|
|||
Практическое занятие. Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).. Ход работы. Задание 1. Изучите краткие теоретические сведенияПрактическое занятие Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Цель: сформировать знания о цепях и сетях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии. Оборудование: рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах. Ход работы Задание 1. Изучите краткие теоретические сведения Пищевая (трофическая) цепь —ряд взаимоотношений между группами организмов (растений,животных, грибов и микроорганизмов) при котором происходит перенос энергии путём поедания одних особей другими. Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5. Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды. Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:трава – кузнечики – лягушка – цапля. И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну. Задание 2. Из предложенного списка живых организмов составь цепи питания:
Задание 3. 1.Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Распределите номера, которыми обозначены организмы: 1) в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню: продуценты -________ консументы – _______ редуценты –________ 2) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе: Жертва - ______________ Хищник - _______________ Задание № 4. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
Вывод
|
|||
|