|
|||
ДОПУСТИМО ЛИ СЛУЖИТЬ ЛИТУРГИЮ БЕЗ ПРИХОЖАН? Не совершается ли пастырский грех? Нет ли здесь ереси? А вообще можем ли мы быть полностью уверены, что все еще остаемся в НОВОМ ЗАВЕТЕ Господа нашего Иисуса Христа?. Никогда еще за 2000 лет существовДОПУСТИМО ЛИ СЛУЖИТЬ ЛИТУРГИЮ БЕЗ ПРИХОЖАН? Не совершается ли пастырский грех? Нет ли здесь ереси? А вообще можем ли мы быть полностью уверены, что все еще остаемся в НОВОМ ЗАВЕТЕ Господа нашего Иисуса Христа?
Перед тем, как пояснить смысл постановки этих важнейших вопросов, необходимо задекларировать неизменную приверженностьвопрошающегособлюдению норм санитарной безопасности, ведь нам дана Новая заповедь «да любите друг друга» (Ин.13,34). Мы все беспокоимся о здоровье и жизни наших прихожан, земляков и соотечественников. Вот почему в конце всех рассуждений необходимо поговорить в том числе и об исполнении требований санитарных властей. Однако в первую очередь обращают на себя внимание небывалые ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ в церковной жизни почти во всем православном мире буквально за последние два месяца: март – апрель 2020 года. Никогда еще за 2000 лет существования Церкви Христовой ВЕСЬ народ Божий почти во всех Православных Церквях не отлучался от Божественной Литургии и от Причастия Святых Христовых Таинств. В Русской Православной Церкви вот уже четвертый воскресный день, и даже Праздников Праздник – Пасха Христова служится «за закрытыми дверями» «без прихожан». Может быть это снова Каиафа «поставил у гроба стражу и приложил к камню печать»? (ср. Мф.27,66). Наверное, в эту пасхальную ночь для православных телезрителей болью отозвались столь привычные призывы из Огласительного Слова свт. Иоанна Златоуста: «Трапеза обильна, — насыщайтесь все; Телец велик, — никто пусть не уходит голодным». А ведь даже хананеянка верила, что «и псы ядят от крупиц, падающих от трапезы господ своих» (Мф.15,27). Разве овцы Христовы хуже «псов»? Вот уже целый месяц они без «Хлеба Жизни» (Ин.6,48) – без Причастия Тела и Крови Христовых. При этом в эфире православных телеканалов людей убеждают, что в это трудное время лучше обойтись без посещения храма, а значит без Таинства. Но ведь Христос говорит обратное: «Аминь, аминь глаголю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Его Крови, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6,53). Безусловно, есть опытные пастыри, которые могут видеть, кто из овец способен пережить этот «голод», а может быть кто-то из них даже слишком «разжирел», так что еще и польза выйдет. Но разве нет опасности, что в тот же самый срок третьи умрут духовно, а четвертые и телесно, и не от коронавируса, а из-за того, что они ничего не получили «во здравие души и тела»? Разве с учетом индивидуального подхода принимались решения? Кто измерит безопасный срок отлучения от Причастия для каждого верующего? «Так говорит Господь Бог: горе пастырям, которые пасли себя самих» (Иез.34,2). Поэтому и важно нам ответить на вопрос: Не совершается ли сейчас пастырский грех?
Если все же говорить о сроках, обратим внимание на 80-е правило VI Вселенского Собора: «если кто … мирянин, … не имея … препятствия …, три воскресных дня не придет в церковное собрание: то … да будет отлучен». Отлучением наказывались лишь смертные грехи. А если «препятствием» являются священнослужители, тогда кто должен быть отлучен? Само чинопоследование Божественной Литургии вообще не допускает отсутствие прихожан на службе. Не хочется перегружать цитатами литургических текстов, их, как минимум, десяток. Вот лишь несколько примеров: «даруй же, Боже, и молящимся с нами … неосужденно причаститися Святых Твоих Таин»; «…. и сподоби державною Твоею рукою преподати нам (священникам) Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами – ВСЕМ людем». И даже если в Литургии Василия Великого упоминаются люди, отсутствующие по уважительной причине (ради благословных вин оставльшиеся), то предыдущая фраза неизменно говорит о предстоящих. Конечно, мы знаем и об исключениях из этого неписанного привила, например, свт. Феофан служил Литургию в затворе. Но ведь и народу рязанской земли никто не препятствовал в то время приходить на Литургию в соборный храм Вышенского монастыря. Слово «Литургия» означает общеедело, общественное служение. Слово «Экклесия» (Церковь) в переводе - собрание. Священное Писание и православное догматическое богословие называет Церковь Телом Христовым (1Кор.12,27; Еф.1,22). Святейший Патриарх Кирилл в своем пасхальном послании несколько лет назад писал: «центр христианской жизни – это Евхаристическая Чаша». Догматист Владимир Лосский учил, что именно Таинство Причастия Тела Христова в первую очередь актуализирует участие верующего христианина в Церкви – Теле Христовом. Здесь же и «объективная причина» его спасения (см. «Очерки мистического богословия Восточной Церкви»). Вот почему нам необходимо ответить на вопрос, не является ли регулярное служение Литургии без прихожан экклезиологической и сотериологической ересью? Но еще более важно нам будет вспомнить, что именно Евхаристическую Чашу Господь наш Иисус Христос назвал НОВЫМ ЗАВЕТОМ в Его Крови (Лк. 22,20). А еще Он заповедал: «пейте от нее ВСЕ …» (Мф.26,27). О Литургии – сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19). Но сейчас «ВСЕ» сидят дома. Служим без прихожан, а священнослужителей, заболевших коронавирусом, становится всё больше. Слышит ли нас Господь? С наступлением каждого следующего Воскресного дня – Дня Господня - все чаще спрашиваю себя: «можем ли мы быть полностью уверены, что все еще остаемся в НОВОМ ЗАВЕТЕ Господа нашего Иисуса Христа?». Поймите правильно, поставленные в этих нескольких абзацах многие вопросы – совсем не риторические, как это может показаться. Они безусловно требуют ответа, но ответить на них однозначно едва ли получилось бы и у доктора богословия. Здесь нужен соборный разум и молитва всей Церкви. Мы имеем дело с новыми вызовами. Церковная жизнь во всем православном мире, как уже было сказано, претерпела тектонические изменения. А может быть нам не стоит открывать эту богословскую дискуссию, а просто восстановить соборность Литургии и никогда уже ни при каких обстоятельствах не повторять этот, как минимум, сомнительный прецедент: служение Литургии без прихожан? «Так говорит Господь: отпусти Мой народ, чтобы он совершил мне служение» (Книга Исход 8, 1). Одним из возможных вариантов выполнения требований САНИТАРНЫХ ВЛАСТЕЙ мог бы стать следующий: После согласования с соответствующими службами возможного количества молящихся в КАЖДОМ храме (даже, если это 12 человек), ВСЕ прихожане этого конкретного храма моложе 65 лет, живущие в пешей доступности могли бы НАПИСАТЬ ПРОШЕНИЕ НАСТОЯТЕЛЮ через храмовую группу «ВКонтакте» (или по телефону) на участие в конкретной воскресной или праздничной Литургии и Таинстве Причастия. Далее НЕОБХОДИМ ЧЕСТНЫЙ ЖРЕБИЙ, как это было, когда Апостолы избирали между Матфием и Варсавой (Деян.1,13-26) или, когда избирали Патриархом святителя Тихона на Поместном соборе в 1917 году. Избранным делегатамвыдаются пропуска, ониприходят на службу. Остальные прихожане молятся online, но им назначается персональное внебогослужебное время в воскресенье (а если людей много, то и в течение недели) для Святого Причастия. Каждый человек имеет конституционное право раз в неделю пойти в церковь (кстати, в магазин он ходит чаще). Так за несколько служб делегатами на Литургии в храме побывали бы ВСЕ прихожане, а причащаться можно было бы ВСЕМ людям каждую неделю. При этом, в любом случае все, кто подал прошение на участие – являются участниками Божественной Литургии, Господь никак не вменит им это в отказ от приглашения на Вечерю (см. Притчу о званных Лк.14, 16-24). Людей старше 65 лет необходимо причащать дома. Как бы то ни было, практика такого избрания делегатов стала бы широкомасштабным МИССИОНЕРСКИМ ДЕЙСТВИЕМ, когда мы на деле засвидетельствуем в интернете перед всем миром слова Святейшего Патриарха Кирилла: «центр христианской жизни – это Евхаристическая Чаша». ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Священник Алексий Сергеев, магистр богословия, настоятель храма свв. Флора и Лавра (Клюкошицы) +7 905 217-09-09 family.sergeev@ yandex.ru
|
|||
|