Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Резьбовые соединения



 

09.06.2020г. гр.2ТПС-4

Дисциплина Техническакя механика

Преподаватель Самарский В.Т.

Занятие № 40

Тема Детали машин. Резьбовые соединения. Классификация резьбы, основные геометрические параметры резьбы. Основные типы резьбы, их сравнительная характеристика и область применения.

Цель дидактическая: обучить студентов, давая им систему теоретических знаний, а также практических умений и навыков;

развивать мыслительные способности, их устную и письменную речь, память, воображение, навыки самоорганизации;

содействовать воспитанию нравственных или эстетических убеждений, чувств, волевых и социально-значимых качеств

Рассматриваемые вопросы:

1. Значение резьбовых соединений в деталях машин.

2. способы резьбовых соединений деталей.

З. Какие виды сварки существуют?

4. Какие существуют виды резьб и элементы резьбовых соединений?

5. Где применяются резьбовые соединения?

6. Преимущества и недостатки резьбовых соединений.

Учебный материал: лекция, видеоматериал.

 

 

Опорный конспект лекции

§ 88. Резьбовые соединения

Общие сведения о резьбах. Широко применяемы? резьбовые соединения осуществляются с помощью болтов, винтов, шпилек, стяжек, резьбовых муфт и т. п. Основным элементом резьбового соединения является винтовая пара.

Винтовая пара образуется соединением винта 1 и гайки 2 (рис. 153), которые соприкасаются друг с другом по винтовым поверхностям.

 

Рассмотрим образование винтовых поверхностей. Возьмем пря­мой круговой цилиндр (рис. 154). Навернем на него прямоуголь­ный треугольник с катетом АА19 равным по длине окружности основания цилиндра пd2 и высотой А1В1 = Ph. Тогда гипоте­нуза АВХ образует на поверхности цилиндра линию, которая на­зывается винтовой. Расстояние А1В1 между двумя соседними точ­ками одной и той же винтовой линии, измеренное по образующей цилиндра, называется шагом винтовой линии Ph. Угол ф между основанием треугольника и гипотенузой называется углом подъема винтовой линии.

 

 

 

Винтовая линия, поднимающаяся на видимой части цилиндра при вертикальном расположении его оси слева направо, назы­вается правой (рис. 155). На рис. 154 показана левая винтовая линия.

 

 

 

 

 

Если к образующей цилиндра приставить плоскую фигуру (тре­угольник, прямоугольник, трапецию), как показано на рис. 155, затем перемещать ее так, чтобы вершины двигались по винтовым линиям, а сама она прилегала к поверхности цилиндра, оста­ваясь в плоскости его осевого сечения, то стороны фигуры опишут в пространстве винтовые поверхности.

Цилиндрическое тело (стержень), на котором образованы вин­товые поверхности, называется винтом.

Часть тела, ограниченная винтовыми поверхностями, назы­вается резьбой. В соответствии с формой плоской фигуры, образу­ющей ее профиль, различают винты с треугольной (рис. 156, а), прямоугольной (рис. 156, б), трапецеидальной резьбой и т. д. Про­филь резьбы выбирается в зависимости от назначения резьбового соединения.

Один оборот резьбы на теле цилиндра называется витком (ниткой). Если между витками одной винтовой линии нарезать витки еще одной или двух винтовых линий, получится винт с двухзаходной (рис. 156, в) или трехзаходной (рис. 156, г) резьбой и т. д. Все винты более чем с одним заходом называются много- заходными.

Охватывающее винт тело, отверстие которого имеет резьбу, входящую выступами во впадины резьбы винта, называется

гайкой.

Винтовая резьба может быть правой или левой. Винты с пра­вой резьбой завинчиваются при вращении по часовой стрелке, а вывинчиваются против часовой стрелки.

Шагом резьбы P называется измеренное вдоль образующей ци­линдра расстояние между одноименными точками двух соседних витков.

Для многозаходных резьб вводят дополнительное понятие ход, обозначая им продольное перемещение гайки вдоль оси неподвижного винта за один ее оборот.

Между ходом Ph и шагом P существует соотношение


 

где n — число заходов.

Очевидно, что для однозаходной резьбы численные значения шага и хода совпадают.

У резьб различают диаметры: наружный d, внутренний d1г и средний dcp

Под углом подъема резьбы принято понимать угол подъема винтовой линии на цилиндре с диаметром, равным среднему диа­метру с1г.

Угол подъема резьбы многозаходных винтов (гаек)


 

Все применяемые в машиностроении резьбы разделяются на крепежные (предназначенные для скрепления деталей), ходовые (для передачи движения) и специальные.

Самой распространенной крепежной резьбой в Советском Союзе является метрическая резьба (ГОСТ 3150—81, СТ СЭВ 180—75 иСТ СЭВ 181—75). Профиль метрической резьбы — равносторонний треугольник с углом профиля а — 60°,

о основанием, равным шагу, ис притупленной вершиной (рис.157, а). Метрическиерезьбы делятся нарезьбы с крупнымии мелкими шагами. Так, на стержне диаметром 24 мм можно нарезать метрическую резьбу с крупным шагом р — 3 мм, которая обозначается М24, и несколько метрических резьб с мелкими шагами: 2; 1,5; 1 и 0,75 мм, — которым (соответствуют обозначе­ния М24х2; М24х1,5; М24х1и М24х0,75. Резьбы с мелкими шагами по сравнению с резьбой с крупным шагом более надежны в отношении самоторможения. Поэтому их следует применять там, где действуют знакопеременные нагрузки или возникают вибрации, а также для тонкостенных деталей.

 

 

 

Из других крепежных резьб встречается дюймовая резьба (рис. 157, б), у которой угол профиля а = 55°. Дюймовая резьба применяется только при замене изношенных частей имеющегося старого или импортного оборудования. Использовать ее во вновь изготовляемых машинах не разрешается. Коническая резьба (ГОСТ 6211—81) создает большую плотность соединения.

К специальным резьбам относится трубная резьба треуголь­ного профиля (ГОСТ 6357—81); применяется для соединения труб, арматуры трубопровода и фитингов (рис. 157, в). Пример обозначения трубной резьбы: Труб 3", что означает трубную резьбу на трубе с внутренним диаметром 3 дюйма (около 76 мм).

Для осуществления передачи движения применяется трапе­цеидальная резьба. Профиль резьбы — равнобочная трапеция с углом профиля а — 30° (ГОСТ 9484—81); применяется для силовых винтов, передающих движение вдоль оси в обе стороны. Пример обозначения трапецеидальной резьбы: Трап. 40x8 ГОСТ 9484—81 (рис. 157, г).

Упорная резьба (ГОСТ 10177—82), СТ СЭВ 1781—79 пред­назначена для винтов с большим односторонним усилием (дом­краты, тиски).

Для грузовых винтов (домкратов, прессов и т. п.) применяется также прямоугольная резьба (см. рис. 153).

 

Конструкции резьбовых соединений. Резьбовые соединения осуществляются с помощью резьбовых крепежных изделий, которые чрезвычайно разнообразны по своей форме и назначению.

 

К ним относятся болты, винты, шпильки, гайки, детали трубопроводов.

Болтом называется цилиндрический стержень с резьбой, имеющий головку. За головку болт вращают или, наоборот, удерживают от вращения при соединении деталей. Нарезной частью стержня болт ввинчивается в гайку.

Другой тип резьбового крепежного изделия — винт — отли­чается от болта только тем, что ввинчивается не в гайку, в резь­бовое отверстие одной из соединяемых деталей.

Конические резьбы

 

 

 

На рис. 158, а показано болтовое соединение двух деталей, состоящее из болта, гайки и шайбы. Головка болта, как правило, имеет форму шестигранной призмы. Стержень болта входит в отверстие соединяемых деталей с зазором. На стержень болта навинчивается гайка. Между гайкой и соединяемыми деталями во избежание повреждения детали вращающейся гайкой ставят кольцевую пластинку — шайбу. При монтаже соединения болт удерживается от вращения гаечным ключом, надетым на головку. При вращении гайки другим ключом соединяемые детали сжи­маются между гайкой и головкой болта. Болтовое соединение применяется для соединения деталей относительно небольшой толщины и при наличии места для размещения головки болта и гайки.

Соединение винтом, ввинчиваемым в одну из скрепляемых деталей, изображено на рис. 158, б.

В зависимости от размеров и назначения болты и винты имеют различные головки: шестигранные (рис. 158); цилиндрические с внутренним шестигранником (рис. 159, а); цилиндрические со шлицем (прорезью) под отвертку (рис. 159, б) и др.

Соединение деталей посредством шпильки представлено на рис. 160, а. Шпилька — цилиндрический стержень, имеющий винтовую нарезку с обоих концов. При соединении шпилькой ее ввертывают в одну из скрепляемых деталей, а на другой конец шпильки навинчивают гайку.

 

 

 

 

Шпилечное соединение применяют взамен болтового в сле­дующих случаях:

когда болты нельзя пропустить через соединяемые детали либо потому, что они имеют чрезмерно большую суммарную толщину, либо потому, что болт при соединении деталей пересекает и другие детали;

если механизм подвергается частой разборке и многократное ввертывание винта в одну из соединяемых деталей, изготовленную из чугуна или легких сплавов, приводит к повышенному износу или разрушению резьбы.

Для закрепления на валу установочных колец, небольших шкивов, указателей и т. п., для предотвращения смещения вдоль оси вала зубчатых колес, шкивов и других деталей при относи­тельно небольших осевых нагрузках используют установочные винты (рис. 160, б).

Кроме стандартных крепежных винтов в машиностроении сравнительно широко применяют специальные винты и гайки. Так, для сохранения постоянного расстояния между соединяемыми деталями служат распорные болты (рис. 160, в).

Для соединения машин с фундаментами служат фундамент­ные болты. Пирамидальный стержень болта заершен или изготов­лен в форме скрученной винтом или изогнутой стальной полосы (рис. 160, г и д). Болт закладывают в отверстие фундамента и заливают цементным раствором.

Гайки имеют различную форму. Большей частью их изготов­ляют шестигранными. Размеры гаек согласуют с размерами болтов.

Несмотря на то что все крепежные резьбы удовлетворяют условию самоторможения ори ударах и сотрясениях, испыты­ваемых соединением, возможны случаи самоотвинчивания. Во из­бежание самоотвинчивания применяют гаечные замки. Рассмо­трим некоторые из них.

 

Контргайка (рис. 161, а) — вторая гайка, навертываемая по­верх основной гайки и создающая в резьбе дополнительную силу трения.

 

Шплинт — проволока полукруглого поперечного сечения, сложенная вдвое и пропущенная через гайку и болт (рис. 161, б) или только через болт. Концы шплинта разводят (отгибают).

Пружинная шайба (рис, 161, в) — специальная шайба, подкладываемая под гайку. Отвертыванию гайки препятствуют острые края концов шайбы, упирающиеся в торец гайки и в прижимае­мую деталь. Кроме того, при ослаблении осевой силы в болте сила упругости шайбы поддерживает соединения в напряженном состоянии и препятствует самоотвинчиванию гайки.

 

§ 89. Расчет резьбовых соединений

Крепежные резьбовые детали изготовляют из углеродистых ста­лей СтЗ и Ст4, а также марок 10, 20, 30, 35. Резьбовые детали из этого материала можно изготовлять холодной штамповкой с последующей нарезкой или накаткой резьбы. Для ответствен­ных резьбовых деталей применяют легированные стали марок 35Х, ЗОХГСА. Для болтов, винтов и шпилек из угле­родистых и легированных сталей по ГОСТ 1759—70* предусмотрены 12 клас­сов прочности. Они обозначаются двумя цифрами: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 6.9; 8.8; 10.9; 12.9; 14.9. В табл. 6 при­ведены механические свойства наиболее распространенных сталей для резьбовых деталей.

Все стандартные резьбы изготовляют равнопрочными на разрыв стержня, срез и смятие витков, поэтому при расчете на прочность определяют требуемый диаметр резьбового стержня.

 

Расчет незатянутых резьбовых соедине­ний.Характерным примером такого соеди­нения является резьбовой конец грузового крюка (рис. 162).

 

 

В этом соединении гайка свободно навинчивается на стержень и фик­сируется шплинтом. Стержень болта нагружается при приложе­нии внешней нагрузки и работает только на растяжение. Опасным в резьбовом стержне является сечение где d и р — наруж­ный диаметр и шаг резьбы. Условие прочности для этого случая

 

 

Остальные размеры резьбы можно определить по ГОСТу.

Расчет затянутого резьбового соединения, не нагруженного внешней осевой силой.Примером такого соединения может слу­жить крепление люков, крышек, к герметичности которых не предъявляются особые требования. Другимпримером является клеммовое соединение (рис. 163).

 

 

 

Под действием момента, создаваемого силой, приложенной к рукоятке ключа, резьбовое соединение получает затяжку. Стержень с резьбой растягивается силой затяжки и скручивается моментом в резьбе. При одновременно действующих осевой

силы и скручивающем моменте, возникающем в процессе затяжки болта, болт следует рассчитывать на прочность по приведенному показано соединение деталей болтом, вставленным в от­верстие с зазором. Попереч­ная нагрузка Рт, стремящаяся сдвинуть детали относительно друг друга, должна воспри­ниматься силой трения Я!/ на стыке соединяемых деталей. При этом необходимо затя­нуть болт с такой силой Рг, чтобы вызванная ею сила трения К; на стыке деталей была несколько больше силы Рг, стремящейся сдвинуть детали относительно друг друга:

(эквивалентному) напряже­нию (см. § 51). В

среднем для метрических резьб при­веденное напряжение больше напряжения растяжения ар примерно на 30 %.

Таким образом, вместо расчета резьбового соедине­ния на растяжение и круче­ние можно произвести рас­чет только на растяжение, принимая не заданную силу затяжки, а в 1,3 раза больше, т. е.

 

где F0 — расчетная (эквивалентная) нагрузка,

 

 


Расчет напряженного болтового соединения, к которому после затяжки приложена внешняя осевая нагрузка.Рассматриваемый случай расчета характерен для большинства соединений (крепле­ние крышек, фланцев). Такие соединения должны быть предельно плотными (крышки цилиндров), должны не допускать раскрытия стыка — появления зазора между соединяемыми деталями при приложении внешней нагрузки. Для выполнения данного тре­бования предварительная затяжка болтов должна быть такой, чтобы после приложения рабочей нагрузки не произошло рас­крытия стыка или нарушения плотности.

В зависимости от упругих свойств болтов и стягиваемых

деталей, а также от назначения соединения расчетную осевую на­грузку Р0 с учетом влияния кру­ченая при затяжке принимают в пределах Р0 = (1,4—1,8) Р.

Приняв Р0 = 1 ,&Р, получим следующую формулу для опреде­ления расчетного диаметра резьбы:

 

 

Резьбовое соединение, несущее поперечную нагрузку. На рис. 164

 

 

 

 

 

откуда


 


 

В рассматриваемом случае также происходит растяжение и скручивание болта при его затяжке, поэтому при г болтах

 

 


 

Условия работы затянутого болта под действием внешней нагрузки, перпендикулярной к его оси, неблагоприятны. Поэтому стремятся разгрузить болт от поперечных нагрузок, устанавли­вая в соединяемых деталях шпонки круглого (рис. 165, а) или прямоугольного сечения (рис. 165, б).

После того как расчетом определен внутренний диаметр болта, по таблицам стандартных резьб выбирают ближайшее большее его значение и соответствующий ему наружный диаметр резьбы

Допускаемое напряжение [ар] определяют следующим об­разом:


 


 

 

Болты, подвергающиеся затяжке, должны быть диаметром больше 8 мм, так как при меньшем диаметре их легко разрушить при сборке.

 

Детали машин Н.Г. Куклин, Г.С.Куклина Стр. 44-71 и законспектировать Тему 5.1 Детали машин. Прилагается интернет материал в формате Word.

По теме прилагается обширный видеоматериал. Просмотреть для ознакомления

Изучить и кратко законспектировать. Разместить фото.

Обратная связь: выполненные задания, вопросы отправляем в комментариях или личные сообщения преподавателю или на электронную почту колледжа dktidistanc@mail.ru

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.