход России дал толчок для развития экономики и культуры Абхазии. Абхазские юноши из знатных семей получали образование в России

Дети. А много было тогда?

Учитель отвечает. Сейчас.

Учитель дает под запись: Абхазский народ не сразу принял власть Российской Империи. В Абхазии постоянно проходили восстания: 1818 год, 1823 год, 1830 год, 1838 год и одно из крупнейших – 1866 год

Учитель рассказывает: – это лыхнинское восстание.

Учитель дает под запись: Царское правительство направляло сюда карательные экспедиции, но понимая

Учитель рассказывает: во время этих карательных экспедиций сжигали целые селения

Учитель дает под запись: что только силой не сломить народ, был совершен бесчеловечный акт в истории Абхазии – махаджирство, – насильственное переселение народа Абхазии в Турцию

Дети: В каком году?

Учитель рассказывает. А там несколько, начиная с 1890-го года.

Учитель дает под запись: Во время переселения многие погибли. Уходя в Турцию, абхазцы брали с собой горсть родной земли. Трагическая судьба переселенцев убыхов…

Учитель рассказывает. Это родственные абхазам племена, которые проживали за Сочи.

Учитель дает под запись: …описана в произведении Богата Шимкуба «Последний из ушедших». В середине 19 века после изгнания коренного населения с его земель на территории Абхазии появились грузинские переселенцы, которые оказались в дальнейшем в численном отношении превосходящими абхазское население. В 20-х года XX века на территории Абхазии побывали англичане, немцы, турки и т.д.

Дети – французы и …

Учитель дает под запись: история абхазского народа – это история взаимоотношений с другими народами, когда абхазцы заимствовали культуру других народов, но и оказывали влияние на культуру и нравственность этих народов.

Учитель рассказывает. Сейчас абхазцев можно найти и в Германии, Сирии, Египте

Дети: В Турции есть целая деревня.

Учитель рассказывает. Не только деревни. Подсчитали, что абхазцев полмиллиона. А сейчас уже около 700 тысяч.

Учитель дает под запись: Домашнее задание - ответ на два вопроса.

  1. Почему мы связываем тему абсуары с семой сегодняшнего урока.
  2. С кем взаимодействовала Абхазия в:

Каменном веке-

Веке бронзы и железа

8-5 в. до н. э.

6-8 вв. н.э.

14 в.

15 в.

1810 г.

Середина 19 в.

20-е годы 20 века.

Обсуждение возможного ответа на первый вопрос.

Дети: Потому что единый народ

Учитель: Что мы можем сказать?

Дети: Были такой культурный народ, что обменивались

Учитель. А почему абсуара?

Дети: Потому что были дружелюбные

Учитель. А сейчас абсуара есть у абхазцев?

Дети: Да.

Учитель. Они его сохранили и передают из поколения в поколение. Что мы можем сказать о религии? Несмотря на то, что абхазцы прошли свою историю во взаимодействии с другими народами, они сохранили свой моральный кодекс и свою религию А вот сейчас некоторые мальчики это забыли (про шумевших на уроке). Если вы не будете знать историю своего народа, то какую историю вы будете знать?

 


[1] Урок проходил в Гагрском промышленно-технологическом техникуме. Подготовительная группа (9-ый класс в школе). Возможности аудиозаписи не было, поэтому стенограмма составлена по полевым записям. В связи с этим возможно упущены некоторые замечания учителя и реплики учеников. Там, где есть пробелы в полевых записях, даны пояснения курсивом. Также, к сожалению, не фиксировались технические моменты урока (напр., диктовка учителем пунктуации и грамматических правил).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.