Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Написать что такое Археологическая карта



Задание

- Написать что такое Археологическая карта

- Записать в тетрадку легенды из карты

- Написать основные методы фиксации

Стратиграфия (в археологии)

Стратиграфия в археологии, порядок чередования напластований культурного слоя по отношению друг к другу, а также к подстилающим и перекрывающим его горным породам и отложениям. Изучение С. необходимо для установления относительной датировки слоев, прослоек (а также сооружений, погребений, вещей). Особенно большое значение оно имеет в случаях, когда естественный порядок слоев нарушен перекопами, обвалами, оползнями, эрозией и т.п. С. археологических памятников устанавливается изучением вертикальных разрезов. При помощи др. методов археологии, а также методов естественных наук (см. Типологический метод.Археологическая датировка, Геохронология) от относительных стратиграфических датировок переходят к абсолютным датировкам. Стратиграфические выводы по одному памятнику часто могут быть использованы для установления относительной датировки памятников целой области. При помощи данных С. была установлена относительная, а затем и абсолютная хронология каменного века. Особое значение С. имеет для изучения поселений с мощным (иногда сильно потревоженным) культурным слоем — первобытных поселений, древневосточных, античных и средневековых городов и т.п., где каждый слой отражает определённый этап истории. Последовательность территориального роста поселений или могильников в археологии называют горизонтальной С.

Стратиграфические исследования иногда могут дать замечательно длительные культурные последовательности, которые можно датировать радиоуглеродными и иными методами. Большая часть относительной хронологии основана на разного масштаба стратиграфических исследованиях на археологических памятниках всех времен. Имелись такие исследования, которые привели к широкому признанию системы трех веков Старого Света (глава 2) и системы Уилли и Филипса (Willey and Phillips’s system, 1958) палеонидийского, формативного, классического и постклассического периодов в обеих Америках Наложение является основой при изучении археологических памятников, так как многие поселения, такие как жилые холмы в Азии, деревни коренных американцев в долине Огайо, пещерные памятники, содержат много уровней обитания, расшифровка которых является ключом в их относительной хронологии

Стратиграфия приложима к археологическим памятникам в намного меньшей мере, чем в геологии (Хэррис — E. C. Harris, 1989). Большая часть археологической относительной хронологии заключается в тщательном изучении последовательности слоев обитания, а также в их корреляции с культурными последовательностями на других памятниках в той же местности. Последующие слои обитания могут быть найдены в том же месте, как в пещере, так и в форте или холме, там, где многие поколения жителей жили в описанной или ограниченной области (рис. 7.5). На других памятниках последовательности могут быть горизонтальными, как, например, в случаях, когда экономические или политические условия вынуждали периодические перемещения поселений при истощении земель полей или при изменении правил проживания. В этом случае культурная последовательность может быть рассеяна по ряду однослойных поселений на большой территории и может быть собрана вместе только посредством продуманной исследовательской работы и тщательного анализа артефактов, найденных в разных памятниках.

Стратиграфия памятника Костер на Среднем Западе США менее сложна, чем в древних городах, где в доме могло жить целое поколение, и даже не одно. Потом дом сносили и на его месте строили новый. Обитатели могли потерять какие-то украшения и втоптать их в грунт. Потом стелили новые полы, укладывали плитку. Предыдущие слои обитания могло покрыть несколькими сантиметрами жидкого навоза или строительной пылью. Эти слои разрушались наводнениями, пожары уничтожали целые кварталы. Жители выкапывали могилы и ямы, ремонтировали улицы, расширяли храмы и строили площади. Относительная хронология является результатом расшифровки подобных хронологических головоломок.

Закон ассоциации также играет свою роль, так как артефакты, остатки пищи и другие находки из разных слоев обитания столь же важны, как и сама стратиграфия. Каждый слой, будь он большим или нет, содержит в себе связанные с ним артефакты, объекты, которые выступают для археологов в качестве хронологических индикаторов и свидетельством культурных изменений. Стратиграфическое исследование редко бывает простым. Некоторые ключевые вопросы никогда не оставляют исследователя: в этом месте жили постоянно? Прерывалась ли последовательность естественным явлением, наводнением например, или из поселения просто ушли, а через несколько поколений здесь опять поселились люди? Это нечто большее, чем просто изучение разных слоев. В принципе раскопщик должен реконструировать естественные и культурные трансформации памятника, после того как его покинули жители.

Естественные трансформации являются результатом природных явлений, таких как извержение вулкана, похоронившее римский город Помпеи в 79 году н. э., или землетрясение, разрушившее в 365 году н. э. другой римский город — Курион на Кипре (см. рис. 15.4). В случае с землетрясением в Курионе раскопщик Дэвид Сорен смог воспользоваться историческими материалами и установить точный момент сдвига пород (Ссорен и Джеймс — Soren and James, 1988). Ориентация изломов черепичных крыш позволила определить общее направление эпицентра, находившегося к юго-западу от города далеко в море. Как в Геркулануме, так и в Помпеях имелись графические свидетельства ужасной трагедии, вызванной облаками пепла. К ним (свидетельствам) относятся «слепки» тел людей, пытавшихся бежать от пепла и лавы (см. рис. 2.1). В подобных случаях вулканический пепел «останавливал» момент времени, дав уникальную возможность взглянуть на жизнь города в определенный период.

Грязевые оползни, наводнения, бури и песчаные дюны могут изолировать слои обитания от последующих слоев. С другой стороны, норные животные могут прорыть ходы в мягких грунтах и превратить четко выраженные слои в причудливые лабиринты.

Относительная хронология зависит от точных и тщательных наблюдений, изучения и интерпретации. (Еще о стратиграфических исследованиях смотри главу 9.)

Фиксация Объектов.

Основные методики полевой фиксации, применяемые ИИМК РАН

Важным направлением деятельности ООА ИИМК РАН является развитие методики фиксации и обработки археологического материала. Некоторые разработки носили экспериментальный характер и пока не получили дальнейшего развития, другие прошли проверку на практике и были включены в основной набор методических инструментов сотрудников ИИМК РАН.

 

Одним из наиболее актуальных вопросов систематизации в археологии является создание электронных археологических карт. В условиях интенсивного хозяйственного освоения все больших территорий актуальность разработки и создания региональных археологических информационных систем по археологическим памятникам значительно повышается. Сложность состоит в отсутствии единого алгоритма полноценного описания археологического памятника. Попыткой заполнить эту лакуну явился проект АИС Археограф, разработанный в 2003-2009 гг. Программа была опробована при создании электронной археологической карты Ленинградской области. Функционал системы позволяет описывать каждый археологический памятник по 160 полям, включая архивные сведения и библиографию, и взаимодействовать с ГИС.

 

Рис 1

 

Большое внимание уделяется совершенствованию методов полевой фиксации на археологических раскопках с применением фотограмметрии, практика использования которой насчитывает уже не один десяток во всем мире. Однако бурное развитие этот метод получил в 2000-е гг. на Западе в связи с началом широкого использования тахеометров на раскопках и появлением цифровой фотографии. Периодическое тестирование сотрудниками ИИМК РАН фотограмметрического метода на небольших объектах и поиск оптимальной последовательности действий привели к выработке методики электронной фиксации, полностью отработанной на масштабных раскопках на Охтинском мысу в С.-Петербурге в 2010 г.

 

Рис 2

 

Планы и разрезы фиксировались с помощью серии фотоснимков под прямым углом к снимаемой поверхности. Контрольные точки фотографий и находки измерялись электронными тахеометрами. Далее фотоснимки трансформировались с помощью контрольных точек для минимизации искажений и составлялся фотоплан, служивший в дальнейшем основой для чертежа. Информация о находках собиралась в специально разработанной базе данных, отслеживавшей регистрацию и движение находок в процессе камеральной обработки (фотографирование, реставрация, зарисовка и т.д.). При подготовке Полевого отчета описи находок базой данных создавались автоматически. В пик работ единовременно было задействовано 12 тахеометристов и 10 чертежников на площади около 4000 кв.м., при этом общая площадь всех раскопов за 7,5 месяцев 2010 г. на Охтинском мысу составила более 21 тыс. кв.м.

 

Рис 3

Рис 4

Рис 5

Рис 6

 

Столь масштабные работы выявили ряд существенных преимуществ в скорости и точности электронной фиксации по отношению к традиционной «бумажной», однако при таком подходе вопрос технической грамотности работников становится невероятно острым. С 2010 г. основным методом полевой фиксации экспедиций ООА ИИМК РАН на раскопках в С.-Петербурге, Северо-Западе, Кавказе, Сибири, является электронная фиксация. В последнее время бурное развитие получила технологии создания ортофотопланов на основе трехмерных моделей, создаваемых с помощью серии обычных фотографий – CFM (Capture from motion technology). В археологической литературе такой подход часто характеризуют как «революция» в фиксации. Преимуществом является точность измерений, сравнимая с лазерным сканированием, и в ряде случаев многокраное увеличение скорости фиксации. Данная технология уже была опробирована сотрудниками ООА ИИМК РАН в экспедициях на Кавказе, в Туркмении, Туве и С.-Петербурге. Необходимо отметить, что кроме точных ортофотопланов сохраняется также точная текстурированная трехмерная модель объекта, которую затем можно просматривать и анализировать.

 

Рис 7

Рис 8

Рис 8 3D (pdf)

 

Любые археологические исследования предваряются тщательной к ним подготовкой, куда входит создание крупномасштабной топоосновы, главное внимание в которой уделяется археологичсекой части. Архивные планы памятников часто являются глазомерными, либо не отвечают текущим требованиям. Все археологические работы ООА ИИМК РАН предваряются созданием топопланов памятников как на известных археологических объектах, так и на выявленных. Очевидно, что топоосновы, выполненные профессиональными топографами предпочтительнее, однако съемку археологических объектов могут выполнить только археологи. Для топосъемки нашими сотрудниками использутся тахеометры Leica TS02 или геодезическая GPS Spectra Epoch50.

 

Рис 9

 

Подвидом обычной топосъемки является микротопосъемка. Ее отличие состоит в измерении поверхности очень маленькими шагами (0,5-1,5 м). Такая плотность точек позволяет фиксировать минимальные перепады рельефа на небольших площадях (до 100х100 м) с целью моделирования микрорельефа и выявления слабозаметных на местности планиграфических структур еще до проведения археологических раскопок.

 

Рис 10

 

Проведение археологических работ в городской среде сопряжено с трудностями, связанными с необходимостью работать в единой городской системе координат, в условиях плотной городской застройки и наличия большого количества подземных коммуникаций. Оценка и планирование порядка проведения исследований в Санкт-Петербурге всегда проводится с привлеченим исторических карт и современных землеутроительных планов. Только с их помощью мы можем предварительно спрогнозировать степень сложности и объемы работ, а зачастую и идентифицировать выявленные в процессе раскопок объекты. Корпус исторических карт, имеющихся в нашем распоряжении исчисляется тысячами и работа с ними потребовала дополнительных технических навыков и опыта, которые были приобретены сотрудниками за время активной работы экспедиций ООА ИИМК РАН.

 

Рис 11

 

Не секрет, что данные промышленной и военной аэрофотосъемки и космосъемки широко используются в археологии уже около ста лет. Стремительное равитие микроэлектроники в последние годы открыло многообещающие перспективы в использовании радиоуправляемых авиамоделей в археологических исследованиях. Так, например, за несколько сезонов археологических работ в Армении на раскопках крепости раннего железного века Куртан были получены аэрофотоснимки с радиоуправляемого самолета, сделанные с высоты 30-200 м и покрывающие общую площадь более 20 га. Данные аэрофотосъемки наглядно отображают ландшафтную ситуацию расположенной на мысу крепости и используются для визуального анализа, поиска невидимых с земли объектов, а также для получения первичных чертежей видимых на земле объектов. Радиоуправляемый самолет представляет собой компактное решение, довольно простое в использовании и транспортировке. За время одного 15-20-минутного полета позволяет получить сотни снимков общей площади до 10 га с высоты до 300 м. Опробированный метод полностью себя оправдал как с точки зрения полученных результатов, так и экономически, поскольку является весьма бюджетным решением. Большим подспорьем подобные модели станут для первичной фиксации и предварительного визуального анализа археологических памятников, выявленных в процессе проведения разведок, особенно это относится к крупным объектам на открытой местности, таким как городища, курганные могильники и т.д.

 

Рис 12

Рис 13

Рис 14

Рис 15

 

Сейчас на рынке появились практически готовые решения на базе коптеров (квадро-, гекса- и октокоптеры), имеющие встроенную систему навигации, телеметрии и камеру для проведения аэрофото и видеосъемки. Такие аппараты будут востребованы при работе в городских условиях и для съемки с небольшой высоты, поскольку главное их достоинство – умение зависать в воздухе в одной точке на длительнео время.

 

Цифровые технологии не стоят на месте и не всегда существует возможность следовать новейшим достижениям, но мы стараемся быть в курсе последних разработок, адаптировать и внедрять в свою практику удачные решения и стареться сохранить максимум археологической информации для науки и будущих поколений.

Археологические карты

показывают размещение на земной поверхности археологических культур и памятников, распространение отдельных видов древнего производства и типов вещей. С помощью археологического картографирования устанавливают локализацию древних обществ, их перемещения, взаимосвязи и взаимовлияния, характер их хозяйства, культуры и социальной организации; определяют историко-культурные, этнические, политические границы, торговые пути и экономические связи, взаимосвязь общественных явлений прошлого с географическими факторами и т. д. Впервые археологические находки начали наносить на карту в середине 19 в. В 20 в. начали составлять специальные тематические типологические А. к., дающие представление об области распространения элементов культуры древних народов, о палеоэтнографических и других историко-археологических данных. А. к. с нанесёнными на них археологическими памятниками способствуют охране и исследованию этих объектов.

Лит.: Монгайт А. Л., Задачи и возможности археологической картографии, «Советская археология», 1962, № 1.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.