Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСТОРИЯ БАЛЕТА



ИСТОРИЯ БАЛЕТА

Балет возник в Италии в конце 15 века как придворный вид увеселения. Термин «балет» придумал Доменико де Пьячченца. В начале балетом называли несколько танцев, а затем целое представление, где танцевали, пели, читали стихи. Но только во Франции сложились особенности балетной хореографии, поэтому именно Францию считают родиной классического балета. В 1581 году в Париже по распоряжению Екатерины Медичи был дан первый балетный спектакль «Цирцея».

«Золотым веком» балетного искусства стало царствование Людовика XIV. С учреждением в 1661 году Королевской академии танца, а в 1671 году Королевской академии музыки балет перестал быть только придворным увеселением. Он стал составной частью в операх-балетах Ж.Б.Люлли, Рамо, в комедиях-балетах Мольера.

Как самостоятельный жанр балет выкристаллизовался в 70х годах 18 века. Отцом и реформатором современного балета называют великого французского хореографа и теоретика Жоржа Новера. Его последователи - Ж.Доберваль(Франция), С. Вигано (Италия), Ф. Гильфердинг (Австрия). Сложилось три вида балета:

«серьёзный» - на трагедийные сюжеты

«полусерьёзный – пасторальный

«комический» - на бытовые темы

В 19 веке возник романтический балет (сказочно-фантастический). В нём главенствуют женские образы. Балерины впервые встали на пуанты – Мария Тальони и Фанни Эльснер. Известные романтические балеты «Жизель» Адана и «Коппелия» Делиба. В России балет возник в середине 18 века. Первая балетная школа была основана в 1738 году. Высокого уровня балет достиг в начале 19 века в творчестве балетмейстера Шарля Дидло. Вершина мирового балетного искусства 19 век – «золотой век» русского балета. Это балеты П.Чайковского, поставленные хореографом Мариусом Петипа. Традиции Чайковского продолжил русский композитор А. Глазунов («Времена года» , «Раймонда»). Крупнейшие танцовщики этого времени – Тамара Карсавина, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин. Мужской танец становится равноправным с женским танцем. В начале 20 века на Западе происходит распад классического балета. Классический танец вытесняется пантомимой. Это балеты И. Стравинского «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная» в постановке Сергея Дягилева в Париже. Современный балет отличается от классического. В нем больше свободы движения. Разновидности балета 20 века: балет на льду, балет –оратория, фильм-балет, опера-балет, рок-балет.

Великие балетмейстеры: Шарль Дидло, Мариус Петипа, Михаил Фокин, Фёдор Лопухов, Ростислав Захаров,

Великие артисты балета: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуриев, Екатерина Васильева, Владимир Васильев, Майя Плисецкая

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК»(1892)

Балет написан по заказу директора императорских театров И.Всеволожского.

Либретто Мариуса Петипа по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» в пересказе А. Дюма-сына. Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Хореограф и постановщик Лев Иванов.

Основой для балета «Щелкунчик» послужила детская сказка немецкого писателя Э. Т. Гофмана.

Действующие лица: Маша, ее брат и их родители, гости, старый фокусник - все это реальные персонажи. Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей - сказочные.

В балете два действия. События происходят зимой в канун Нового года.

Содержание балета: Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной елки. Появиляется новый гость - фокусник. В его руках игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Игрушка особенно нравится Маше. Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Маше тоже пора спать. Она укладывает сломанного Щелкунчика в кровать своей любимой куклы и с грустью уходит. Но Маше не спится. Тихо пробирается она к Щелкунчику. Лун­ный свет освещает зал. Маше кажется, что елка начинает расти, а куклы и игрушки оживают. Вдруг из всех щелей выползают мы­ши. Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и набрасывается на мышиное войско. Оно отступает. Мышиный король вступает в поединок со Щелкунчиком. И когда он уже готов убить Щелкунчика, Маша снимает с ноги туфельку и бросает ее в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит врага, и мышиное войско обращается в бегство. Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он бла­годарит Машу за спасение и приглашает ее следовать за ним. Зал превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки.

Второе действие балета происходит в волшебном царстве сластей. Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречает принца Щелкунчика и Машу. Начинается праздник. Шоколад, кофе, чай, леденцы, паяцы и пастушки, цветы - все танцуют. Исполняет свой танец и фея Драже в сопровождении принца Коклюша. Всеобщий вальс завершает празднество. Все эти танцы образуют красочный дивертисмент (танцы, которые не связаны непосредственно с развитием действия).

Каждый танец из дивертисмента второго действия имеет название и представляет собой сравнительно небольшую законченную пьесу с выразительной и яркой музыкой. Тут и удаль русской пляски «Трепак», и благородное изящество «Вальса цветов». Остроумные музыкальные характеристики получают у Чайковского и различные лакомства царства сластей: шоколад (испанский танец), кофе (арабский танец) и чай (китайский танец).

Задание: ознакомиться с балетом

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.