|
||||||||||||
Структура органов управления. Подготовка. Введение гражданской обороны. Права и обязанности гражданСтруктура органов управления
Подготовка Подготовку к ведению гражданской обороны осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Введение гражданской обороны в соответствии с законом ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Права и обязанности граждан - проходить обучение по гражданской обороне; - принимать участие в проведении мероприятий по гражданской обороне; - оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач гражданской обороны.
ГО как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий История становления и развития гражданской обороны. Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Из вышеназванного определения ГО мы должны чѐтко уяснить, что когда речь идёт о гражданской обороне - подразумевается военное время (ведение военных действий). Подготовка государства и объектов экономики к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники средств защиты населения, а ведение гражданской обороны начинается с момента начала военных действий или введения военного положения. Откуда, с какой даты берет начало гражданская оборона? Предшественницей еѐ являлась местная противовоздушная оборона (МПВО) страны, которая юридически была оформлена 4 октября 1932 г. с выходом постановления СНК СССР, утвердившего Положение о противовоздушной обороне на территории СССР. Первым начальником местной противовоздушной обороны страны был назначен начальник Управления ПВО РККА комдив Медведев Михаил Евгеньевич (1898-1937 г.г.). МПВО предназначалась для обеспечения защиты населения от воздушного нападения противника. Согласно положению общее руководство МПВО в центре возлагалось на Народный комиссариат по военным и морским делам (с 20 июня 1934 года Наркомат обороны СССР), а на территории военных округов - на командующих войсками округов.
Документом предусматривалось подразделять основные мероприятия местной ПВО на подготовительные и боевые.
Подготовительные мероприятия включали: - обучение населения способам противовоздушной и противохимической защиты; - создание и подготовку на объектах народного хозяйства специальных формирований; - строительство убежищ и приспособление под них заглубленных помещений; - создание и накопление средств индивидуальной защиты; - развитие средств оповещения и связи и др. При введении угрожаемого положения должны были осуществляться боевые мероприятия: - оповещение объектов и населения об угрозе воздушного нападения противника; - маскировка и светомаскировка пунктов и объектов ПВО; - выдача населению противогазов; - организация защиты людей, животных, материальных ценностей и уникального оборудования, воды, продуктов питания, фуража; - приведение в готовность формирований МПВО; - обеспечение порядка и безопасности в населенных пунктах и на объектах. В случае нападения противника с воздуха органы МПВО были обязаны подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение соответствующих мероприятий. К началу Великой Отечественной войны местная противовоздушная оборона страны являла собой достаточно организованную, чёткую, современную для того периода систему. В целом она была готова к выполнению возлагавшихся на неё задач: свести к минимуму возможные потери и разрушения, обеспечить бесперебойную работу предприятий. И с этими задачами она успешно справилась в военную годину. В условиях войны МПВО накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. В послевоенный период МПВО совершенствовалась с учѐтом появления оружия массового поражения. В 1946-1961 годы шѐл поиск эффективных путей защиты населения и объектов народного хозяйства в случае применения вероятным противником такого оружия. В разные годы систему МПВО страны возглавляли: - Командарм 1 ранга Каменев Сергей Сергеевич (1881-1936 г.г.) - начальник Управления ПВО Наркомата обороны СССР - начальник Местной противовоздушной обороны страны в 1934-1936 годы. - Генерал - лейтенант Осокин Василий Васильевич (1894-1959 г.г.) начальник Главного управления МПВО Наркомата внутренних дел СССР - начальник Местной противовоздушной обороны страны в 1940-1950 годы. - Генерал - полковник Толстиков Олег Викторович (1905-1971 г.г.) - 1ый заместитель министра внутренних дел СССР по МПВО в 1955-1959 годы. В июле 1961 года местная противовоздушная оборона страны переименована в Гражданскую оборону СССР. Начальники ГО СССР: - 1961-1972 годы - маршал Советского Союза Чуйков Василий Иванович (1900-1982 г.г.) - зам. Министра обороны СССР. - 1972-1986 годы - генерал-армии Алтунин Александр Терентьевич (1921-1989 г.г.) - зам. Министра обороны СССР. - 1986-1991 годы - генерал-армии Говоров Владимир Леонидович - зам. Министра обороны СССР. - 1991-1992 годы - генерал-полковник Пьянков Борис Евгеньевич - зам. Министра обороны СССР. С 1992 года штатная должность начальника Гражданской обороны СССР, как и штаб ГО СССР, в связи с происшедшими в стране политическими изменениями были упразднены. Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. С 1993 года начинается новый этап в развитии и совершенствовании системы гражданской обороны страны. 8 мая 1993 года издан Указ Президента Российской Федерации № 643 «О гражданской обороне». Указом предписано: - руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности иметь в своих структурах специальные самостоятельные подразделения для проведения работы в области гражданской обороны; - общее руководство гражданской обороной в РФ возложено на председателя Правительства Российской Федерации, который по должности является Начальником гражданской обороны страны; - штабы гражданской обороны преобразованы в соответствующие штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В последние годы принят ряд важных нормативных документов, серьёзно укрепивших нормативно - правовую основу гражданской обороны, среди них - Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 - ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства РФ: - от 10.06.99 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны»; - от 10.07.99 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»; - от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств»; - от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и другие. В статье 10 закона «О гражданской обороне» говорится, что граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: - проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; - оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Основными задачами гражданской обороны являются: - обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; - первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; - борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; - обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; - восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; - срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - срочное захоронение трупов в военное время; - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; - обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной и ее организация. Руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства РФ является по должности Начальником гражданской обороны страны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях. Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально - производственному принципу.
|
||||||||||||
|