Специфика логопедического обследования.
"Специфика логопедического обследования".
Этап логопедического обследования
| Содержание данного этапа
| Ориентировочный этап
| Проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;
Сбор анамнеза проводится путём беседы с родителями о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребёнка. Также в качестве приема работы используется анкета или опросник для заполнения дома. Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую.
Беседа проводится с ребёнком дошкольного возраста (3 – 7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.
| Дифференцировочный этап
| Обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;
1. Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т.д.
2. Обследование речедвигательной сферы включает:
1) Обследование мимической мускулатуры:
ü исследование объема и качества движений мышц лба
ü исследование объема и качества движений мышц глаз
ü исследование возможности произвольного формирования мимических поз
ü исследование символического праксиса
2) Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата:
ü исследование двигательной организации губ по словесной инструкции
ü исследование двигательной организации челюсти
ü исследование двигательной организации языка(сначала по показу, затем по инструкции)
ü исследование двигательной организации мягкого неба
ü исследование продолжительности и силы выдоха
3) Обследование произвольной моторики пальцев рук.
ü исследование статистической координации движений(удерживание пальцев в разных положениях под счет)
ü исследование динамической координации движений
4) Обследование развития общей моторики.
ü исследование двигательной памяти, переключаемости движений самоконтроля при выполнении двигательных проб
ü исследование произвольного торможения движений
ü исследование статистической координации движений
ü исследование динамической координации движений
ü исследование пространственной организации по подражанию
ü исследование произвольного темпа движений
ü исследование ритмического чувства
3.Обследование сохранности слухового и зрительного гнозиса.
Носит ориентировочный характер.
1.Выявление факторов риска:
А.Метод анализа анамнестических данных.
В.Метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях.
2.Непосредственное обследование слуха:
А.Метод обследования слуха речью.
В.Инструментальные методы(камертональный метод, метод скрининговой аудиометрии).
| Основной этап
| Обследование всех компонентов языковой системы.
1.Обследование звуковой стороны речи:
· звукопроизношения(изолированного произношения, звуков в слогах, звуков в словах, звуков в предложениях)
4 типа дефектов: отсутствие, искажение, замена, смешение звуков.
· строения артикулляционного аппарата(губы, зубы, твердое небо, мягкое небо).
· дыхательной функции:
1.Тип неречевого дыхания.
2.Характеристика речевого дыхания.
3.Обьем речевого дыхания.
4.Частота речевого дыхания
5.Продолжительность речевого дыхания.
· голосовой функции:
1.Громкость голоса.
2.Тембр голоса.
3.Атака голоса.
4.Модуляция голоса.
· просодической стороны речи:
1.Темп.
2.Ритм.
3.Паузация.
4.Употребление основных видов интонации.
· фонематического восприятия:
1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз.
2.Выделение и запоминание определенных слов в ряду других.
3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах.
4.Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов.
5.Запоминание звуковых рядов.
2.Обследование понимания речи.
· Обследование понимания слов:
1.Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребенком.
2.Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке.
3.Проверка понимания слов в затрудненных условиях.
4.Предьявление пары картинок.
5.Изучение понимания слов сходных по звуковому составу.
6.Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте.
· .Обследование понимания предложений:
1.Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.
2.Показ двух последовательно называемых предметов: ключ, карандаш.
3.Изучение понимания логико-грамматических отношений.
4.Непривычные для детей конструкции.
5.Исправить предложения.
6.Прочитать предложения и ответить на вопросы.
7.Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями.
· Обследование понимания грамматических форм:
1.Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов.
2.Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающих одно и тоже действие или находящихся в одном и том же состоянии.
3.Исследование понимания значения предлогов.
3.Обследование лексического запаса.
· Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения:
1.Называние ребенком игрушек, действий с ними.
2.Называние ребенком картинок.
· Приемы обследования детей владеющих вербальными средствами общения:
1.Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам.
2.Подбор синонимов, антонимов, родственных слов для исследования слов, имеющих абстрактное значение, а также для исследования способности ориентироваться в словах одного семантического строя.
3.Называния обобщенных слов в группе однородных предметов.
4.Приемы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности.
5.Метод направленной ассоциации.
6.Подбор к данному слову нескольких слов, сочетающихся с предъявленным.
7.Дополнение предложения недостающим словом.
4.Обследование грамматического строя языка.
· Приемы обследования навыков построения предложения:
1.Построение предложения по опорным словам.
2.Построение предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке.
3.Прием составления простых предложений по предлагаемой ребенку картинке, в которой "запрограммировано" предложение заданной конструкции.
4.Приемы составления сложных предложений.
· Приемы обследования грамматических изменений слов в предложении:
1.Обследования грамматических отношений управления.
2.Обследования грамматических отношений согласования.
· Приемы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне:
1.Называние картинок, изображающих один предмет или их множество.
2.Прием выбора пары слов из данных.
3.Исследование грамматической категории рода.
4.Исследование умений пользоваться приемами словообразования.
5.Суффиксальный способ.
6.Префиксальный способ.
5.Обследование связной речи.
· Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский)
· Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.
· Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.
| Заключительный(уточняющий) этап
| Включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
|
|