Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос 2. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников



Вопрос 2. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

 

Специальный разд. IX ТК РФ, посвященный регулированию подготовки и дополнительного профессионального образования работников, претерпел значительные изменения в связи с вступлением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В гл. 31 этого раздела сгруппированы общие положения, регулирующие отношения в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Конституционное право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции РФ) реализуется в том числе и вправе работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации впорядке, установленном Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Данное правоотносится к числу основных трудовых прав работника.

Особое внимание развитию данного института трудового права уделяется в международныхправовых актах. Так, в Конвенции МОТ N 142 "О профессиональной ориентации и профессиональнойподготовке в области развития людских ресурсов" отмечается, что каждый член МОТ принимает иразвивает всесторонние и скоординированные политику и программы профессиональной подготовки (п.1 ст. 1); постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональнойподготовки, с тем чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получениипрофессиональной подготовки в течение всей их жизни во всех секторах экономики, во всех отрасляхэкономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности (ст. 4).

МОТ разработан также ряд специальных рекомендаций, посвященных вопросампрофессиональной подготовки кадров, в том числе Рекомендация N 88 "О профессиональном обучениивзрослых, включая инвалидов" (1950), Рекомендация N 117 "О профессиональном обучении" (1962), Рекомендация N 150 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в областиразвития людских ресурсов" (1975) и др.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников установлены в ст. 196 ТК РФ.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку (обучение), работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При направлении на обучение женщин и несовершеннолетних следует иметь в виду, что оно может осуществляться по тем профессиям и для тех производств и видов работ, на которых не запрещается применение их труда (ст. 253, 265 ТК РФ).

В ч. 3 ст. 196 ТК РФ установлено, что формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, необходимых работодателю (организации), определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Организация профессионального обучения на производстве осуществляется в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22, которое является действующим и в настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК РФ.

В Типовом положении от 15.06.1988 отмечается, что профессиональное и экономическое обучениеработников носит непрерывный характер и проводится в течение всей трудовой деятельности в целяхпоследовательного расширения и углубления знаний, совершенствования мастерства, специалистов ируководителей в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, совершенствованияхозяйственного механизма, духовных потребностей общества.

Для осуществления непрерывного обучения кадров рекомендуется создавать в организацияхединые подразделения - отделы (бюро, секторы) подготовки кадров или выделять работников,отвечающих за организацию этой работы (например, инженер по подготовке кадров). Примерныенормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятияхразработаны Центральным бюро нормативов по труду в 1990 г.

Должностные обязанности итребования к квалификации начальников отделов подготовки кадров и инженеров по подготовке кадровзакреплены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и другихслужащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

В Типовом положении от 15.06.1988 выделяют четыре вида обучения рабочих напроизводстве:

1) подготовка новых рабочих;

2) переподготовка (переобучение) рабочих;

3) обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

4) повышение квалификации рабочих.

(1): Подготовка новых рабочих. Подготовка новых рабочих на производстве - это первоначальноепрофессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевшихпрофессии.

Первоначальное получение образования осуществляется на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (ст. 198 ТК РФ).

Для подготовки специалистов работодатели могут направлять работников на обучение по имеющим или даже по не имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессии или специальности; целью профессионального обучения является приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности), профессий. При этом дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются, как правило, до 6 месяцев,а по отдельным сложным профессиям - до 12 месяцев.

Типовые учебные планы, учебные программы по предметам общетехнического и экономическогокурсов для подготовки новых рабочих разрабатываются и утверждаются уполномоченными органамигосударственной власти. С разрешения министерств и ведомств учебные программы по отдельнымпрофессиям разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно.

Подготовка новых рабочих на производстве проводится, как правило, по одной из 3-х форм:

1) при курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе.

Численность групп рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек. Производственное обучениерабочих проводится, как правило, в два этапа: на первом - в учебной группе под руководством мастера(инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальнойбазе предприятия, на втором - на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководствоммастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством неосвобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственногообучения.

При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается, в порядке исключения,проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия;

2) при индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно ипутем консультаций у преподавателей, а производственное обучение проходит индивидуально подруководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего – инструкторапроизводственного обучения на рабочем месте. При возможности рабочих рекомендуется объединять вучебные группы численностью от 10 до 30 человек для изучения общей части теоретического курса,которая содержится в учебных планах и программах по соответствующим профессиям.

Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны, как правило, приобретать исовершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдениемсоответствующих требований к их качеству. С этой целью каждому обучаемому с началапроизводственного обучения в цехах предприятия выделяется рабочее место, оснащенноенеобходимым оборудованием, инструментами и материалами.

3) В ряде случаев возможна также организация бригадной формы обучения.

Подготовка новых рабочих заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов в порядке,предусмотренном в Типовой инструкции об организации проведения квалификационных экзаменов припрофессиональном обучении рабочих на производстве, утвержденной Приказом Госпрофобра СССР от24.09.1981 N 135.

(2): Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказомМинобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Целью профессиональной переподготовки является получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации.

Освоение дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. По ее результатам они получают дипломы, которые удостоверяют право специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

При получении специалистами дополнительной квалификации они получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации.

(3): Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям. Обучение рабочих вторым (смежным)профессиям - это обучение лиц, уже имеющих профессию, в целях получения новой профессии сначальным либо более высоким уровнем квалификации.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям организуется для расширения ихпрофессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форморганизации и оплаты труда, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых (смежных)профессий, по которым проводится обучение рабочих, определяется предприятиями, исходя изконкретных условий производства.

Формы обучения рабочих вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утвержденияучебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке(переобучении) рабочих.

(4): Повышение квалификации рабочих. Повышение квалификации рабочих - это обучение,направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний,умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

 

Также в современной самообучающейся организации особое внимание следует уделятьсистематическому самостоятельному обучению (самообразованию) работника.

Систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) может, например,осуществляться по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем.

В индивидуальных планах исходя из характера труда работника, как правило, предусматриваетсяизучение передового отечественного и зарубежного опыта, новейших достижений науки и техники,проблем управления, экономики, права, социологии и др.

При внедрении программ самообучения работников работодатель проводит комплекс мероприятийпо обеспечению работника необходимой профессиональной литературой, профильнымипериодическими изданиями, учебными фильмами, доступом к профессиональным ресурсам Интернета.

Контроль за выполнением работником плана самообразования может осуществляться егонепосредственным руководителем и (или) службой персонала.

При разработке корпоративной системы обучения персонала необходимо различатьпрофессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, реализуемые как видыдополнительных профессиональных образовательных программ в соответствующих образовательныхучреждениях, от подготовки, переподготовки (переобучения), обучения вторым (смежным) профессиям,повышения квалификации рабочих как видов обучения рабочих на производстве, т.е. видовпрофессиональной подготовки, не сопровождающихся повышением образовательного уровняобучающегося.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актамиРФ, работодатель за свой счет обязан периодически проводить повышение квалификацииработников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (Например, предусмотрено, что государство гарантирует создание необходимыхусловий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогическихработников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работниковгосударственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего ипослевузовского профессионального образования).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.