Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развиваем слуховую память. Тренируем фонематическое восприятие. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ



 1. Развиваем слуховую память

- «запомни-повтори», запоминаем ряды слов от 3 до 7-9

учим стихи, пересказываем тексты

2. Тренируем фонематическое восприятие

 

УПРАЖНЕНИЕ 16

Из слов, произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

 

КОМ- КОМ- КОТ- КОМ

КАНАВА- КАНАВА- КАКАО- КАНАВА

УТЕНОК- УТЕНОК- УТЕНОК- КОТЕНОК

 

БУДКА- БУКВА- БУДКА- БУДКА

ВИНТ- ВИНТ- БИНТ- ВИНТ

МИНУТА- МОНЕТА- МИНУТА- МИНУТА

 

БУФЕТ- БУКЕТ- БУФЕТ- БУФЕТ

БИЛЕТ- БАЛЕТ- БАЛЕТ- БАЛЕТ

ДУДКА- БУДКА- БУДКА- БУДКА

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 17

Взрослый четко произносит четыре слова и просит ребенка повторить их, Затем ребенок должен выбрать одно, наиболее отличающее по звуковому составу, назвать его и показать картинку

МАК БАК РАК БАНАН

СОМ КОМ   ИНДЮК ДОМ

ЛИМОН ВАГОН КОТ БАТОН

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

 

УПРАЖНЕНИЕ 19

 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:

ТА-ТО-ТУ                               ВО-ВЫ-ВУ                     БО-БА-БЫ

ТЫ-ТА-ТО                               НУ-НЫ-НА                     БУ-БО-БА

МУ-МЫ-МА                           НО-НА-НУ                       ПА-ПУ-ПО

МО-МА-МЫ                           ДА-ДЫ-ДО                      ПЫ-ПО-ПУ

ВА-ВЫ-ВО                              ДУ-ДЫ-ДА                      КУ-КО-КА

 

УПРАЖНЕНИЕ 20

воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА-КА-ПА                            ПА-КА-ТА

КА-НА-ПА                            ГА-ВА-ДА

ФА-ХА-КА                            КА-ФА-ХА

БА-ДА-ГА                             ВА-МА-НА

МА-НА-ВА                            НА-ВА-БА

 

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О.У.Ы.

 

УПРАЖНЕНИЕ 21

 Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

а) по два слога ПА-БА                  ФА-ВА

                      ТА-ДА                  КА-ГА

 

Б) ПО ТРИ СЛОГА

ПА-БА-ПА                                        КА-ГА-КА

БА-ПА-БА                                         ГА-КА-ГА

ТА-ДА-ТА                                         ВА-ФА-ВА

ДА-ТА-ДА                                         ФА-ВА-ФА

 

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О,У,Ы.

 

УПРАЖНЕНИЕ 22

воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости- мягкости:

ПА-ПЯ                   ПО-ПЁ           ПУ-ПЮ             ПЫ-ПИ

МА-МЯ                  МО-МЁ         МУ-МЮ             МЫ-МИ

В

Т

Б

Д

Ф

 

УПРАЖНЕНИЕ 23

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):

ПА-ТПА                             НА-ПНА

ТА-ПТА                             КА-ФКА

ФА-ТФА                            КА-ТКА

ТА-ФТА                             КА-ПКА

МА-КМА                           ТА-КТА

НА-ФНА                            НА-КНА

 

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О,У,Ы.

 

УПРАЖНЕНИЕ 24

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

 

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ                          ТМА-ТМО-ТМУ-ТМЫ

КТА-КТО-КТУ-КТЫ                           КНА-КНО-КНУ-КНЫ

ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЫ                        ФКА-ФКО-ФКУ-ФКЫ

ТПА-ТПО-ТПУ-ТПЫ                          ПНА-ПНО-ПНУ-ПНЫ

 

УПРАЖНЕНИЕ 25

воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

ПТА-ТПА                  КТА-ТКА                 ФТА-ТФА

ПКА0КПА                ФКА-КФА                ХТА-ТХА

ФПА-ПФА                ГДА-ДГА                 ВБА-БВА

 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ

 

УПРАЖНЕНИЕ 26

Выделение одного из гласных звуков (А, О, У, И, Ы,Э) в звуковом потоке.

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, жест, поднять зрительный символ).

Затем взрослый медленно, четко с паузами произносит звуковой ряд:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.п..

 

 упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

 

УПРАЖНЕНИЕ 27

Повторение сочетания гласных звуков:

а) по два                          б) по три                  в) по четыре

АО                                    АИУ                            АОУИ

УА                                    ИАО                            ИОУА

АИ                                    УИА                            ИЫОУ

ИО                                   ОИЫ                            ОУИЫ

ИУ                                    ИОУ                            АОЫУ

ЫИ                                    ИЫО                           ОАУЫ

 

УПРАЖНЕНИЕ 28

Выделение одного согласного в звуковом потоке.

 

Взрослый называет звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, движением, символом.

 

Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д.

Примечание для родиелей: согласные звуки должны произноситься коротко. Не путать с названием букв. Надо произносить звуки!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.