Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Специфика логопедического обследования.



"Специфика логопедического обследования".

Этап логопедического обследования Содержание данного этапа
Ориентировочный этап Проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком; Сбор анамнеза проводится путём беседы с родителями о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребёнка. Также в качестве приема работы используется анкета или опросник для заполнения дома. Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Беседа проводится с ребёнком дошкольного возраста (3 – 7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.  
Дифференцировочный этап Обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта; 1. Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т.д. 2. Обследование речедвигательной сферы включает: 1) Обследование мимической мускулатуры: ü исследование объема и качества движений мышц лба ü исследование объема и качества движений мышц глаз ü исследование возможности произвольного формирования мимических поз ü исследование символического праксиса 2) Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата: ü исследование двигательной организации губ по словесной инструкции ü исследование двигательной организации челюсти ü исследование двигательной организации языка(сначала по показу, затем по инструкции) ü исследование двигательной организации мягкого неба ü исследование продолжительности и силы выдоха 3) Обследование произвольной моторики пальцев рук. ü исследование статистической координации движений(удерживание пальцев в разных положениях под счет) ü исследование динамической координации движений 4) Обследование развития общей моторики. ü исследование двигательной памяти, переключаемости движений самоконтроля при выполнении двигательных проб ü исследование произвольного торможения движений ü исследование статистической координации движений ü исследование динамической координации движений ü исследование пространственной организации по подражанию ü исследование произвольного темпа движений ü исследование ритмического чувства 3.Обследование сохранности слухового и зрительного гнозиса. Носит ориентировочный характер. 1.Выявление факторов риска: А.Метод анализа анамнестических данных. В.Метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях. 2.Непосредственное обследование слуха: А.Метод обследования слуха речью. В.Инструментальные методы(камертональный метод, метод скрининговой аудиометрии).
Основной этап Обследование всех компонентов языковой системы. 1.Обследование звуковой стороны речи: · звукопроизношения(изолированного произношения, звуков в слогах, звуков в словах, звуков в предложениях) 4 типа дефектов: отсутствие, искажение, замена, смешение звуков. · строения артикулляционного аппарата(губы, зубы, твердое небо, мягкое небо). · дыхательной функции: 1.Тип неречевого дыхания. 2.Характеристика речевого дыхания. 3.Обьем речевого дыхания. 4.Частота речевого дыхания 5.Продолжительность речевого дыхания. · голосовой функции: 1.Громкость голоса. 2.Тембр голоса. 3.Атака голоса. 4.Модуляция голоса. · просодической стороны речи: 1.Темп. 2.Ритм. 3.Паузация. 4.Употребление основных видов интонации. · фонематического восприятия: 1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз. 2.Выделение и запоминание определенных слов в ряду других. 3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах. 4.Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов. 5.Запоминание звуковых рядов. 2.Обследование понимания речи. · Обследование понимания слов: 1.Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребенком. 2.Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке. 3.Проверка понимания слов в затрудненных условиях. 4.Предьявление пары картинок. 5.Изучение понимания слов сходных по звуковому составу. 6.Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте. · .Обследование понимания предложений: 1.Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности. 2.Показ двух последовательно называемых предметов: ключ, карандаш. 3.Изучение понимания логико-грамматических отношений. 4.Непривычные для детей конструкции. 5.Исправить предложения. 6.Прочитать предложения и ответить на вопросы. 7.Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. · Обследование понимания грамматических форм: 1.Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов. 2.Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающих одно и тоже действие или находящихся в одном и том же состоянии. 3.Исследование понимания значения предлогов. 3.Обследование лексического запаса. · Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения: 1.Называние ребенком игрушек, действий с ними. 2.Называние ребенком картинок. · Приемы обследования детей владеющих вербальными средствами общения: 1.Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. 2.Подбор синонимов, антонимов, родственных слов для исследования слов, имеющих абстрактное значение, а также для исследования способности ориентироваться в словах одного семантического строя. 3.Называния обобщенных слов в группе однородных предметов. 4.Приемы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности. 5.Метод направленной ассоциации. 6.Подбор к данному слову нескольких слов, сочетающихся с предъявленным. 7.Дополнение предложения недостающим словом. 4.Обследование грамматического строя языка. · Приемы обследования навыков построения предложения: 1.Построение предложения по опорным словам. 2.Построение предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 3.Прием составления простых предложений по предлагаемой ребенку картинке, в которой "запрограммировано" предложение заданной конструкции. 4.Приемы составления сложных предложений. · Приемы обследования грамматических изменений слов в предложении: 1.Обследования грамматических отношений управления. 2.Обследования грамматических отношений согласования. · Приемы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне: 1.Называние картинок, изображающих один предмет или их множество. 2.Прием выбора пары слов из данных. 3.Исследование грамматической категории рода. 4.Исследование умений пользоваться приемами словообразования. 5.Суффиксальный способ. 6.Префиксальный способ. 5.Обследование связной речи. · Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский) · Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин. · Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.
Заключительный(уточняющий) этап Включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.