Использование шариков Марблс в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
Сказочные сюжеты для работы с камешками марблс
При использовании шариков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание и мышление.
|
Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Несмотря на это мы решили привлечь к работе небольшие сказочные сюжеты, которые напрямую связаны с последующей деятельностью ребенка. Эти сюжеты побуждают ребенка к действию, а для логопеда это большая фантазия для речевой работы.
Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности:
1. Прочитайте ребенку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.
2. Вы предлагаете ребенку оказать помощь герою. Работая с камешками, ребенок повторяет ваши задания. (В зависимости от этапа, на котором находится малыш, это может быть изолированное закрепление звука, автоматизация в слогах, словах и т.д.)
3. Вы вместе с ребенком анализируете работу. Причем, в первую очередь, хвалите его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь, за его речевую работу. А затем вы смотрите на качество выполненной работы.
Если ребенок еще мал (3 года), то ваша оценка не должна быть очень строгой. Если ребенок старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), то обязательно укажите на ошибки в его работе.
УДАЧИ вам и счастливых минут рядом с дорогим человеком!
Чудесный сад
Я расскажу тебе историю про маленького Мышонка, который жил в Чудесном саду. Мышонок очень любил свой сад. В нем росли раскидистые яблони с наливными яблочками, цвели прекрасные яркие цветы.
Однажды в Чудесный сад залетел ветер - добрый друг маленького Мышонка. Обрадовались друзья встрече. Стали они резвиться, играть и бегать по чудесному саду. Друзья так развеселились, что, что не заметили, как во время их игр опали с яблонь все яблочки, облетели с цветов лепесточки. И стал сад некрасивым и скучным.
Сидят Мышонок и Ветер, смотрят вокруг и не узнают своего Чудесного сада. «Ох, Мышонок, - говорит Ветер. – Что же мы с тобой наделали? Как же теперь нам быть? Как нам Чудесному саду помочь?»
Не печальтесь, Ветер и Мышонок! Я думаю, что вам помогут волшебные камешки. Только на будущее помните - играйте осторожнее!
Не забывайте про свой чудесный сад.
Ромашки. Я расскажу тебе сказку о беззаботных ромашках.
Распустились на лесной полянке веселые ромашки с белыми нежными лепестками и пушистыми желтыми серединками.
Однажды на лесную полянку пришли дети. Они играли в интересные игры, а ромашки с любопытством наблюдали за ними. Когда дети ушли домой, ромашкам тоже захотелось поиграть. Больше всего им понравилась игра в пятнашки.
Как весло беззаботно ромашки играли в пятнашки! Играли – играли и свои желтые пятнышки растеряли. Хитрый ветерок поднял их пятнышки и унес далеко - далеко. А беззаботные ромашки даже не заметили этого.
Поглядел на веселые ромашки взрослый цветок и ахнул: «Где же ваши чудесные желтые серединки? Что вы без них будете делать? Вас теперь никто не назовет ромашками!»
Опечалились беззаботные ромашки. Стоят грустные – грустные и думают: «Кто же нам поможет?»
Давайте поможем ромашкам, украсим их желтые серединки камешкам.
Ай да молодцы! Принарядил ромашки, выручил их. Смотри, какие они довольные, красивые и снова веселые!
Сороконожки
В сказочном лесу в семье сороконожек появились маленькие детки. Забавные малыши быстро росли. Они очень гордились тем, что ни у кого в лесу не было столько ножек, сколько у них.
Любили сороконожки играть. Ты, наверное, догадываешься, почему? Они весело семенили своими многочисленными ножками. Их везде можно было увидеть: то под листиком пробегут, то под камешек заберутся, то среди травы разбредутся.
Заканчивалось лето. Все лесные жители стали собираться в школу. Захотелось и маленьким сороконожкам поучиться. Но в школу босыми не пойдешь. На ножки надо надеть калоши.
Загрустили малыши. Где же им взять столько обуви? Неужели сороконожки не пойдут в школу? Кто же им поможет?
Давайте поможем обуть сороконожек – на каждую ножку по калошке. Спасибо!
Весна в лесу
После суровой Зимы пришла в лес красавица – Весна. Поглядела Весна вокруг и загрустила – все кругом голо и пусто.
Сколько ей предстоит поработать, что бы все приодеть и принарядить! Как одной ей со всем этим справится? Решила Весна все делать по порядку: сначала землю приодеть травкой и цветами, потом кустики нарядить свежей листвой, затем и за деревья взяться. А лес такой большой, а деревьев кустов так много! А сколько травы и цветов надо вырастить! И каждое деревце, каждый кустик, каждый цветочек и даже каждая травинка просит Весну начать с нее. Еще больше загрустила Весна. Без вас ей не обойтись. Но кто же ей поможет?
Давай поможем Весне нарядить лес! Весна будет наряжать землю травой и цветами, деревья - листвой, а ты кустики приоденешь молоденькими зелеными листиками и сделаешь так, что бы расцвела мать - и - мачеха.
Спасибо тебе, за хорошую работу. Ты украсил кустики такими прелестными листочками. Что бы Весна без тебя делала!
Конфетки
В одном сказочном лесу решили звери открыть магазин. Каждый что – то принес: Белочка - орешки, Медведь – малину, Пчела – мед, Мишка – зерна. Разложили звери товар на полянке, сидят, ждут и думают: «Кто же будет нашим первым покупателем? Что он выберет?»
Первой прилетела в лесной магазин Муха. Обрадовались звери, стали товар свой расхваливать. Муха все посмотрела, а брать ничего не стала. Опечалились звери лесные, спрашивают: «Скажи нам Муха, почему ты ничего не выбрала себе? Разве плох наш товар?». А Муха им отвечает: "Товар ваш хорош! Да нет здесь моих любимых конфет – кругленьких разноцветных карамелек. Я их люблю больше всего на свете!»
Задумались звери: в лесу (даже сказочном) не росли кругленькие разноцветные конфетки. Где же их раздобыть? Может кто – нибудь поможет зверям лесным заготовить для лесного магазина конфетки?
Не печальтесь звери. Я знаю, кто вам поможет. Нашему маленькому помощнику заготовить конфетки ничего не стоит! Вот кулечки и мешочки, а конфетки скоро появятся!
Мухоморы
Есть такой гриб – мухомор. Гриб красивый, нарядный: на красной шляпке – белые горошки, а на ножке – нежная юбочка- оборочка. Красив мухомор, да не каждому полезен. Белочка мухоморчик возьмет, и другим лесным жителям он пригодится. А вот человеку (взрослым и детям) собирать, и есть мухомор нельзя.
Гуляя по лесу, ты часто встречаешься с мухоморами. Но не трогай мухоморы, не рви их, не сшибай палками, не топчи ногами. Полюбуйся ими и ступай своей дорогой. Помни, что некоторым зверям мухомор – лучший друг.
Сегодня я хочу рассказать тебе сказку о мухоморах. Однажды под землей родилась большая семья мухоморов. Они так радовались, что появились на свет! Так торопились показать себя всем и самим посмотреть на белый свет! И вот, наконец, мухоморчики показались из под земли. Смотрят они друг на друга и видят: красные шляпки у них есть, оборочки есть. Да нет у них белых пятнышек – горошин на шляпках. Вот горе так горе! Да не просто горе, а беда! Придут дети (люди) в лес, не узнают мухоморы, спутают с другими грибами возьмут их себе в лукошко. Расстроились мухоморы, опечалились. Собрались вокруг них жители лесные. Жалко им мухоморы, да ничем помочь они им не могут.
А вот ты, можешь им помочь! Укрась их шляпки камешками белого цвета.
Снегири
Холодной зимой трудно жить в лесу птицам и зверям. Самое страшное для них – это холод. Потому что, те, кто остался зимовать, позаботились о теплых шубах. Зайчик поменял серый теплый кафтанчик на белую шубку. Белочка приоделась в серый густой мех. Лисички нарядились – их огненный рыжий наряд далеко всем виден на белом снегу. Птицы, оставшиеся в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой перышек. Да, холод лесному зверю и птицам не страшен.
А вот голод (когда им нечего есть) – самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут звери, и особенно птицы, зимой, то как раз от голода.
Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.
Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири: на голове черная шапочка, а грудка красная.
Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.
Подсолнухи
Стояли в поле подсолнухи – удивительные цветы с желтыми лепестками и черными семечками. Они быстро росли, тянулись к солнцу и думали: «Вот вырастим большими - большими, люди соберут наши семечки и сделают для себя, для детей вкусное подсолнечное масло. А кто – нибудь просто семечки пощелкает. Мы всем нужны, нас любят».
Мимо проходили люди. Подсолнухи им дружелюбно замахали желтыми лепестками. Но почему – то никто не обратил внимание на приветливые цветы. Удивились подсолнухи, стали думать – почему их люди не замечают?
Вдруг один цветок воскликнул: «Ой, братцы! Да у нас с вами нет семечек в серединках! Вот никто и не смотрит на нас». Опечалились подсолнухи. Какие же они подсолнухи без черненьких семечек! Что же им теперь делать? Кто поможет?
Сейчас мы поможем с тобой. Бери камешки и украшай подсолнухи.
Украшая подсолнух, ребенок работает по заданию логопеда.
Угощение для нового друга
Знаешь в любой квартире, где живет ребенок, в любом детском саду есть свой игрушечный город. В этих городах живут игрушечные жители: звери и куклы. У них есть игрушечный транспорт, кухни, спальни и многое – многое другое. Весело протекает жизнь в городах игрушек. Только увидеть ее очень трудно. Ведь она начинается поздно вечером, когда обычные люди уже спят.
История, которую я тебе расскажу, произошла в небольшом игрушечном городке. Его жители узнали, что скоро у них появится новый друг – медвежонок Миша. У их хозяйки, девочки Лены, скоро день рождения. Лена попросила своих родителей подарить ей игрушечного медведя. Родители согласились.
Накануне дня рождения жители игрушечного города решили подготовиться к встрече нового друга. Всю ночь они убирали свой город, наряжались и пекли вкусные пирожные. Игрушки так увлеклись приготовлениями, что не заметили, как наступило утро.
Все было готово к празднованию дня рождения Лены и встрече нового друга. Только одну вещь не успели сделать жители игрушечного города – украсить пирожные разноцветными кругленькими конфетками и цукатами. Они знали, что медвежата (даже игрушечные) очень любят сладкие и красивые пирожные.
Но я думаю, что им не стоит так уж расстраиваться. Ведь ты, не оставишь жителей игрушечного городка с их неприятностью и украсишь пирожные разноцветными конфетками и цукатами. Спасибо!
Елочка для зайчат
Наступил Новый год. В одном доме люди готовились к его встрече. Они нарядили зеленую елочку разноцветными шариками и огоньками.
Вечером, когда все в доме легли спать, к домику прискакали любопытные зайчишки. Они заглянули в окно и ахнули – какая красивая, необычная елочка стояла в комнате. В лесу таких красавиц зайчики не встречали. Долго любовались они наряженной елкой, а на рассвете вернулись к себе в лес.
Собрались зайчишки на полянке и решили: в лесу много елочек, наверняка среди них есть такая же красивая наряженная ярким шариками и огоньками. Надо только хорошенько поискать ее. И разбежались зайчишки по лесу в поисках украшенной елочки.
Долго бегали зайчишки по лесу, устали, но не нашли наряженной елочки. Много в лесу зеленых красавиц, но все они без ярких игрушек и огоньков. Опечалились зайчишки. Кто же им нарядит елочку к Новому году? Кто поможет?
А ведь ты можешь помочь зайчишкам! Нарядишь им елочку?
Посмотрите, зайчишки, какая красивая елочка! Теперь и у вас, зайчики, будет веселый Новый год под нарядной елочкой!
Лесные ягоды
Ближе к осени стали лесные жители к зиме готовится. Белки – орешки в дупла собирать, да грибы сушить. Мышки – зернышки с полей в норки носить. А колючие ежики стали лесные ягодки кушать. Им ведь всю зиму надо проспать и силы сохранить.
Маленькие ежики отправились в лес за ягодами: рябиной и калиной. Бегут ежики по лесным тропинкам, радуются. Скоро отведают они вкусные красные ягоды! На лесной опушке увидели рябину, да калину. Стоят деревья стройные, высокие. Ягод на их ветках видимо - невидимо. Смотрят ежата на ягоды, а достать не могут. Уж больно высоко! Думали, думали ежики, как ягоды достать, да ничего не придумали. Дальняя дорога утомила лесных малышей. Решили они отдохнуть. Свернулись колючими клубочками и уснули. Как же быть? Как ягодки ежам достать?
Не оставь лесных малышей без ягод! Пока они спят, укрась их колючие спинки ягодами. Да побольше.
Разноцветные огоньки
Весь год звери волшебного леса готовились к празднику разноцветных огоньков. Все любили этот праздник, особенно малыши. В этот день над волшебным лесом вспыхивали огни салюта и фейерверков. Разноцветные огни разбегались по всему небу, неся радость и веселье лесным жителям.
На это раз, накануне праздника, в волшебном лесу прошел сильный – сильный дождик. Он намочил праздничные хлопушки и фейерверки. Теперь у лесных жителей не будет разноцветных огоньков. Опечалились звери. А некоторые малыши даже расплакались.
Ах! Как жалко жителей волшебного леса! Кто же им поможет? А ты сможешь изобразить разноцветные огоньки? Доставь зверям радость, пожалуйста!
Молодец! Чудо – огни осветили небо волшебного леса. Такого праздника еще никогда не было у лесных жителей! Спасибо тебе, маленький друг!
|
Использование шариков Марблс в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение шариков Марблс.
Мы знаем, что существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, и при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание обращается на развитие тонких движений пальцев рук.
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. У детей, имеющих различные нарушения зрения, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки не совершенны, совместная работа глаз и рук – не координированы.
В работе с детьми, имеющими нарушения зрения (амблиопия, косоглазие) поставлена цель:развитие зрительного восприятия с использованием шариков Марблс.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
3. Развитие сенсорного восприятия.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Используются в работе шарики Марблс, камешки-кабошоны, имеющие плоское основание и удобны в применении, они не перекатываются; декоративные камешки; стеклянный грунт. Работая с разноцветными камешками, дети испытывают положительные эмоции, радость.
Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.
Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения.
При использовании шариков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание и мышление.
Эти игры и упражнения можно применять не только в коррекционной группе по зрению, но и в общеразвивающих группах, а также в домашних условиях.
|