|
|||
Игра-сновной вид Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возрастаИгра-сновной вид Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста 1 этап Дидактическая игра«Чайник» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу. Я - чайник, ворчун, Хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ Выставляю живот. Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе, живот надут. Я чай кипячу, Клокочу и кричу Топают. - Эй люди, я с вами Попить чаю хочу! Призывные движения правой рукой. Дидактическая игра«Снеговик» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу. Стоящему ребенку предлагают представить, что он снеговик, которого слепили из плотного снега. Постепенно он должен растаять, меняя напряжение мышц тела и оседая на корточки. Дидактическая игра«Дерево на ветру» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу. Ребенок сидит на корточках, опустив голову на колени и обхватив их руками. Это семя, которое начинает расти и распускаться, начиная тянуться ветками к солнцу. Взрослый дает команду: «Ветер», ребенок, расслабляя верхнюю часть туловища, сгибается в талии, изображая сломанное дерево. Дидактическая игра«Слепой скульптор» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу. Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и «слепить» из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы «скульптор» с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки. Дидактическая игра«Море волнуется» Цель: формирование произвольного внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих. Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим. Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?.» Дидактическая игра«Ритм по кругу» Цель: развитие общей зрительно-моторной координации. Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против). Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко". Дидактическая игра«Хлопки» Цель: развитие общей зрительно-моторной координации. Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений). Дидактическая игра«Паровоз» Цель: развитие общей зрительно-моторной координации. Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего Дидактическая игра«Ходьба по контуру» Цель: развитие общей зрительно-моторной координации. Вначале обучения детям предлагаются «нарисовать» шагами разные варианты «дорожек», фигур и т. д. либо по прорисованному контуру на полу, либо по «меткам-ориентирам» (траектория движения может быть выложена с помощью лент, веревочек и т. д.). Дидактическая игра«Зоопарк» Цель: развитие общей зрительно-моторной координации.Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображаемое животное. 2 этап: Дидактическая игра«Глаз – «фотограф» Цель: совершенствование навыка портретного распознавания объектов, расширение поля зрения. Оборудование: наборное полотно и карточки с изображением знакомых животных, растений, геометрических фигур. Описание игры. На небольшом переносном наборном полотне устанавливаются буквы (3-4 карточки). Взрослый на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с карточками и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому ребенку предлагается назвать картинки, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке. На наборном полотне могут устанавливаться также знакомые детям буквы. Дидактическая игра«Не зевай!» Цель: совершенствование навыка портретного распознавания геометрических фигур, расширение поля зрения. Оборудование: мяч. Описание игры. На доске изображены 3-4 геометрические фигуры. До определенного момента они закрыты полоской бумаги. Вызванный ребенок поворачивается спиной к доске, взрослый в это время открывает геометрические фигуры. Ребенок поворачивается лицом к фигурам, подбрасывает мяч и рассматривает их, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к детям и называет геометрические фигуры, которые успел запомнить. Следующему ребенку предъявляется новая группа фигур. Дидактическая игра«Заполним квадраты» Цель: совершенствование навыка портретного распознавания объектов, расширение поля зрения. Оборудование: карточки с квадратами, разделенными на девять равных частей, размеры которых приблизительно соответствуют размерам контуров предметов (например, машины, деревья и др.). Описание игры. Взрослый чертит на доске квадрат, в трёх- четырёх клетках которого размещены контуры предметов: Взрослый открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрывается. Дети стараются запомнить рисунки и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном порядке. Дидактическая игра«Звездочеты» Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации. Материал: звездное панно. Ход. Детей просят зрительно подсчитать количество звезд на панно – это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не удается удержать количество звезд зрительно, могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на самом панно. Дидактическая игра«На космическом корабле» Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации. Материал: настенное интерактивное панно «Бесконечность». Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный. После упражнения предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится. Дидактическая игра«Сосчитай буквы (бабочек, цветочков)». Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации. По комнате расположены объекты для счета (буквы, бабочки или цветочки). Ребенка просят сосчитать объекты. 3 этап Дидактическая игра«Пройди по дорожке» Цель: развитие зрительно-моторной координации. Материал: 1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру, шарик. 2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка. 3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой. 4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит. 5 вариант: дорожка на полу, шарик. 1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам, прослеживает движение глазами. 2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами. 3 вариант: 1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами. 2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами. 4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами. 5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.
Дидактическая игра«Цветочки» Цель: развитие зрительно-моторной координации. Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки. Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия, сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету. Дидактическая игра«Надень бусы на леску» Цель: развитие зрительно-моторной координации. Материал: бусины различного размера, формы, цвета; леска, шнурок. Ход работы: Ребенок нанизывает бусины одного цвета, размера и т. д. на шнурок (леску). Дидактическая игра«Узнай кто (что) это?» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу. Формирование умения регулировать размах рисовального движения в рисовании вертикальных и горизонтальных линий разной величины. Ребенку предлагается рисунок, сделанный наполовину. Ребенку нужно дорисовать зеркальную его часть. Дидактическая игра«Обведи по точкам» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности. Ребенку предлагается дорисовать за художника картину. Дидактическая игра«Продолжи ряд» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма. Дидактическая игра«Раскрась картинки» Цель: развитие воображения, укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе. В игру можно играть как индивидуально, так и с группой. В случае индивидуальной работы ребенку дается задание: «Найди и раскрась букву А». Перед тем, как приступить к раскрашиванию необходимо, чтобы он объяснил во что же «превратилась» буква. Где еще спряталась А? Работая с группой детей, их можно разделить на команды, которым будут засчитываться баллы при нахождении буквы. В этом случае (т. к. картинка демонстрируется с определенного расстояния) педагогу лучше распечатать рисунок в формате А-3 и раскрасить самостоятельно или с детьми. Дидактическая игра«Штриховка» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации. С помощью трафаретов, дети обводят заданную фигуру и заштриховывают в заданном направлении. Детям с нарушением зрения предлагаю закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук и пальцев. Здесь же дети закрепляют цвета. Штриховка укрепляет мышцы руки ребенка, способствует концентрации внимания, развивает логическое мышление, навыка доведение дело до конца, воспитывает усидчивости. Дидактическая игра«Повтори узор» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу, формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма. Дидактическая игра«Графический диктант» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, обучение приемам работы по образцу. Дидактическая игра«Зашумленные предметы» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности. Детям предается стать внимательными охотниками и найти на изображении (зашумленном рисунке) всех животных. А также попробовать создать собственное подобное изображение.
|
|||
|