|
|||||||||
Русская роспись ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 11. & Литература для чтения детям о промысле: Маврина Т.А. "Городецкая живопись". - М.: Просвещение, 2003. - 145с. Жегалова С.К. "Русская народная живопись". - М.: Просвещение, 2006.-54 с. 16. & Методические статьи о Городецкой росписи:
Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.
1.Место нахождения промысла: в селе Хохлома в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области. 2.Материал первоосновы: декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
3.Способы украшения, материалы: Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
4.Виды продукции: Виды хохломы – роспись «верховая» и «под фон» Золотой фон, образованный оловянным порошком под слоем обожженной олифы, и красно-черные узоры поверх: так выглядит классическая верховая технология хохломской росписи. Это наиболее распространенный и простой способ оформления изделий; мастер работает тонкой кисточкой, нанося элементы традиционных орнаментов – «травка», «под ягодку», «под листочек». Травяные стилизации выполняются резкими узкими мазками, «ягодные» отличаются многоцветьем, «листовые» прорисовываются с узором прожилок. Отдельный вид верхового письма в хохломе называется просто и вкусно: «пряник». Здесь главенствуют геометрические фигуры, соотносимые с квадратом или ромбом, обязательно присутствует солнечный круг и травянистое обрамление. Золотая роспись по красному либо черному – второй вид хохломской росписи, «фоновый». Создать такой рисунок значительно труднее, ведь элементы не прокрашиваются, а наносятся контурно; закрашиваются, наоборот, свободные от росписи участки. То есть, золотые лепестки, завитки, ягодки и т.п. в данном случае не прорисованы поверх, а представляют собой кусочки основного фона, созданного порошком олова под олифой после обжига заготовки. 5. 6.Цветовая гамма (закрасить):
7.Изображение ягод:
1.Изображение листьев: 2. Изображение цветов:
3.Изображение зооморфных мотивов:
4.Композиция узоров: Хохломские матера всегда очень хорошо чувствовали форму изделия и помещали орнамент на плоскости, учитывая формообразующие линии. Вот пример типовой композиции: закругленные формы бортов чаш хохломские художники украшали динамичными по своему строению орнаментами, а в середине чаши, как правило, помещали статичный орнамент, который, наоборот, создавал ощущение покоя. Главный композиционный центр в работах хохломскйх мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге. Или: своеобразный орнамент, образно названный «пряник», помещали на дно чаши или блюда, и создавалось впечатление красивого узорного пряника, положенного в посуду. 5. Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма: Для успешного исполнения народных росписей очень важно сразу научиться правильно держать и кисть руки и кисточку:
Удерживая кисточку в таком положении, попробуйте слегка прокручивать ее. Такой прием с прокручиванием используют в урало-сибирских росписях. Поначалу с непривычки такая постановка руки может показаться неудобнй, а потом станет понятно, что по-другому традиционые приемы долго не получаются. Кроме того, мастерами используются и варианты опор для рабочей руки:
6.Использование в ДОУ: Упражнения с массажными мячиками по методике Ермаковой И.А. я провожу перед началом занятий с детьми первого года обучения, чтобы разогреть и подготовить руки к работе, и во время занятий, чтобы снять усталость и напряжение. Дети второго и третьего годов обучения выполняют упражнения по необходимости. 1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад. 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням. 3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку). 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз). 5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку). 6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его. 7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз). 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп. Использование в ДОУ: Знакомить детей с образцами хохломской росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п. 7.Ведущие мастера: Н.А. Гущин, О. Н. Веселова
8. & Литература для чтения детям о промысле:
Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
9. & Методические разработки по Хохломской росписи:
Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень
5. Цветовая гамма (закрасить): 6. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи 7. Изображение растительных мотивов: 8 Изображение зооморфных мотивов:
Композиция узоров: Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.
Знакомить детей с образцами мезенской росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.
@ Конспект одной из форм работы приложить.
Цель и задачи: 1. Знакомство с Мезенской росписью. Историей, традициями, художественными приемами. 2. Познакомить с технологией выполнения элементов мезенской росписи. 3. Учить передавать композицию на разных геометрических формах. 4. Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера. 5 .Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы. Материал и оборудование: деревянные изделия, украшенные мезенской росписью, вода, кисти,акварель, гуашь, салфетки, полосы бумаги, простые карандаши, образцы элементов мезенской росписи. Здравствуйте, дети! Посмотрите, какая красота у нас в зале. (все рассматривают изделия с Мезенской росписью.) Это Мезенская роспись. Вам нравится? (ответы детей) Садитесь поудобнее я расскажу вам о том, где родилась эта великолепная ропись. Послушайте замечательное стихотворение Светланы Ледковой «Мезенская роспись» Роспись волшебную эту Будем как книгу читать, В стройных ее силуэтах Матушку-Русь познавать. Мезенской роспись зовется, В каждом рисунке добро. В сердце твоем отзовется, Нежною сказкой оно. В строчках её можно встретить Птиц и Коней мчащих вдаль. Лебедя если приметить, Будет большой урожай. Росписью той украшают Из бересты туеса. Даром своим совершая Счастья, любви чудеса. На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали двумя красками,которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером. Давайте ещё раз подойдём к выставке и внимательно рассмотрим все изделия. -Что видите? Назовите узнанные вами вещи. (ответы детей) -Какие элементы росписи вы можете назвать? (ответы детей) Вы правы, в росписи множество завитков, крестиков, звёздочек, кружков, птиц, коней. -Какие цвета используются в Мезенской росписи? (ответы детей) -А хотите сами попробовать нарисовать узор на полосе? (ответы детей) Дети садятся за приготовленные столы. Воспитатель показывает детям таблицу элементов Мезенской росписи и образцы геометрических орнаментов в полосе с простыми элементами. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!» Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди Здравствуй, небо голубое! «здороваемся» с пальцами Здравствуй, вольный ветерок! левой руки, похлопывая друг Здравствуй, маленький дубок! друга кончиками Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую! Дети самостоятельно выбирают элементы и составляют узор. Воспитатель напоминает последовательность рисования орнамента на полосе, помогает детям, нуждающимся в помощи. Все работы раскладываются на столах. Подвидение итогов: -С какой росписью мы сегодня познакомились? -Назовите элементы росписи. (ответы детей) -Какие элементы вам больше всего понравились, и вы их нарисовали? (ответы детей) Я предлагаю вам устроить вставку ваших работ.
Семьи палащельских мастеров: Аксёновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. & Литература для чтения детям о промысле: & Величко. Н. Мезенская роспись. — АСТ-Пресс, 2014. & Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Малыш, 1988.
& Методические разработки по Мезенской росписи:
Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г. Викулина М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе ДОУ. Нижний Новгород, 1995. Русская роспись П О Л Х О В-М А Й Д А Н С К А Я Р О С П И С Ь
1. Место нахождения промысла: в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области 2. Материал первоосновы: при росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись. 3. Способы украшения, материалы: В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря. 4. Виды продукции: Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
5. Цвет фона
6. Цвет изображений
Ц В Е Т О В Ы Е П Я Т Н А
Композиции росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.
Знакомить детей с образцами городецкой росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.
@ Конспект одной из форм работы приложить.
Тема: украшение полоски Полхов-Майданской росписью. Цель: познакомить детей с росписью Полхов - Майдана. Программное содержание: Образовательные: - обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами; - закреплять умение рисовать гуашевыми красками. Развивающие: - развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы; - развивать у детей воображение, зрительную память; Воспитательные: - воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству. - воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе. Предшествующая работа: - знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями; - рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства; - чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров; -дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др. Словарная работа: Полхов – Майдан. Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки. Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе. Ход непосредственно образовательной деятельности. В: Ребята,послушайте пословицу: «Красна птица перьем, а человек уменьем». А давайте мы с вами рассмотрим птицу. Она прилетела к нам из далёкой страны. Какая птица? (дети описывают птицу, воспитатель обращает внимание детей на её крылья, хвост, туловище) Как они украшены? Ребята, а теперь подумайте и скажите как вы понимаете эту пословицу? Д: ответы. В: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер. (педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий) В: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях? Д: ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись) . В: Молодцы ребята. В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи? Д: ответы (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, Городецкая роспись — розаны, купавки, бутоны, листья). В: Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской. (дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий) . Воспитатель начинает свой рассказ. В: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип.Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись. С тех пор прошло очень много лет.Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки.Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками: «Не бьется, не ломается, а кто купит — удивляется». «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки». (воспитатель обращает внимание на изделия). В: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы. В: Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана? Д: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый). В: Правильно — синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный В: Птица принесла что-то нам, давайте посмотрим? Это жёлтые полосочки. Птичка просит нас украсить их росписью Полхов-Майдан, а после окончания нашего занятия она заберёт их с собой в волшебную страну. Давайте мы рассмотрим веточку с ягодками, которую сегодня будем рисовать. В: Как расположены листики на веточке? Д: ответы (сверху и снизу). В: Какого цвета листик? Какой формы? Д: ответы (зеленого, овальной). В: А какой формы ягодки? Какого цвета? Д: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые). В: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками. Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки. Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки. Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.) Раз, два – спит цветок. Три — раскрыли лепесток. Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись. В: Ребята, хотите стать мастерами. - Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана. 1, 2, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы. А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку). Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования). В: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои работы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью) В: Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт). В: Какие красивые бочонки у нас получились. В: А какие элементы использовали в росписи полоски? В: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей. 1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети. В: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились? Д: Полхов – Майданской. Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов–Майданской росписи? Д: ответы В: В заключении мне хочется сказать, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан. Наша птичка тоже благодарит вас за красивые рисунки и она унесёт их с собой.
П.Е.Казаков и Г.А.Авдюков. & Литература для чтения детям о промысле: Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001. 16. Методические разработки по Полхов-Майданской росписи:
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
|
|||||||||
|