Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Германский вопрос в 1920-е годы. План Дауэса. План Юнга»



«Германский вопрос в 1920-е годы. План Дауэса. План Юнга»

Подготовила: Кудряшова Татьяна Ивановна

В международной жизни двадцатых годов германская проблема справедливо считалась не только самой важной, но и наиболее сложной. Политика реванша в сочетании с возраставшей экономической мощью Германии создавала угрозу самому существованию Версальской системы.

Главным объектом пропагандистской атаки стала его 231-я статья, устанавливавшая «полную и неоспоримую ответственность» Германии за развязывание первой мировой войны. Понятно, что её аннулирование лишало смысла и все остальные постановления Версальского договора.

Другое важное обстоятельство, осложнявшее решение германского вопроса, состояло в том, что его нельзя было рассматривать в отрыве от ещё одной крупной международной проблемы – советской. В 1920-е годы стали очевидными два возможных варианта развития европейских международных отношений.

Первый вариант – (крайне неблагоприятный для Запада) - предполагал дальнейшее сближение униженной Германии и коммунистической России (Рапалльский договор 1922 г. показал реальность такого хода событий). Второй - наиболее приемлемый для союзных держав - предусматривал превращение Германии в противовес Советскому Союзу. Однако при реализации второго варианта возникали новые трудности: противопоставить СССР можно было только сильную Германию. Это означало, что западные демократии должны предоставить ей серьезную экономическую и финансовую помощь. В результате, никто не мог гарантировать, что в не столь отдаленном будущем возрождённая германская мощь будет направлена не против Советского Союза, а против тех самых держав, которые помогли Германии стать сильной.

Дополнительные осложнения в процессе урегулирования германской проблемы вносили разногласия и противоречия между союзными державами. Англия и США последовательно проводили этот курс и в 1920-е годы, что нашло свое отражение в масштабном финансировании германской экономики и в готовности идти навстречу некоторым «политическим пожеланиям» Веймарской республики. Французское правительство, которое под натиском англосаксонских государств вынуждено было отказаться от своей максималистской позиции в отношении Германии, продолжало настаивать на строгом соблюдении положений Версальского договора и возражало против каких-либо существенных уступок германским реваншистам.

Германская проблема в соответствии с основными разделами Версальского договора включала в себя различные аспекты: территориальный, колониальный, военный, репарационный.

Особую остроту репарационный вопрос приобрёл в период Рурского кризиса. Стремясь не допустить нового революционного взрыва в Германии и стабилизировать европейский порядок, Англия и США взяли инициативу в свои руки. Не без их настойчивых советов германское правительство в сентябре 1923 г. высказалось за проведение конференции по проблеме репараций.

В целях тщательной подготовки конференции по предложению Соединённых Штатов были созданы два международных комитета экспертов. Один из них возглавил американский банкир-Чарльз Дауэс.  Задача этого комитета - разработка мер по стабилизации экономики и валютной системы Германии, установление новой схемы погашения репарационных платежей.

Другой комитет, работой руководил английский финансист - Реджинальд Маккенна, должен был определить пути и методы размещения в Веймарской республике иностранных капиталов и возвращения на родину капиталов германских. В августе 1924 г. специальная межсоюзническая конференция в Лондоне обсудила рекомендации экспертов и утвердила в качестве своего официального решения доклад первого комитета, получивший название «плана Дауэса». План устанавливал новый порядок выплаты репараций - гораздо более благоприятный для Германии. Были выдвинуты два важных базовых тезиса:

-о необходимости оказания помощи Германии для восстановления ее экономики и финансов, в связи с чем предлагалось предоставить Веймарской республике международный заем в 800 млн. золотых марок;

-размеры репарационных платежей ставились в зависимость от «изменений в индексе благосостояния Германии».

В плане Дауэса определялись и основные источники погашения репараций: отчисления из государственного бюджета, а также от прибылей промышленных предприятий и железных дорог. В первом случае речь шла о введении высоких косвенных налогов, о повышении цен на выпускаемые товары, что ложилось тяжёлым бременем на население Германии. Во втором - об участии в оплате репарационных взносов крупного бизнеса.

План предусматривал организацию жёсткого контроля над экономикой и финансами Веймарской республики в качестве гарантий выплаты репараций. Германия фактически лишалось права на управление Рейхсбанком и государственными железными дорогами. Взамен создавались две международные компании: трансфертная (осуществляла валютные операции) и акционерная железнодорожная (распоряжалась доходами от транспортных перевозок).

Принятие плана Дауэсса, вступившего в силу с 1 сентября 1924 г., стало этапным событием не только в решении репарационного вопроса, но и в развитии межвоенных международных отношений.

Особо следует подчеркнуть ведущую роль Соединённых Штатов как в подготовке, так и в реализации этого плана. Их доля в финансовой помощи Германии в период действия программы Дауэса превысила 70 % (в сравнении с 14 % Голландии и 10 % Англии).

Другим значимым итогом работы межсоюзнической конференции 1924 г. стало дипломатическое поражение Французской республики. План Дауэса существенным образом ущемлял интересы Французской республики.

В бесспорном выигрыше от принятия плана Дауэса оказалась Германия.

Показательно, что за шесть лет реализации новой репарационной программы Германия выплатила союзным государствам 7 млрд. 533 млн. марок, а получила займы и кредиты (в основном долгосрочные) на сумму в 21,2 млрд., т.е. в 3 раза больше.

Таким образом, план Дауэса «деформировал» европейский силовой треугольник в пользу Англии и Германии и в ущерб Франции.

С одной стороны, план Дауэса упрочил экономическую основу Версальского договора. С другой стороны, этот план был направлен на создание «экономически сильной Германии», что объективно содействовало её наступательной борьбе за ревизию постановлений, принятых в Париже в 1919 г.

В феврале 1929 г. приступил к работе новый международный комитет экспертов, который возглавил президент американской компании «Дженерал электрик», один из авторов плана Дауэса Оуэн Д. Янг. В сравнении с программой Дауэса план Янга характеризовался гораздо большим либерализмом в отношении Германии, что нашло своё отражение во всех его основных разделах. Германия должна была выполнить свои репарационные обязательства за 59 лет, уплачивая ежегодно от 2,4 до 0,9 млрд. марок, т.е. в среднем на 20 % меньше, чем по плану Дауэса.

Главными источниками погашения репараций согласно плану Янга сохранялись государственный бюджет и прибыли от железных дорог.

   Самые крупные выгоды для Германии содержали те постановления Гаагской конференции, в которых речь шла о гарантиях выплаты репараций. По существу в плане Янга статьи о «гарантиях и контроле» подменялись положениями об их отмене.

В отличие от Лондонской конференции 1924 г. Гаагский форум принял  важное политическое решение, изменявшее в пользу Германии соответствующее постановление Версальского договора, - о досрочном (на 5 лет раньше установленного срока) выводе союзных войск из Рейнской демилитаризированной зоны.

В связи с Великим кризисом, охватившим весь капиталистический мир, по предложению президента США Г. Гувера в июле 1931 г. на выплату репараций был наложен мораторий сроком на один год. Решение об отмене репарационных платежей приняла Лозаннская конференция, проходившая летом 1932 г.

Финансовые итоги политики западных держав в репарационном вопросе были таковы: за весь период существования репараций (с 1919 по июль 1931 г.) платежи Германии победителям составили 21 млрд. 807 млн. золотых марок, или 17,2 % первоначальной суммы, установленной Лондонской конференцией 1921 г.  Отмена репараций в широком международном плане означала упразднение главной экономической составляющей Версальской системы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.