Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игровые технологии в. деятельности волонтеров



Игровые технологии в

 деятельности волонтеров

 

(Слайд 1) Использование игры в системе социально-педагогической работы волонтеров является ярким примером сочетания приятного творческого удовлетворения от эмоциональной, вдохновенной деятельности воспитанников (Слайд 2) с важным делом развития личности, формирования ее качеств (Слайд 3). Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.

Цель данной работы – проанализировать роль игровых технологий в социально-педагогической деятельности волонтеров.

(Слайд 4) Специфика игровой деятельности в системе социально-педагогической работы волонтеров заключается в профилактической, превентивной направленности игры как средства организации содержательного досуга (Слайд 5), предотвращения асоциального поведения детей и подростков (Слайд 6). Целью таких игр может быть как непосредственное развитие качеств личности, так и демонстрация творческого состояния участников, их позиций и возможных перспектив развития (Слайд 7).

Проигрывание ситуаций, привлечение участников игры к ситуации выбора является реальным путем развития творческой личности.

По определению Г.К. Селевко, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

• развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

• коммуникативную: освоение диалектики общения;

• самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

• игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; (Слайд 8)

• диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

• функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; (Слайд 9)

• межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

• социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации (Слайд 11).

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средство реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

• сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, (Слайд 5) она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде (Слайд 14).

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», и др.).

В практике своей деятельности представители добровольческих организаций тоже широко используют игры.

Концептуальные основы игровых технологий

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).

Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

В возрастной периодизации детей (Д.Б .Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание.

В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно - познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя-волонтера.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей – ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. (Слайд 7) Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Психолого-педагогические условия применения игры:

̶ определение творческого потенциала игры. Игротехник должен представлять целесообразность данной игры для определенного периода развития личности ребенка или молодого человека;

̶ определение места и времени проведения, количества участников, которое зависит от условий проведения и творческого характера игры;

̶ обеспечение комфортности и естественности игры. Игра должна быть желаемой, приятной и удобной для участников;

̶ учет возрастных и анатомо-физиологических свойств участников игры;

̶ защита человеческого достоинства, морального самочувствия каждого участника игры.

̶ определение места игротехника во время проведения игры;

̶ целеустремленное распространение прав участников игры.

Особенное значение в решении проблем профилактики девиантного поведения (Слайд 4) приобретает процесс организации уличной игровой деятельности и подготовки уличных игротехников из числа волонтеров. Волонтер должен помнить что организация игровой деятельности на улице имеет определенную специфику, а именно:

̶ значительно повышаются требования к гарантированности безопасности детей и подростков (прежде всего при организации игровой деятельности на улицах большого города и на асфальтированных площадках, спортивных игр, игр-эстафет и др.);

̶ круг игроков изменяется, что требует от игротехника постоянной импровизации, мобильности действий;

̶ волонтер, который работает на улице, как организатор уличной игровой деятельности должен быть готовым к вмешательству (иногда нежелательного) в ход игры представителей разных социальных групп;

̶ выбор игр во многом определяется погодными условиями;

̶ уличная игротека предусматривает наличие большого количества яркого инвентаря, оборудования;

̶ уличная игротека может происходить в то же время на нескольких площадках, потому нуждается в большем количестве игротехников;

̶ содержание, процесс проведения такой игротеки должны быть направленными на привлечение детей и молодежи к последующей совместной общественно полезной деятельности, на пропаганду здорового способа жизни

Волонтер, который работает на улице, должен придерживаться правил техники безопасности при работе:

̶ работать в паре и в поле зрения коллег;

̶ не одевать украшения и драгоценности;

̶ одежда должна быть удобной и многофункциональной;

̶ придерживаться правил дорожного движения;

̶ о времени выхода на работу и окончание ее сообщать социальным работникам, коллегам и диспетчеру службы.

В состав мобильной группы уличной социальной работы входят и волонтеры районных социальных служб для молодежи:

̶ информационные волонтеры;

̶ волонтеры-игротехники;

̶ группа технического обеспечения.

Обязанности информационных волонтеров:

̶ установление первичного контакта в условиях уличного пространства с клиентами уличной социальной работы;

̶ предоставление позитивной информации о работе социальных служб для молодежи детям, подросткам и их родителям;

̶ распространение информационно-раздаточного материала профилактического содержания среди клиентов уличной социальной работы;

̶ предоставление информации представителям СМИ о конкретных мерах уличного социального направления;

̶ проведение анкетирования и социологических опросов для участников уличных социальных мероприятий.

Обязанности волонтеров-игротехников:

̶ организация и проведение игровой деятельности в условиях уличного пространства с учетом возрастных особенностей клиентов;

̶ привлечение детей и подростков к активным формам проведения досуга;

̶ соблюдение норм психологической и физической безопасности клиентов уличной социальной работы;

̶ предоставление в случае потребности первой медицинской помощи;

̶ соблюдение этических норм поведения и пропаганда здорового образа жизни;

̶ налаживание хороших отношений с клиентами уличной социальной работы и предоставление им позитивной информации о работе социальных служб.

В волонтерскую группу технического обеспечения входят лица, которые отвечают за обеспечение порядка, соблюдения правил дорожного движения, связь между организаторами и исполнителями акции, музыкальное, эстетичное оформление места проведения уличного мероприятия и работу транспорта.

Игротека на улице – это комплекс игр, которые предлагаются объектам и клиентам уличной социальной работы с целью создания условий для содержательного досуга, пропаганды здорового образа жизни (спортивные игры, настольные игры, игры-аттракционы, музыкальные игры, танцевальные игры, ролевые игры, интеллектуальные игры).

Игровая программа – более сложная форма организации игровой деятельности в условиях уличного пространства, которая предусматривает наличие единственной темы, идеи и проблемы (в данном случае социальной направленности), связанная логикой или определенной сюжетной линией и построенная в соответствии с законами композиции (станционная игровая программа, театрализованная игровая программа, тематическая игровая программа, игровая акция (Слайд 13), уличный игротеатр).

Игра является одним из инструментов в арсенале волонтера еще и потому, что ее можно применять с целью диагностики, психокоррекции межличностных отношений. (Слайд 9) Кроме того, игра высвобождает участника духовно и физически и снимает напряженность (Слайд 12), дает ощущение радости от преодоления всевозможных трудностей, преград. (Слайд 11).

(Слайд 15)

Литература

1. Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Я сам строю свою жизнь [Текст] / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб., Речь, 2006. – 216 с.

2. Бакли Р. Теория и практика тренинга [Текст] / – СПб., 2008. – 352 с.

3. Волонтерская школа дополнительного образования: опыт и перспективы [Текст] / – Киров, НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2009. – 96 с.

4. Ершова Н. Н. Добровольчество – школа гражданского становления молодежи [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. Н. Ершова, М. Н. Бородатая. – Киров. 6 Изд-во ВятГГУ, 2011. – 193 с.

5. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] / Под ред. Е.А. Левановой. СПб., 2009. – 202 с.

6. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: учеб. пособие для вузов [Текст] / – Ростов н/ Д., 2012. – 350 с.

7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / – М., 1999. – 206 с.

8. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка: методическое пособие [Текст] / Респ. Центр профилактики наркотизации населения при кабинете министров респ. Татарстан. – Казань, 2013. – 79 с.

9. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Издательство Эксмо, 2010. – 1008 с.

10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / – СПб., 2009. – 400 с.

11. Мартынова Е.В., Попова, Е.Г. Организация волонтерского движения: ценностно-смысловые, целевые, информационно-методические основы. Методическое пособие для организаторов внеучебной работы, специалистов, планирующих и осуществляющих профилактическую антинаркотическую работу [Текст] / – Екатеринбург, 2014, – 111 с.

12. Олифиренко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] / – М., 2012. – 209 с.

13. Технология подготовки волонтеров: материалы по реализации проекта «Я выбираю жизнь» [Текст]/ – Киров, НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2011. – 100 с.

14. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов, по направлению и специальности «Социальная работа» [Текст] / – М., 2010. – 254 с.

15. http://www.careerguide.com.ua/node/3584.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.