Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проблемная ситуация



 

 

 Тема занятия: Проведение социологиче­ских опросов по проблемам окружающей среды.

Цель занятия: осознание учащимися умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Экологическая обстановка -один из самых волнующих вопросов. Он остро стоит и в нашей стране, особенно в индустриально развитых центрах, хотя касается всех без исключения регионов, в том числе и сугубо сельскохозяйственных. В основе разбалансированности взаимоотношений человека и природы, человека и окружающей среды лежат серьезные просчеты и научного, и политического, а практического характера. И хотя многое сделано для рационального использования природных ресурсов, для озеленения городов и рабочих поселков, создания заповедников и национальных парков, в целом внимание к охране окружающей среды было недальновидным, а нередко и безответственным (И. Д. Лаптев).

Воздух, вода, почва оказались настолько загрязненными, что некоторые ученые и политики стали утверждать, что нанесенный ущерб здоровью и среде обитания человека уже невосполним. Так, свыше 100 городов на территории бывшего СССР объявлены экологически неблагополучными. Немало индустриальных районов также превысили все допустимые нормативы загрязнения среды обитания.

 

Что касается воздуха, то, с одной стороны, еще значительное количество предприятий не обеспечено необходимыми средствами контроля за его чистотой. Например, в 1987 г. в атмосферный воздух страны лишь стационарные источники загрязнения выбросили 64,5 млн т веществ, вредных для здоровья населения и для окружающей среды, в том числе тепловые электростанции -- 16,5 млн т, заводы черной и цветной металлургии -- 17,1 млн т. Серьезным источником загрязнения воздуха продолжает оставаться автотранспорт, на долю которого падает до 60--70°/о всех отравляющих веществ.

2. Проблемная ситуация

В результате социологические опросы стали фиксировать озабоченность людей по поводу того, что затруднительно поддерживать биологическое существование человека, поскольку ему, как считают многие, уже «нечем дышать»: 56% считают экологическое оздоровление неотложной задачей (1990 г.).

 

 

Экологической проблемой крупного масштаба является охрана водного бассейна. Частые осложнения объясняются, прежде всего хищническим и неразумным его использованием, которое особенно проявилось в случае с Аральским морем, а также при строительстве гидроэлектростанций. Отмечается отравление водоемов ядохимикатами при обработке сельскохозяйственных площадей и лесных массивов и т. п.

Для повышения урожайности, по данным ученых, а 70-х гг. ежегодно в мире рассеивалось 300 млн т минеральных удобрений и 4 млн т ядохимикатов. Уже сейчас видны негативные последствия их применения: ухудшилось качество пищи; продуктивность планктона, от которого зависят все формы жизни в Мировом океане, снижается на 50--90% даже при незначительных концентрациях ДДТ, попадающего в реки, озера и моря через водные стоки и воздушные потоки.

 

 

А когда это привело к тому, что обострилась ситуация с пресной водой (причем в ранее благополучных в этом отношении регионах, таких, например, как Донбасс), общественное сознание стало просыпаться, подняв общественность на борьбу за охрану сначала притоков Днепра (программа «Десна»), затем Волги, Каспийского моря, Арала.

 

Что касается почвы, то она потеряла во многих регионах страны большое количество гумуса, в результате чего произошло ее истощение. В городах и вблизи их почва на значительную глубину поражена отходами. В зонах отдыха она зачастую не выдерживает напряжения.

В общественном мнении оценка роли и значения почвы, пожалуй, впервые произошла при обсуждении проблем Севера, тундры и лесотундры, где хозяйственная деятельность нанесла природе такие раны, что они в этих условиях могут быть залечены лишь через десятилетия. Резко изменилась позиция в отношении терриконов, отвалов от шахт, отходов производственной и бытовой жизни человека.

Особого внимания требуют к себе проблемы сохранения животного и растительного мира. По последним данным, каждый день на нашей станете вымирает один вид живых организмов. По оценкам Всемирного фонда диких животных, к 2000 г. в мире могут исчезнуть гориллы, носороги, бенгальские тигры) орангутанги. Скорость вымирания живых организмов неуклонно нарастает. Общее количество видов, которые могут исчезнуть к XXI в. оценивается в 1 млн (из современных 10 млн).

Если говорить о растительном мире) то, как сообщает журнал «Саус», каждый год с лица Земли исчезает 11,5 млн га леса, на каждые 10 срубленных деревьев приходится только одно посаженное. При нынешнем уровне вырубки лесов к концу столетия исчезнет от 10 до 20% животных и птиц.

Все эти негативные процессы усугубляются потребительским отношением к природе, ее дарам, ее красоте. К сожалению, в большинстве случаев в конфликтах с природой повинны не техника, не производство само по себе, а неспособность, неумение и часто нежелание (и силу тех или иных причин) наилучшим образом организовать деятельность человека.

Для социологии принципиальное значение имеет идея К. Маркса о том, что природа есть тело человека. А человек должен разумно использовать свое тело. «...На каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы,-- что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».

Именно человек, в конечном счете, является определяющим фактором в установлении рациональных взаимоотношений с природой. Поэтому наряду с технологическими, организационными, экономическими проблемами многое зависит от экологического сознания, поведения людей. Их функционирование трудно представить без такого необходимого и очень важного качества, как обостренное чувство гражданственности в отношениях с природой (Э. В. Гирусов).

В эпоху НТР роль экологического сознания и поведения людей становится настолько значительной, что они приобретают общепланетарные черты. Экологические проблемы уже не ограничиваются государственно-территориальными границами. Урок Чернобыля имеет четко выраженный гражданский оттенок, поскольку речь идет о людях не только одного общества и одного поколения. Поэтому формирование экологического мышления, вооружение человека соответствующими знаниями -- дело широкого круга общественных и государственных организаций, дело всех наук о природе и обществе, в том числе и социологии.

Очень важно также изменить сложившееся противоречие между использованием окружающей, в основном природной, среды и отношением людей к характеру ее использования.

Во-первых, очевидно и бесспорно, что соседство с живой природой, с представителями животного мира делает жизнь человека богаче, насыщеннее. И поэтому градостроители должны взять на вооружение один из принципов современной экологии, согласно которому наиболее устойчив и продуктивен мозаичный ландшафт, т. е. чередование преобразованных и естественных участков.

 

Во-вторых, создание заповедников, заказников сохраняет нетронутыми растительный и животный мир, защищает жизнь редких или исчезающих представителей фауны и флоры.

В-третьих, огромную и всевозрастающую по своему значению роль играют природовосстановительные и природообогащающие работы: озеленение, садоводство, создание водоемов. Но посадить дерево -- это, как известно, еще полдела. Главное -- вырастить его. К сожалению, ставить знак равенства между числом высаженных и «взрослых» растений не приходится. Значительная часть деревьев, кустарников гибнет в «младенческом» возрасте, а засеянные травой площадки не всегда превращаются в пушистые газоны. И такая ситуация часто объясняется не только недостатками агротехники, ухода, но и небрежным, а иногда и бездушным отношением жителей.

И наконец, ряд проблем связан с развитием экологического контроля. Уже много сделано в этом направлении. В ряде городов созданы системы контроля за состоянием водного и воздушного бассейнов, за правильным использованием среды обитания человека (зеленые насаждения и т. д.), за утилизацией отходов и т. д. Мерой контроля в определенной степени являются установленные нормы концентрации вредных веществ и газов в воде и воздухе.

 

 

Забота об окружающей среде обходится дорого и не дает немедленного эффекта, С утилитарной точки зрения затраты на охрану природы и ее рекультивацию могут оказаться нерентабельными. Но общество должно идти на них, так как жизнь, здоровье, работоспособность людей -- это самая большая ценность общества, которое руководствуется более широкими социальными критериями, заботой о создании здоровой жизненной среды не только для современного, но и будущих поколений.

Таким образом, противоречие между экологическим сознанием и поведением и реальным состоянием окружающей среды вполне разрешимо, ибо современная экологическая политика строится на идеях гражданственности во взаимодействии человека, общества и природы. Это проявляется как в решении крупных общегосударственных проблем, так и при осуществлении локальных мер по охране окружающей среды (О. Н. Яницкий).

 

 

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной мере обуславливается констpуиpованием и редакцией вопросов. Это предъявляет высокие требования к их фоpмулиpовке.

 

 

Интеpвьюиpование целесообразно применять при составлении пpогpаммы исследования. Беседа с руководителем подразделений и общественных организаций помогает социологу освоить специфику изучаемого коллектива. Hапpавление беседы задается проблемой, изучаемой социологом, а также целями исследования.

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин "социометрия" в переводе означает измерение степени дружественных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами первичного коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.