|
|||
Тема: Кварто-квинтовый круг тональностейТема: Кварто-квинтовый круг тональностей Кварто-квинтовый круг тональностей - это графическое изображение мажорных и минорных тональностей. В вершине круга находится тональность ДО мажор, не имеющая ключевых знаков. С нее начинается отсчет. Тональности расположены следующим образом: - тональности с диезами при ключе располагаются вверх (по часовой стрелке) по чистым квинтам от ноты ДО (каждая последующая тональность имеет на 1 знак больше, чем предыдущая) - тональности с бемолями при ключе располагаются вниз (против часовой стрелки) по чистым квинтам от ноты «ДО» (каждая последующая тональность имеет на 1 знак больше, чем предыдущая) Как мы помним интервал кварта – это обращение квинты. Таким образом, тот же самый круг мы можем получить двигаясь по квартам. Если от ноты ДО мы пойдем вверх по квартам, то получим мажорные бемольные тональности: До-Фа мажор (1бемоль)-Си-бемоль мажор (2 бемоля)- -Ми-бемоль мажор (3 бемоль)- -Ля-бемоль мажор (4 бемоля)- -Ре-бемоль мажор (5бемолей)- и т.д. Если ноты ДО мы пойдем вниз по квартам, то получим мажорные диезные тональности: До-Соль мажор (1#)-Ре мажор (2#)—Ля мажор (3#)—Ми мажор (4#)-Си мажор (5#) и т.д. Круг представлен не только мажорными, но и параллельными минорными тональностями. Как мы видим в основе расположения тональностей лежат два интервала – кварта и квинта, отсюда и название круга кварто-квинтовый.
Задание 1. В таблице во 2 столбике написать количество знаков в тональностях (пример: 3 бемоля, или диеза) Задание 2. В гаммах поставь верные знаки (диезы или бемоли) у нот. Задание 3. Спеть с дирижированием и разобрать номер №405 (Сольфеджио. Калмыков, Фридкин) Ответить письменно на вопросы по номеру 405: 1. Тональность номера 2. Количество тактов 3. Особенности ритма (есть ли пунктирный ритм, синкопы, в каких тактах) 4. Номер (период) повторного или неповторного строения 5. Есть ли в мелодии паузы, затакт, секвенции, движение по звукам трезвучия (если да, то в каких тактах)
|
|||
|