Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа № 3.. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». ЭТО НЕ ПИСАТЬ, просто прочесть!). трава – кузнечики – лягушка – цапля



Практическая работа № 3.

 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

        

    Цель: сформировать знания о цепях и сетях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии.

    Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

    (ЭТО НЕ ПИСАТЬ, просто прочесть!)

    Пищевая (трофическая) цепьряд взаимоотношений между группами организмов (растений,животных, грибов и микроорганизмов) при котором происходит перенос энергии путём поедания одних особей другими.

    Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5.

    Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды.

Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном. Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:

трава – кузнечики – лягушка – цапля

и вопрос «Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг?» (при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.

Ход работы:

Задание 1.

Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей. Запишите эти цепи.

 

Задание 2.

    Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик.

Задание 3.

1. Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую цепь.

2. Распределите номера, которыми обозначены организмы:

1) в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:

       продуценты –

       консументы –

       редуценты –

2) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе:

       жертва –           

    хищник –

 

 

Вывод:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.