Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект к 7 семинарскому занятию.



Конспект к 7 семинарскому занятию.

Митронькина Карина, 19ФБ1.

1 вопрос.  

Древнерусская культура — культура Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до монгольского нашествия. Ведущее место в этих процессах занимала среда обитания древних славян. Ценностные ориентации культуры вырабатывались на основе достаточно противоречивого отношения людей к среде своего обитания. Лес — это укрытие и защита, но в то же время страх перед неведомым. Степь — бесконечность, широта, но и вечная угроза для Древней Руси. Только река давала древним славянам определенность. Она являлась своего рода воспитательницей «чувства порядка и общественного духа народа», предприимчивости и привычки к совместному действию. Кроме того река выполняла роль посредника в общении с культурами других народов.

Континентальный климат (долгая зима и короткое лето) определял не только тип хозяйственной деятельности древнерусского человека, но и идеал труда.

Отличительной особенностью формирующейся культуры Древней Руси являлась длительная миграция славянского населения по территории Восточной Европы. Отсюда довольно развитое художественно-эстетическое начало русской культуры. Колонизация (как фактор складывания древнерусской народности) определила еще одну особенность древнерусской культуры — полиэтническую основу.

К числу факторов, повлиявших на формирование русской культуры, относится и географическое положение Руси. В.О. Ключевский назвал Древнюю

Русь «переходной страной» , посредницей между двумя мирами — Западом и Востоком. Произошло это в силу того, что Русь развивалась на перекрестке торговых путей и, следовательно, перекрестке культурных влияний. Отсюда берет начало, пожалуй, самая характерная черта русской культуры — ее всеохватность, ее универсализм.

Очень важно иметь в виду, что складывающаяся древнерусская народность практически не была знакома с античной культурой, влияние которой испытывали варварские королевства Западной Европы, которые когда-то входили в состав Римской империи.

В то же время нельзя рассматривать становление древнерусской культуры вне рамок средневековой Европы. Свидетельством этого влияния являются главные признаки экономической и социальной жизни, ценностные ориентации и нормы, господствовавшие в это время на Руси.

Мир города и сельской общины определялся условиями, в которых жили славяне. Главной ценностью была земля. Колонизация, сопровождавшая развитие аграрных отношений, способствовала становлению сельской общины на принципах коллективного труда и коллективной защиты. Вместе с тем, в силу природно-климатических условий, земля не могла стать для славян основным источником богатства. Периодическое истощение почвы приводило к постоянным перемещениям славян и поиску дополнительных источников доходов, которые славяне получали от охоты, бортничества (сбор дикого меда) и рыболовства. Развивалась торговля. В результате вдоль торговых путей стали возникать укрепленные города.

Древнейшие города славян — Новгород, Смоленск, Любеч, Киев — славились высоким уровнем развития различных ремесел. Вокруг города складывалась «городовая область» — торговый округ. Развитие городов шло довольно быстро.

Степень развития государств раннего средневековья определялась прежде всего наличием городов. К X в. Русь вполне соответствовала уровню варварского государства раннего европейского средневековья. Однако между городами и селами обычно тянулись огромные, трудно преодолеваемые пространства. Из-за этого здесь были сильны не только объединяющие, но и разъединяющие начала. Русь создала не только «тысячу городов», но и тысячу ликов культуры. Особенно ярко это проявилось в архитектуре. С образованием Киевской Руси завершился процесс перехода славян и живших вместе с ними народов от родового строя к ранним формам средневековой организации общества и средневековой культуры.

 

2 вопрос.  

Понятие «язычество» происходит от слова «языки. Языческая культура - это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы национальной культуры.

Славянское язычество - это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений, верований, которые послужили основой для всех мировых религий.

Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания славян. Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом хозяйственной деятельности.

Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Религиозные представления выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши - богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.

Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в дипломатических отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно прочитать следующее: «А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь». Язычество сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях, легендах, былинах.

До нашего времени дошло большое количество святилищ где, в свое время, всем селом или племенем проводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и игры XIX и XX вв.

Все виды работ с металлом в древности были связаны с множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы. Известным является миф о волшебном кузнеце , который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию. Мифический кузнец побеждает страшного змея и пропахивает на нем гигантские борозды - «змиевы валы». Кузнец, выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIX в. как покровитель брака и семьи.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями - оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют «злые ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.

Язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.

В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся на протяжении многих столетий, она, в условиях сложившейся государственности и в противоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании нового народного эпического жанра.

Созданный искусственно на основании фрагментарных мифологический представлений, культ был узкогрупповым, сословным: он отражал корпоративные властные интересы, воинственную идеологию князя и его дружины и не охватывали всю систему славянской мифологии.

Крупнейшей политической силой средневекового мира в Х в. становится христианство, которое охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религию классового общества с главным тезисом «рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.

Сложившиеся общественные, политические и идейные особенности развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели в 988г. к принятию христианской веры как общерусской государственной религии.

Характер исторического выбора, сделанного в 988г. князем Владимиром не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Запада и Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до ее официального утверждения. Византия вплоть до XII в. экономически превосходила все европейские державы. Здесь были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» между Востоком и Западом. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов.

Русские люди значительно выросли духовно за предшествующее столетие. Их горизонт расширился, благодаря ежегодным заморским поездкам в христианские земли, беседы с толмачами, знакомство с культовым искусством - все это развивало русских людей и раскрывало перед ними противоречивый мир соперничающих мировых религий и мелких сект.

С принятием христианства на Руси было остановлено наступление мусульманства на Европу.

Христианская церковь укрепляла новую феодальную государственность, создавая идеологию нового господствующего класса, содействуя его сплочению и входя составной частью в этот класс. В то же время она очень умело, во всеоружии разнообразных средств церковной литературы, искусства, театрализованного богослужения противодействовала классовой борьбе, объявляя всякое сопротивление властям вне закона божеского и человеческого.

Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установлены дипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. Расширение торговых и политических связей превратило Русь в одно из самых могущественных государств. В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политической ориентации.

Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры.

Обращение к Византии, христианизация Руси, а отсюда непосредственное соприкосновение со всеми формами византийской культуры происходит в один из периодов ее наибольшей содержательности и подъема.

Христианство как мировая религия с большим запасом богослужебной и светской литературы победило, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, но и большие города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившие принять новую веру без унизительного вассалитета.

Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым - христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие - это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга.

В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Значительная роль в развитии культуры Киевской Руси принадлежит Крестителю Руси Владимиру, князьям Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху. Их можно назвать культурными политиками, реформаторами общественной и религиозной жизни народа. Они руководили масштабными социокультурными процессами, которые имели место в Древней Руси и оказали большое влияние на многие феномены ее культуры.

Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду: Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством: с его принятием сменился лишь тип культуры.

Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.

3 вопрос.

Период культурного предвозрождения в развитии древнерусской культуры связан с ростом национального самосознания, укреплением государственности после освобождения от монголо-татарского ига и «собиранием удельных земель» вокруг Москвы.

Д. С. Лихачев, А. И. Клибанов и другие исследователи обратили внимание, что на рубеже XIV—XV вв. в культурном пространстве Руси начали формироваться условия для «открытия человека», хотя, по мнению Д. С. Лихачева, «предвозрожденческая эмоциональность перекликалась с иррациональным мистицизмом», культурное самосознание формировалось на уровне эмоций.

Формированию предвозрожденческих элементов в культуре Московской Руси способствовали социально-экономические факторы, характерные для всех европейских стран: рост и развитие городов, развитие ремесел и внутренней торговли, активные контакты с южнославянскими странами и Византией. Появился интерес к античному наследию и внутреннему миру человека. Московская элита оказалась вовлеченной в европейские дела. С XV в., благодаря дипломатическим контактам, участию в военных союзах и торговым делам Московская Русь вошла в систему европейских государств. В 1492 г. глава Русской православной церкви Зосима Брадатый составил «Изложение пасхалии», где провозгласил Москву Новым Константинополем, а московского великого князя Ивана III назвал «государем и самодержцем всея Руси». Поскольку Константинополь понимался как Новый или Второй Рим, провозглашение Москвы Новым Константинополем открывало возможности ее восприятия в качестве Третьего Рима.

Концепция «Москва — третий Рим» получила затем дальнейшее развитие в т. н. «Послании на звездочетцев» старца Филофея, монаха Псковского Елеазарова монастыря, написанном ок. 1523 г. На основе этого сочинения в первой половине XVI в. составлялись поучения, обращенные к государю, где говорилось о роли уже именно Русского государства во всемирно-историческом процессе: «… Два убо Рима подоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Третий Рим мыслился как последнее земное царство, которое предшествует Царству Небесному и завершает, таким образом, человеческую историю. Восприятие Москвы как третьего Рима оказало существенное влияние на политику Московского государства. Великий князь московский оказался единственным независимым монархом православного мира. Это проявилось в наименовании его «царем», как ранее на Руси называли византийского императора.

Основными центрами, аккумулирующими духовный потенциал народа, продолжали оставаться монастыри, где создавались библиотеки, обучали грамоте, работали книжники. Центром интеллектуальной жизни Московской Руси стала Троице-Сергиева лавра, основанная в 1373 г. Сергием Радонежским недалеко от Москвы. Вряд ли найдется какой-либо другой монастырь, история которого так тесно и неразрывно связана с историей России, с ее судьбой. На протяжении многих веков Троице-Сергиева лавра являлась крупным культурным центром. Здесь собиралась уникальная библиотека: более 300 тысяч книг и 1600 бесценных рукописей XII—XIX вв. В монастыре хранится коллекция древнерусской живописи и прикладного искусства, покров с «Троицей», вышитый Ксенией Годуновой, золотой потир 1449 г. — дар князя Василия Темного и многие другие бесценные сокровища русской культуры. Огромные книжные собрания богословской литературы, исторических повестей, книг по медицине и астрономии, публицистики были в Кирилло-Белозерском и Соловецком монастырях.

Для Предвозрождения был характерен повышенный интерес к мировой истории. В XV в. на Руси появились новые переводы исторических повестей. Новые черты проявились даже в таком строго-традиционном жанре литературы как агиография. Так, в «Житии Михаила Клопского» автор Пахомий Логофет решился на литературный вымысел, применив занимательный сюжет и использовав живой разговорный язык и бытовые детали. Особой писательской манерой отличался Епифаний Премудрый, автор двух обширных житий — «Жития Стефана Пермского», написанного в конце XIV в., и «Жития Сергия Радонежского», созданного в 1417—1418 гг. Близки были по своей основе к устному народному творчеству «Житие Петра и Февронии» и «Житие Петра — царевича Ордынского», написанные в XV в.

Наряду с традиционными «хождениями» русских паломников в Царьград и Палестину появились описания путешествий в западные страны. Ценные сведения об Индии и Персии были собраны в «Хождении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина в 1471—1474 гг., написанном без характерного для средневековой риторики «плетения словес». Во время пребывания не по своей воле в Иране и Индии автор, тоскуя о родине написал: «А Русскую землю бог да сохранит! … На этом свете нет страны, подобной ей … Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости».

Создаются в это время и произведения — своды правил и норм, регламентировавших духовную, политическую, правовую и повседневно-бытовую жизнь. В 30—40 гг. XVI в. митрополит Макарий составил 12-томные «Великие Минеи Четьи» — собрание ежемесячных чтений о святых, а «также всех достойных книг, обретающих в Русской земле». «Четьими» назывались книги, предназначенные для повседневного чтения, «минеями» — сборники, где произведения распределены по тем дням, когда их рекомендовано читать. В «Великие Минеи Четьи» вошли жития и поучения, повести и сказания, переводная византийская литература. Появление такого грандиозного систематизированного свода свидетельствовало о желании удержать рассыпающуюся книжную традицию от окончательного хаоса. Равно как и первая редакция новгородской книги духовника Ивана IV попа Сильвестра «Домострой» указывала на серьезные опасения за сохранность бытовой традиции.

В эпоху Московского царства сложилась своеобразная культура, качественно отличавшаяся от последующей культуры императорской России.

На формирование культуры этого периода огромное воздействие оказали обстоятельства становления российской государственности. Начальный этап складывания Московского царства пришелся на время, когда земли, составившие впоследствии ее центральные области, находились в составе Золотой Орды. Российская государственность формировалась во многом по образу и подобию золотоордынской. В Московском царстве, так же как и в Золотой Орде, утверждается министериальный1 тип социальных связей. Западноевропейцы, достаточно хорошо осведомленные о порядках, царивших в Московской Руси и улусе Джучиевом, каких бы то ни было принципиальных отличий между последними не проводили.

Влияние восточной традиции на формирование российской

государственности продолжалось и после распада Золотой Орды. Постепенно Московское государство приобретало черты восточной деспотии, для которой были характерны следующие основные признаки: единоличная власть царя, колоссальная роль бюрократии, вертикальный характер связей в обществе, корпоративность.

Одновременно с этим в чисто бытовом отношении и по внешнему облику жителей Московское царство все более сближалось с восточными обществами. Причиной тому наряду с прочим служила восточная ориентация внешней торговли Москвы. Последняя активнейшим образом торговала со Средним Востоком, в особенности с Ираном. Через татарских, армянских, бухарских, китайских и индийских посредников торговые связи поддерживались и с другими регионами Азии. Из восточных стран в пределы Московии в большом количестве поступала домашняя утварь, оружие, предметы роскоши, одежда. Примечательным в этой связи является то, что некоторые слова, обозначающие элементы русской национальной одежды, как, например, кафтан, штаны, сарафан, тулуп и другие имеют восточное происхождение.

Восточная ориентация московской внешней торговли особенно ярко отражалась в быту и обличии русского купечества. Схожим был и внешний вид русского боярства, представители которого также активно занимались торговлей.

Среди идей и ценностей православия, повлиявших на формирование духовных основ русских, особо следует выделить учение. Основоположником этого учения считается афонский монах Григорий Синаит. Наиболее же глубокую разработку последнего осуществил фессалоникийский архиепископ Григорий Палама. Основные идеи исихазма сводились к утверждению безусловного приоритета духовного над материальным, требованию ограничения материальных потребностей и сосредоточения самосознания на самом себе.

С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности. Под последней обычно подразумевается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви. В то же время соборность - понятие более глубокое, сложное, одухотворенное, чем формальный коллективизм. Это православная установка "держать внутри себя собор со всеми".

Формируя духовные основы русских, православие предложило свой идеал человека. Высшей ценностью для него являлась святость. В православии земное существование человека, рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло ценности. Поэтому основная жизненная цель для человека заключалась не в материальном или общественном прогрессе, а в преображении души. В этой связи труд рассматривался как нравственное деяние, как одна из форм подвижничества, личного и соборного спасения.

Отрицательные явления в монашеской и церковной среде порождали движения, выступавшие с критикой церкви и требовавшие ее духовного очищения. Их участниками являлись выходцы, как из среды духовенства, так и от мирян. Всякий раз критические выступления в адрес церкви руководством последней квалифицировались как ересь, и против ее участников объявлялась беспощадная война.

Общий отход от церковно-схоластического мировоззрения коснулся и архитектуры. Гражданская архитектура заметно влияла на культовые постройки. Наиболее ярко это влияние отразилось при возведении посадских храмов. Развитие русской архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского, или московского, барокко. В зданиях, выстроенных в этом использовались башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличались изяществом и, разнообразием декоративного убранства.

Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры, наиболее отразилась в живописи. Традиционные иконописные приемы все менее удовлетворяли художников-новаторов и постепенно заменялись более реалистическими.

Тенденция к реалистическому изображению человека, характерная для школы С. Ушакова, была тесно связана с распространением в Московской Руси портретной живописи - "парсуны", изображавшей реальные персонажи. В ней уже наметились черты русского портрета грядущего столетия - внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит.

В связи с ростом религиозного индифферентизма патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковную реформу . Однако сама реформа и методы ее проведения привели к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Обращение официальной церкви к помощи государственной власти в борьбе против старообрядцев способствовало падению ее роли и авторитета в обществе.

После церковной реформы усилились связи Московского государства с западноевропейскими странами. Потребность в обеспечении государства современным вооружением, необходимость в развитии торговых отношений с другими странами, а также промышленного производства заставляли правительство все чаще обращаться за границу и приглашать оттуда различных мастеров. В развитии страны намечался крутой поворот.

4 вопрос.

В конце 17 вначале 18 в. в русской культуре происходит переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуре и науке. Однако этот скачок в культурной жизни страны был результатом деятельности всей страны и не явился результатом воли и желания даже такой действительно незаурядной исторической личности, как Петр I. Поворот был вызван внутренними законами развития русского дворянско-помещичьего общества, складывающимся экономическим единством страны. Для успешного решения больших международных проблем, поставленных историей перед русским государством, необходимо было поднять на современный уровень государственное устройство и военное дело, укрепить зарождающиеся в стране мануфактуры, дать толчок развитию науки и культуры, освободив их от пут религиозной опеки.

Историческое значение реформ Петра I и состояло в том, что он в интересах дворянского государства ускорил осуществление исторически назревшего поворота с той железной настойчивостью и последовательностью, с той беспощадной жестокостью, которая, кстати сказать, всегда, проявлялась, когда дело исторического прогресса осуществлялось эксплуататорскими классами через усиление абсолютной власти монарха или его всесильного министра.

Реформы Петра I, в результате которых окончательно оформилось русское феодально-абсолютистское государство, упрочили крепостное право, господство дворянства и одновременно подняли значение купечества, умножавшего свои капиталы благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности. В то же время во второй половине 17--начале 18 в. в результате внешнеполитических успехов России выросло ее международное значение. Она заняла одно из значительных мест в международной жизни; расширились и укрепились не только экономические, но также и культурные связи России с многими зарубежными странами.

Быстрый и решительный переход в русской художественной культуре к светскому искусству, опирающемуся на опыт развития европейского послеренессансного реализма, был подготовлен всем предшествующим этапом истории русской культуры. Замечательное древнерусское искусство, внесшее столь великий вклад в мировую культуру, к 17 в. исчерпало свои возможности. Эстетические задачи, поставленные новым этапом исторического развития России, интересы дальнейшего развития духовной культуры русской нации не могли успешно решаться в изживших себя, вступавших в конфликт с ходом жизни условных, церковных формах старого искусства.

Обращение к развернутому познанию мира, введение точных наук, рациональных методов исследования, пропаганда силы и организованности светского государства, преодоление средневековой косности -- таковы были задачи, поставленные перед культурой объективным ходом развития русского общества того времени. Предшествующий 17 в. в истории русского искусства--это время медленного и нерешительного нарастания черт реализма нового типа, время постепенного измельчания и распада старых методов и форм средневекового искусства. Именно в 17 в. пробуждается интерес к натуре, к мотивам реального пейзажа и реалистической перспективе. В эти годы зарождается и жанр портрета, так называемая парсуна. Однако «обмирщение» культуры и искусства происходило в рамках, очерченных господствовавшей религиозной формой культуры. Естественно, что достигаемые результаты носили половинчатый, компромиссный характер.

Назревала необходимость решительного исторического скачка. Он и был осуществлен в начале 18 столетия. Благодаря этому скачку русская культура после некоторого перерыва включилась в общий ход культурного и художественного европейского прогресса. Русское искусство заняло место, подобающее искусству великого народа, великой нации, и вновь после периода расцвета 11-- 16 вв. внесло свой важный и оригинальный вклад в художественную культуру человечества. Характеризуя искусство России 18 в., следует иметь в виду многонациональный характер русского государства, наметившийся уже в 16--17 вв. и получивший дальнейшее развитие в 18 веке. На Украине, в Белоруссии, в присоединенной в первой четверти 18 в. Прибалтике искусство развивалось в тесном взаимодействии с русской культурой, и вместе с тем продолжалось формирование национальных художественных школ.

Русское искусство 18 в. переживало несколько ступеней развития. Первая из них связана с реформами Петра I. В эти годы происходило становление и укрепление сильного централизованного государства, выходившего на международную арену. Патриотическое служение общегосударственным интересам считалось первым долгом русского человека. Российская империя представляла собой абсолютную монархию, защищавшую интересы помещиков и отчасти купечества, но ее деятельность носила все же прогрессивный характер, осуществляя дело исторического прогресса в единственно возможной в то время форме.

Искусство первой четверти 18 в. отразило тот созидательный пафос, который был свойствен тому времени. Новые представления о ценности человеческой личности, завоевания русского оружия, грандиозное строительство этих лет необычайно расширили умственный кругозор русского человека.

После короткого периода так называемой боярской реакции в середине 18 в. наступает новый подъем русского искусства. Со второй половины 18 в. художественная культура России занимает одно из ведущих мест в европейском искусстве. Особенно значителен вклад ее в развитие архитектуры. Размах градостроительства и совершенство художественных решений превращают русское зодчество в одно из значительных явлений мировой культуры. Расцвет русского зодчества как в период его связей с барокко (до конца 1760-х гг.), так и особенно в период сложения классицизма имеет исторические причины. Дело в том, что в 18 веке русский дворянский абсолютизм, в отличие от идущих к закату старых режимов Западной Европы, далеко не исчерпал своей исторической жизнеспособности.

Потрясения крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева, наглядно показавшей, что проблема сохранения или отмены крепостничества стала главной социальной проблемой эпохи, обнаружившийся конфликт между крепостническим самодержавием и зародившимся свободолюбивым направлением в развитии русской общественной мысли (Фонвизин, Новиков, Радищев), хотя и выявили всю ограниченность общественных и культурных позиций абсолютизма, все же были еще недостаточно сильны, чтобы сокрушить здание дворянской монархии. В России не было общественных сил, способных смести крепостнический строй и соответствующее ему государство и заменить его более передовыми общественными отношениями, отсутствовал хорошо организованный, экономически сильный, политически зрелый класс буржуазии.

Русское просветительство, зародившееся в 1760-х гг., в большинстве случаев представляло собой лишь оппозиционное движение, не посягавшее на классовую гегемонию дворянства. Его лучшие представители восставали против державного деспотизма Екатерины II, против злоупотреблений помещиками своей властью над крестьянами, но в большинстве своем они не ставили под сомнение самые основы дворянской монархии, то есть не поднимались до идей революционного преобразования общества. Они считали, что путь к уничтожению всех пороков крепостнической системы -- просвещение, то есть воспитание русского дворянства в гуманистических принципах справедливости, расширение его умственного кругозора. Лишь очень немногие из людей этого круга в решении насущных социальных проблем современности поднимались над своим классом; таким человеком был крупнейший представитель русского просветительства 18 в. А. Н. Радищев, пришедший к идее революционного ниспровержения существующего социального порядка. Поэтому русское дворянское государство, хотя и обнаруживало, особенно в последнюю треть 18 в., свою эксплуататорскую и охранительную функцию, сохраняло способность, пусть непоследовательно и противоречиво, решать ряд общенациональных задач, стоящих перед страной,--таких, как управление государством, борьба на международной арене за государственные интересы России, известное развитие производительных сил, подъем культуры и т. п.

Естественно, что это создавало особо благоприятные условия для успеха зодчества, расцвет которого возможен только при мощной поддержке государства или больших гражданских коллективов. Вместе с тем образование прослойки прогрессивно и демократически мыслящих умов, их воздействие на передовых деятелей искусства определяли возможность насыщения архитектурных образов воздвигаемых сооружений более широким гуманистическим идейным содержанием, чем официальная программа увековечения дворянского государства. С особой силой эта черта сказалась в творчестве такого гениального зодчего, как Баженов.

В области скульптуры и живописи достижения русской культуры 18 в. также весьма значительны, хотя в сфере изобразительного искусства уродливые стороны самодержавного режима и его апологетика оказывали более заметное ограничительное влияние на идейно-художественный уровень произведений, чем это имело место в области архитектуры. Вместе с тем собственно гуманистические и гражданственно прогрессивные тенденции выступали в изобразительном искусстве более явственно. В частности, в русской живописи и скульптуре этого времени с особой художественной убедительностью утвердили себя идеи высокого нравственного достоинства человека. В искусстве Рокотова, Левицкого, в скульптуре Шубина европейский реалистический портрет 18 в. нашел одно из самых своих замечательных воплощений. Больших успехов достигла также монументально-декоративная скульптура, неразрывно связанная с великими архитектурными ансамблями эпохи. «Медный всадник» Фальконе, творчество Козловского вместе с творчеством Гудона образуют вершину в расцвете европейского ваяния этого времени.

В целом русское искусство 18 в.-- важная веха не только в истории русской художественной культуры, оно сыграло большую роль в утверждении прогрессивных эстетических идеалов европейской культуры 18 в. в целом.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.