Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проблема двойственности природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл»



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологических наук

 

 

Доклад на тему:

 «Проблема двойственности природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл»

 

 

Выполнил(а):

Абубакирова Е. В.

Студентка группы РСО-191

 

Кемерово 2020

Восприятие (перцепция) - отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ предмета, ситуации, человека, называемый перцептивным образом. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

 Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Это удается сделать, только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. На процесс восприятия также влияют эмоции, которые могут существенным образом изменить содержание восприятия.

Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установки, эмоциональных состояний) показывает, что восприятие - это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большей степени от особенностей субъекта восприятия, т.е. человека, который воспринимает.

В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают восприятие зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности органов чувств. Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, выделяя восприятие времени, движения и пространства. Их восприятие зависит не только от наших сенсорных способностей, но и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке.

Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприяти определяются как искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения

Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие - влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например одним глазом или при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных иллюзий имеют сложившиеся в прошлом опыте временные связи. Зрительные иллюзии восприятия широко используются в живописи и архитектуре.

Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый и наоборот. В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если скрестить указательный и средний пальцы и одновременно прикоснуться ими к шарику или горошине, покатать их, то будет восприниматься не один шарик, а два.

Зрительные иллюзии обнаружены и у животных. В частности, именно на их основе формируются различные способы маскировки и мимикрии. Все эти явления убеждают, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение иллюзий, и для многих из них до сих пор нет убедительного толкования.

 Проблема двойственной природы перцептивного образа имеет особое значение для анализа формирования перцепта. В одном из экспериментов Д. Н. Узнадзе испытуемому предлагалось опознать на ощупь шесть различных предметов необычной - непривычной - формы. Сначала испытуемые стремятся получить как можно больше информации об объекте, собирая доступные при условиях эксперимента разнообразные тактильные впечатления. При этом Узнадзе обнаружил, что ощущения до того, как испытуемый опознал объект (или думал, что опознал), и после опознания очень отличаются друг от друга. Сначала испытуемые переживают тяжесть, холод, твердость, но эти ощущения кажутся отвлеченными, вроде и связанными с объектом, но при этом и чуждыми ему. Эта неопределенность и безликость, по словам автора, характеризуют ступень ощущений - предшествующую как таковому целостному восприятию, на которой уже они (ощущения) обретают свою определенность и конкретность. Как только испытуемый опознает экспонируемый объект, хотя бы и неверно, что в данном случае не имеет значения, чувственное содержание его сознания значительно видоизменяется, приобретая конкретность и превращаясь в определенное законченное переживание в виде вполне определенных характеристик предмета, за который испытуемый принимает экспонируемый в опытах объект. Другими словами, можно сказать, что значение предъявленного объекта определяли не ощущения как таковые, а предметное значение объекта. Узнадзе пишет: «...чувственное содержание сознания не предопределено раздражителем раз и навсегда <...> по данным наших испытуемых одно и то же содержание ощущения проявляется для них то в одном, то в другом виде. Причем в особенности примечательно здесь то, что, в зависимости от вида предполагаемого испытуемым предмета, одно и то же ощущение переживается им в различных, а иногда даже противоположных качествах. Таким образом, обычное мнение, будто содержание ощущений твердо обусловлено раздражителем - не оправдывается...»

Вопрос о соотношении сенсорного и предметного в образе остается открытым по сей день, и вопросы перцептогенеза (т.е. процесса порождения и развития перцептивного образа) продолжает волновать ученых. По словам А. Н. Гусева, проблема формирования и развития образа восприятия непосредственно связана с проблемой объектной и предметной детерминации процесса психического отражения. Не вдаваясь детально в решение этой проблемы, отметим только, что, говоря об объектной детерминации, ученые подразумевают разнообразные аспекты физической стимуляции, непосредственно отображаемые различными анализаторами. Объектная детерминация обеспечивает чувственный материал, «сырую» сенсорную основу или «чувственную ткань», как ее называл А. Н. Леонтьев. Под предметной детерминацией процесса психического отражения понимается опосредованный характер воздействия внешних объектов на воспринимающий субъект. Предметная детерминация проявляется в том, что процесс восприятия определяется индивидуальными характеристиками объекта восприятия, а результат процесса построения перцептивного образа становится опредмеченным значением - особой формой хранения общественноисторического опыта, существующей в виде языковых понятий, культурных норм, критериев опознания и сравнения и т.д.

 

Принцип двойственной (объектно-предметной) детерминации восприятия рассматривается разными авторами. Так, Э. Титченер выделил в образе чувственную основу и перцептивный смысл, Г. Гельмгольц - первичные образы и образы представления. Известный американский психолог, основатель экологического подхода к зрительному восприятию Дж. Гибсон выделял два способа восприятия, из которых один способ - это обычное восприятие, присущее каждому. Такое восприятие Гибсон назвал восприятием видимого мира. Второй способ восприятия зависит от наблюдателя и достигается при установке на так называемый «картинный» способ видения. Такой способ восприятия Гибсон назвал восприятием видимого поля. Гибсон предлагал использовать эти два понятия - видимый мир и видимое поле — вместо устаревших и многозначных, на его взгляд, понятий ощущения и восприятия.

В отечественной психологии наибольшего распространения получила теория А. Н. Леонтьева, который выделял в перцепте чувственную ткань и предметное содержание. Согласно А. Н. Леонтьеву, двойственность перцептивного образа предстает как единство его чувственной ткани т.е. сенсорной

Основы образа, что и соответствует традиционному понятию «ощущение», и предметного значения. Чувственная ткань всегда есть впечатление, т.е. некий чувственный отпечаток предметного мира, порождаемый в процессе практической деятельности с этим миром. Чувственность сохраняет «свою изначальную предметную отнесенность», выполняя функцию придания чувства реальности сознательным образам. Эта образующая сознания рассматривается как «чувственный состав конкретных образов реальности, материал, из которого строится перцептивный образ». Целостный человеческий образ осмыслен, но осмысленность, разумность образа вносится в него значениями, а не чувственностью. Значения и чувственная ткань соединяются в образе.

А. Д. Логвиненко пишет, что двойственности перцептивного образа можно поставить в соответствие двойственность стимула, который в научной литературе делится на дистальный и проксимальный. Например, связь между дистальным стимулом и проксимальным является физической и, в случае зрительного восприятия, определяется законами оптики и геометрии. Связь между проксимальным стимулом и чувственной тканью - психофизическая и подчиняется строгим психофизическим законам. Связь между чувственной тканью и предметным содержанием - психологическая и может принимать разные формы. Несмотря на то, что человек имеет дело с проксимальным стимулом, его суждения о мире соответствуют характеристикам дистального стимула. Каждый раз, вынося суждение, например, о размере дистального стимула, человек опирается на сетчаточное изображение и имеющиеся у него признаки удаленности этого объекта, а с самим объектом он не взаимодействует. Отсюда возникает вопрос, насколько же образ восприятия может быть адекватным стимулу и что собственно может выступать в качестве критерия такой адекватности.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.