Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности проведения сказкотерапии с разными возрастными группами.



 

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это психологическое воздействие на человека через сказки. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми и с взрослыми.

История возникновения. Официально сказкотерапия достаточно молодое направление в психологии – зарегистрировано в 1997 году, хотя многие сказки из традиционного фольклора тоже содержат корректирующий эффект.

Психотехнический этап развития сказкотерапии, который привел к включению сказкотерапии в список официальных инструментов психологии, связан с работами российских психологов Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского, опытами Бруно Беттельгейма. Также анализом сказок и их влияния на формирование личности занимались Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн и многие другие.

Цели сказкотерапии. Сказкотерапия используется в психологии, педагогике и даже логопедии. В психологии сказкотерапия преследует следующие цели:

· искоренение страхов;

· воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;

· активация защитных механизмов психики;

· помощь в выборе правильного решения;

· программирование жизненного плана человека на будущее;

· борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.

Принципы сказкотерапии. Вся технология сказкотерапии базируется на четырех основных принципах:

· Принцип 1. Ценности

Главное – донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание и т.д.

· Принцип 2. Жизненная сила

После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями – проблемами, сомнениями, психологическими травмами. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.

· Принцип 3. Многогранность

Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.

· Принцип 4. Две реальности

Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста – посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.

Методы сказкотерапии. Для реализации этих принципов используются следующие методы:

· Рассказ

Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.

· Иллюстрация

Обычно используется в работе с детьми, хотя порой и для взрослых. После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого.

· Сказкотерапевтическая диагностика

Один из самых сложных методов, чаще всего используемых в работе с взрослыми. Психолог предлагает неожиданные вопросы по, казалось бы, совершенно простым сюжетам. Если брать известные русские народные сказки, можно привести следующий пример.

Есть и другие методы – сочинение собственной сказки (учитываются те моменты, на которых делается акцент, а также концовка), мастерская кукол (похоже на рисование), театральная постановка или хотя бы чтение по ролям (здесь психолог смотрит, какого персонажа примерил на себя человек, как обосновал свой выбор, как отыграл).

Направления сказкотерапии. Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике.

Диагностическое направление: помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д.

Коррекционное направление: помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.

Прогностическое направление: помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.

Развивающее направление: помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

Особенности проведения сказкотерапии с разными возрастными группами.

· Дошкольный возраст

Сказкотерапия для дошкольников является самым эффективным методом, направленным на всестороннее развитие малыша, и выступает одной из интереснейших технологий психоанализа и психотерапии. Занятие может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой (до 12-ти человек).

Данный метод позволяет раскрыть душу малыша, обогатить его знаниями и сформировать характер. Учитывая все правила во время подготовки к занятию, ведущий получает возможность достичь поставленных целей и выстроить доверительные отношения со своими подопечными.

· Школьный возраст

Сказкотерапия для детей школьного возраста помогает им раскрыться и избавиться от волнующих проблем.

Для младших школьников рекомендуют использовать сказки, в сюжете которых присутствует волшебство, а в работу со старшими вносят уже сказки-притчи, ведь они несут смысл жизненной философии.

· Подростковый возраст

Подростковый возраст – это жизненный этап, на котором происходит становление личности. Сказкотерапия для подростков является инструментом, связывающим их внешний и внутренний мир.

Благодаря сказкам молодежь учится взаимодействовать с окружающим миром, вступать в контакт с людьми и показывать свою индивидуальность.

· Взрослые

На сегодняшний день сказкотерапия для взрослых стала популярной, ей все больше отдают предпочтение в диагностике и коррекции различных заболеваний.

Главным аспектом в работе со сказками является осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их. Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы переносить на персонажей. Нередко человек, воспользовавшийся сказкотерапией, обретает цель в жизни.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.