Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста



Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

Текст кажется сложной композиционной структурой, многослойной и неделимой на отдельные части. Однако, если знать несколько секретов, будет понятнее и легче анализировать авторский текст и писать самому.

Членимость – ключевой признак текстов. Абсолютно любой текст современной и классической литературы можно расчленить на темы, предложения, слова.

С другой стороны, текст целостен. Тема– вот что объединяет текст. Текст повести или романа часто сложно составить по одной теме, поэтому автор делит текстовое полотно на микротемы. Их легко найти – это абзацы, сложив которые, читатель приходит к пониманию макротемы. Тема выражается в заголовке, если такового нет, можно пересказать текст, что называется, в двух словах определить, это и будет тема.

Определиться с темой поможет метод ключевых слов. Они также на поверхности – автор регулярно повторяет их в тексте. Простой подсчет частотности, однако, не самый надежный метод.

 

Композиционная целостность

В структуре композиции всегда выделают:

  • Введение – вход в тему. Некоторыми критиками ставится на последнее место по важности, однако, именно ведение вызывает интерес и желание читать произведение. В начале задаётся общий тон истории, обозначается тема и проблематика.
  • Основная часть составляет основной массив произведения. Здесь писатель реализует замысел, выражает точку зрения, дает оценку эпохе, героям, событию, а также выдвигает проблемы и решаетт их.
  • В заключении и эпилоге (при его наличии) подводится итог, заканчивается отрезок жизни литературного героя, формулируются окончательные выводы, суммируется все сказанное. Однако, здесь же автор намечает новые проблемы и вызовы, требующие будущего разрешения. В заключении иногда пишутся призывы к читателям.

Именно предложения делят текст на отрезки и в то же время обеспечивают его связность. В каждом предложении есть уже известная читателю информация и новая. Это заметно на примере способов связи предложений в тексте. Способов два – цепной и централизованный. А средств три: лексическое, морфологическое, синтаксическое.

  • Лексические средства: повтор, синонимы и антонимы (в том числе и контекстуальные), однокоренные слова. Например, «В студии приступили к съемкам нового учебного фильма. В картине было запланировано изобразить ряд химических экспериментов.»
  • Морфологические средства: самостоятельные и служебные части речи, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий. Например, «Каждую ночь я слышал пение соловья. Большего покоя я давно не ощущал.»
  • Синтаксические средства связи: параллелизм (одинаковый порядок членов предложения в нескольких предложениях), парцелляция (разбивка завершающей части предложение знаками препинания). Например,

1. Синтаксический параллелизм: «Хотелось пройтись одной. Хотелось гулять до восхода.»

2. Парцелляция: «В весне этой не было ничего необычного. Хоть сколько-нибудь запоминающегося. Особенно волнующего».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.