|
||||||
Смольникова. моя прабабушка. Жизнь до войны…»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Смольникова Ида Павловна – моя прабабушка «Жизнь до войны…» Моя прабабушка родилась 23 ноября 1931 года. До войны её семья не бедствовала, жили в достатке. По выходным дням отец с матерью ходили на «Колхозный базар», а прабабушка со своей сестрой с нетерпеньем ждали их возвращения. Это было для них настоящим праздником! Иногда родители брали девочек с собой. Для детей сходить на базар было огромной радостью. В то время базары намного отличались от нынешних, так как все продукты выкладывались в больших ларях, колбасы висели на верёвках, а рыба продавалась прямо с телег. И каких только сладостей не было: пастила, патока, халва, длинные метровые пряники… В 8 лет прабабушка пошла учиться в 1 класс школы № 16 города Златоуст. В школе она училась хорошо.
Однажды мама моей прабабушки пришла с работы и сообщила страшную весть, что началась война, хотя они этого ещё не понимали. «Война»
Сразу же как началась война, отца прабабушки забрали в трудовую армию в г. Челябинск на ТЭЦ-2, где он прослужил 7 лет. В Златоусте, в районе метзавода, где жила семья моей прабабушки, было 3 школы. Одну из школ сразу отдали под госпиталь, из двух других школ детей перевели в одну. Ученики сидели по 4 человека за партой, но всё равно продолжали учиться. Жизнь людей мгновенно ухудшилась: не стало одежды, обуви, продуктов питания, люди стали голодать… По рассказам моей прабабушки, дети стали добывать пищу самостоятельно: летом собирали в лесу съедобные травы (конский щавель, саранку), а также ягоды и грибы. Осенью перекапывали пустые огороды, чтобы собрать хоть немного картошки. Бегали за козами, чтобы надоить в кружечку немного молока. В общем, дети выживали самостоятельно, так как родители с утра до позднего вечера находились на работе. Уставшие, всё время голодные, приходили с работы и валились с ног, а утром снова…одно и то же каждый день. В 1941 году в Златоуст стали привозить раненых, и маму моей прабабушки призвали работать санитаркой в госпиталь, ухаживать за ними. Моя прабабушка была шустрой девочкой: чтобы попасть в госпиталь, она вырыла яму под забором, где её никто не видел, и пробиралась к маме на работу, помогала чистить картошку и ухаживать за ранеными. Часто она брала из дома котелок, бежала в госпиталь, мама собирала ей остатки еды, потом прабабушка бежала обратно домой. Дома со своей сестрой, которой на тот момент было 13 лет, они все это кипятили и ели.
Раненые солдаты жалели маленькую девочку и давали ей то хлебушка, то кусочек сахара. Прабабушка часто вспоминала одного солдата Захара, так как он не курил и отдал ей свой паёк махорки и сказал, чтобы она продала его на базаре и купила себе что-нибудь покушать. Табака в то время также не было, и поэтому её на базаре обступили мужчины, говорили «Доченька, да где ж ты взяла..?» Продав табак, прабабушка купила поесть жмых (остатки от семечек, когда давят масло). Со школы в госпиталь приходили дети и выступали в палатах перед ранеными солдатами, читали стихи и пели песни. Закончив 5 классов, прабабушка по призыву переходит учиться в ремесленное училище на токаря. Тогда ей было всего лишь 13 лет. 4 часа дети учили теорию, потом сразу же уходили на завод в цех на практику. Они чистили поддоны для снарядов. На заводах Златоуста изготавливали продукцию для фронта.
В своих мастерских учащиеся делали болты, гайки, нарезали резьбу резцом и леркой. В училище дети питались 3 раза в день. Бабушка даже оставляла пищу своей маме, так как она сильно голодала. Прабабушка говорила: «Если бы я не приносила хлеба, она бы, может, и не выжила». В 1945 году прабабушка заканчивает ремесленное училище и, получив профессию токаря, переходит работать на завод имени В.И. Ленина в пятый инструментальный цех. Когда детей привели в цех, мастер, взявшись за голову, сказал: «Зачем вы привели мне этот «детский сад»?»
Сначала прабабушка работала в токарном отделении на двух станках сразу. Немного поработав в токарном, она была переведена во фрезерное отделение, где она работала на восьми автоматических станках сразу. Так как она была маленького роста, а станки высокие, ей сделали специальную подставку к станкам, чтобы дотянуться до рукоятки и зажать деталь. На станках она изготавливала свёрла и фрезеровала в них канавки. Был и спецзаказ: выточить сверла длиной 70 см. Тогда прабабушка оставалась и в ночь, чтобы выполнить это задание. На некоторых деталях дети чеканили слова: «Всё для фронта! Всё для Победы! Всё для разгрома врага!» Так как после дневной смены у детей не было сил идти домой, они оставались спать в цехе. Там у них была столовая, где они покупали себе еду. Все люди старались приблизить Победу, работали изо всех сил!
|
||||||
|