Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 3



 

 

Серия «Психологическая служба»

 

Л.И. Катаева

 

 

РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ

 

 

 

ББК 88.8

К 29

 

 

Катаева Л.И.

  К 29 Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с. (Психологическая служба.)

 

 

ISBN 5-93927-114-6

 

 

В пособии даны конспекты групповых занятий с детьми дошкольного возраста, испытывающими сложности при об­щении со сверстниками и взрослыми.

В основе занятий — игры и упражнения, направленные на преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительно­сти, способствующие развитию коммуникативных способно­стей и воспитанию доброжелательного отношения к окружа­ющим.

При внесении необходимых дополнений данный цикл занятий можно использовать в коррекционной и развиваю­щей работе с учащимися младших классов.

Пособие адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям образовательных учреждений и коррекционно-развивающих центров.

ББК 88.8

 

 

ISBN 5-93927-114-6

 

©Л.И.Катаева, 2004

 ©Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2004

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, не­решительность, робость, испытывают сложности при обще­нии со сверстниками и взрослыми. Застенчивость — слож­ное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия — от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной при­чиной, осложняющей общение.

Последствия застенчивости могут быть удручающими:

✓ отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга дру­зей и знакомых;

✓ невозможность выразить свое мнение и отстоять свои пра­ва;

✓ боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мне­нию ребенка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

 

На сегодняшний день в психологии распространена точ­ка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впослед­ствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформи­ровать у него желание общаться — задача и психолога, я педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если на­чать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недо­статок». Осознание своей застенчивости не только не по­могает, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация вни­мания на особенностях своего характера и поведения вы­зывает еще большую скованность, усиливает неуверен­ность и страх перед общением.

Как же помочь застенчивым, нерешительным детям? В первую очередь надо выработать определенный стиль поведения с ними. Это касается и педагогов, и родителей. Необходимо:

✓ постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и сво­их силах;

✓ привлекать ребенка к выполнению различных поруче­ний, связанных с общением;

✓ расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе до­мой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, раз­нообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдер­живая свое беспокойство и желание все сделать за него.

Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрос­лого может быть совершенно неожиданной.

Особая тактичность ожидается от воспитателя: в груп­пе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возраста­ет, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.

Чем же в такой ситуации может помочь психолог?

1. Выявить причину данного состояния в каждом отдель­ном случае.

2. Направить ребенка к соответствующим специалистам при обнаружении явной патологии.

3. Создать благоприятную для ребенка среду (прибли­зить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требую­щие вступления в контакт со взрослыми).

4. Проводить коррекционные занятия, предваритель­но разделив детей на подгруппы по сходству причин возник­новения застенчивости, закомплексованности.

Коррекционная работа проводится 1-2 раза в неделю. На каждого из детей заводится дневник наблюдений, в кото­ром фиксируются особенности настроения и поведение ре­бенка. Предлагаемая система занятий апробировалась в те­чение нескольких лет и показала высокую результатив­ность. Обычно те дети, которые проходят весь цикл заня­тий, начинают адекватно оценивать себя и не испытывают робости в общении со взрослыми и сверстниками.

Материалом занятий служат игры и упражнения, спо­собствующие развитию коммуникативных способностей. Во время их проведения психологи и воспитатели помогают де­тям:

✓ преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, не­решительность, двигательно раскрепоститься;

✓ развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что, кроме речевых, существуют и другие средства обще­ния;

✓ познакомиться с эмоциями человека, осознать собствен­ные эмоции, научиться распознавать эмоциональные ре­акции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;

✓ развить навыки совместной деятельности, воспитать доб­рожелательное отношение друг к другу.

Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они про­водятся один раз в неделю или на три с половиной месяца — если два раза в неделю.

Желательно, чтобы группа состояла из четырех—шес­ти детей в возрасте 4-6 лет.

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительнос­ти;

◊развитие эмоционально-выразительных движений; развитие

◊коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения.

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Прослушивание сказки «Три подружки».

 

Психолог читает детям сказку:

«Жили-были три подружки: свинка Хрюша, кошка Мур­ка, утка Крякушка. Однажды в теплый летний день они надели новые платья и пошли гулять. Мамы строго-настро­го наказали малышам не пачкаться и далеко друг от друга не отходить. Но Мурка увидела птичку, подкралась, про­тянула лапки, чтобы схватить ее, а птичка упорхнула. Зацепилась кошечка за пенек и разорвала платье. А тем вре­менем Хрюше захотелось полежать в глубокой луже. Забра­лась она в лужу, а вылезти не может. Утка Крякушка ста­ла помогать ей выбраться на сушу и потеряла при этом шляпу и башмачок.

Вот идут они с прогулки, опустив головы, громко лла-чаг. Что-то будет, что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, очень удивились, расстроились и хо­тели их наказать. Но когда они узнали, что Крякушка вы­ручила Хрюшу, перестали сердиться и похвалили ее».

 

☻ Инсценировка сказки «Три подружки».

Психолог распределяет роли между детьми, показывая мимику всех персонажей, и предлагает разыграть сказку.

 

☼ Очень замкнутые дети выступают в роли зрителей.

 

☻ Упражнение «Глубокое дыхание».

 

Детям предлагается сесть на стульчики, выпрямить и расслабить спину.

Психолог говорит: «На счет 1,2, 3,4 — делайте глубо­кий вдох носом, на счет 4, 3,2,1 — выдыхайте через рот».

 

☼ Время выполнения 2—3 минуты.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительно­сти;

◊развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

 игрушка « Чебурашка »;

магнитофон, кассета с записью «Песни Чебурашки» (сло­ва Э. Успенского, музыка В. Шаинского).

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Этюд «Робкий Чебурашка».

 

Психолог показывает детям Чебурашку, сажает его на стульчик и говорит:

«В детский сад пришел Чебурашка. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. Я прочитаю ему стихотворение А. Бродского «Нови­чок». Может быть, это поможет ему стать более смелым.

 

В детский сад пришел Молчок — очень робкий новичок. Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка — скок да прыг. До чего же осмелел: даже песенку запел!»

☻ Этюд «Смелый Чебурашка».

«Чебурашка» встает со стула, подпрыгивает и поет пе­сенку из мультфильма «Чебурашка» («Я был когда-то стран­ной игрушкой безымянной...»).

 

☻ Психолог предлагает кому-нибудь из детей взять Чебураш­ку и разыграть оба этюда.

☼ Разыгрывание этюдов повторяется 2—3 раза.

 

☻ Упражнение «Глубокое дыхание» (см. занятие 1).

 

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;.

◊развитие эмоционально-выразительных движений;

◊развитие умения входить в контакт, воспитание добро­желательного отношения к окружающим;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

мяч («волшебная палочка», сердечко, сшитое из ткани).

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч («волшебную па­лочку» , сердечко, сшитое из ткани), называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюшаит.д.

☻ Игра «Кто это?».

Педагог предлагает детям показать, как двигаются кош­ка, медведь, лиса, заяц, лев. Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изобра­жает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

☻ Упражнение «Лифт».

Психолог говорит:

«Положите ладонь на живот. Представьте, что жи­вот — это первый этаж дома. Немного выше находится желудок — это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»:

Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа — до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше — до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните — и «поднимите лифт» еще на один этаж — до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и вол­нение выходят из тела, словно из дверей лифта».

☼ Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2—3 минуты.

 Дыхание задерживается на 2—3 секунды.

 

 

ЗАНЯТИЕ 4

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительнос­ти;

◊формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляющей музыки;

коврики (по количеству детей).

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Беседа о речи.

Психолог предлагает детям поговорить о речи. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы:

1. Зачем нужна речь?

2. Почему нужно говорить правильно и красиво?

3. Зачем нужны волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо»?

4. С кем приятно общаться? »

5. Важно ли уметь выслушать другого?

6. Почему говорят, что словом можно ранить?

7. Как сделать речь более выразительной? (О роли ми­мики и жестов.)

 

☻ Упражнение «Слепой и поводырь».

Психолог расставляет по залу несколько стульев и раз­деляет детей на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой — поводыря.

«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.

Затем дети меняются ролями.

Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.

                                   ☼ После того как каждый ребенок побывает в разных ро­лях, выбирается лучший «поводырь».

 

☻ Упражнение «Порхание бабочки».

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы види­те великолепную бабочку,' порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыль­ев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почув­ствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плав­ного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем яр­ких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и по­степенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чув­ствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы сади­тесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощу­щениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения;

◊воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

магнитофон, кассета с записью произведения «Времена года» (музыка А. Вивальди).

 

Ход занятия

☻ Приветствие;

☻ Беседа «Как можно научиться общаться без слов».

Психолог предлагает детям обсудить.следующие вопросы:

1. Что дает возможность общаться с другими людьми?

2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние?

☻ Упражнение «Иностранец».

 Психолог говорит:

«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того язы­ка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. По­мните, что все это нужно сделать, не произнося слов».

 

☻ Упражнение «Водопад».

Психолог включает музыку и говорит:

«Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте не­много под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить­ся прочь».

☼Упражнение выполняется стоя.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительнос­ти;

◊развитие вербальных и невербальных средств общения;

◊формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;

◊развитие умения оказывать положительные знаки внима­ния сверстникам;

◊формирование адекватной самооценки, повышение уве­ренности в себе;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

 клубок ниток.

 

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Упражнение «Через стекло».

Психолог предлагает детям с помощью мимики и жес­тов передать следующие ситуации:

 

- У меня болит горло.

- Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.

- Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

- Ты хочешь со мной порисовать?

 

☻ Упражнение «Связующая нить».

Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит:

«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разма­тывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хо­тим получить для себя и пожелать другим».

Психолог, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидя­щему рядом ребенку. Упражнение продолжается.

Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психо­логу, участники натягивают нить и закрывают глаза.

Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

☻ Упражнение «Жираф». Психолог говорит:

«Сделайте вдох — выдох и расслабьтесь.

Положите подбородок на грудь. Поверните голову на­право, затем налево. (Повторить три раза.)

Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.)

Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.)

Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.)

Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.)

 Сядьте прямо и удобно.

Почувствуйте, как расслаби­лась шея.

 Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей».

 

☼ Упражнение выполняется сидя на стульчиках.

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊развитие паралингвистических средств общения;

◊сплочение группы, воспитание способности к согласован­ному взаимодействию;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляющей музыки.

 

Ход занятия

 

☻ Приветствие.

☻ Упражнение «Расскажи стихи без слов».

 

Взрослый читает детям стихотворение Е. Ефимовского:

«Ждет гостей сегодня кошка

Й волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну а гости тут как тут...

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке везет орешки.

Кудрявый барашек с букетом ромашек.

Катит медвежонок меду бочонок.

Тащит петушок проса мешок.

А кот Тимофей принес двух мышей.

Еще один гость принес в зубах кость.

Всем подаркам кошка рада,

С одного не сводит взгляда,

Догадайтесь поскорей:

Чей подарок всех милей?»

 

☻ Инсценировка стихотворения «Ждет гостей сегодня кошка...».

Психолог распределяет роли между детьми. Под повтор­ное чтение текста дети разыгрывают сюжет.

☻ Упражнение «Цветок».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки.

Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней се­мечко.

Из семечка проклюнулся росток.

 Из ростка вырос прекрасный цветок.

Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке.

Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солн­цем.

Приподнимите подбородок, представьте, что вы смот­рите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, мед­ленно поворачивайте голову вправо — влево.

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, ког­да были цветами».

 

 

ЗАНЯТИЕ 4

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊развитие самосознания, формирование адекватной само­оценки;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

два листа бумаги, простой карандаш, ластик и набор цвет­ных карандашей (для каждого ребенка);

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляющей музыки;

коврики (по количеству детей).

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Упражнение «Рисуем себя».

Психолог раздает детям листы бумаги, карандаши и предлагает нарисовать два рисунка:

«Каким я был, когда начал заниматься в группе»,

«Каким я представляю себя сейчас».

☼ После выполнения задания с каждым из детей прово­дится

индивидуальная беседа по рисункам.

 

☻ Упражнение «Необычная радуга».

Психолог включает спокойную расслабляющую музы­ку и говорит:

«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко.

Закройте глаза. Представьте, что перед ваши­ми глазами необычная радуга.

Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озе­ре. Ощутите эту свежесть.

Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, ког­да представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊развитие паралингвистических средств общения;

◊формирование адекватной самооценки, повышение уве­ренности в себе;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляющей музыки.

 

Ход занятия

 

☻ Приветствие.

☻ Игра «Незнайка».

Психолог говорит:

«Представьте, что каждый из вас — Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и раз­водите руками».

Примерные вопросы:

— Вы сегодня завтракали в детском саду?

— На улице холодно (тепло)?

— У вас есть теплая одежда?

— Какого цвета небо?

— Вам нравятся рыбки в аквариуме?

— Вы сегодня пойдете гулять? И т.д.

☻ Игра «Змейка».

Выбирается ведущий. Дети встают за ним в колонну, кладут руки на плечи впереди стоящих. В таком положении им нужно преодолевать различные препятствия:

подняться на пуфик и сойти с него;

проползти под столом;

обогнуть воображаемое озеро и т.д.

Игра повторяется.

 

☼ Каждый из детей должен побывать в роли ведущего.

☻ Упражнение «Цветок» (см. занятие 3, ноябрь).

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊формирование адекватной самооценки, повышение уве­ренности в себе;

◊развитие паралингвистических средств общения;

◊воспитание способности к согласованному взаимодей­ствию;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Игра «Дракон ловит свой хвост».

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это «голова дракона», после­дний — «кончик хвоста». Первый играющий (водящий) пы­тается схватить последнего — «дракон ловит свой хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга.

Когда «дракон поймает свой хвост», водящий меняет­ся, игра повторяется.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

☻ Этюд «Два клоуна».

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре разыграть следующий этюд:

«Два веселых клоуна, не замечая друг друга, жонглиру­ют воображаемыми цветными кольцами. Вдруг они сталкиваются спинами и падают, им смешно. Они сидят и гром­ко хохочут. Затем клоуны встают и бросают кольца друг другу».

Пары поочередно выполняют задание.

 ☻ Упражнение «Марионетка». Психолог говорит:

«Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам — так называют актеров кукольного театра.

Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Ваше тело стало твердым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так. Ваше тело словно деревянное.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите че­люсти.

А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни». Мышцы расслабляются. Напряжение уходит. Можно помассиро­вать одной рукой другую, затем кончиками пальцев погла­дить лицо».

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных навыков;

◊воспитание способности к согласованному взаимодей­ствию;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляю­щей музыки;

коврики (по количеству детей).

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Упражнение «Разыгрываем сказку».

Психолог делит детей на две команды и предлагает каж­дой команде подготовить и показать с помощью выразитель­ных движений отрывок известной сказки (фрагмент мульт­фильма).

Команды проводят репетицию, а затем поочередно по­казывают пантомимические сценки. Следя за выступлени­ем «артистов», «зрители» (участники другой команды) дол­жны догадаться, какая сказка (какой мультфильм) разыг­рывается и кто какую роль исполняет.

☻ Упражнение «Волшебный сон».

Психолог включает спокойную расслабляющую музы­ку и говорит:

«Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушай­те и повторяйте про себя мои слова. «Волшебный сон» за­кончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать»

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются,

Все чудесно расслабляются,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать

Но пришла пора вставать

(Музыка выключается.)

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться. Улыбнуться. Всем открыть глаза и встать!»

 

 

ЗАНЯТИЕ 4

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению;

◊развитие вербальных и невербальных средств общения;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

 магнитофон, кассета с записью веселой мелодии, кассета с записью спокойной, расслабляющей музыки;

мяч.

коврики (по количеству детей).

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Игра «Веселый мячик».

Психолог включает аудиозапись любой танцевальной мелодии.

Дети встают в круг и передают мяч друг другу со слова­ми: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, чтоб не скучно было нам».

Ребенок, получивший мяч при последнем слове, выхо­дит в центр круга и танцует под музыку.

☻ Этюд «Встреча с другом».

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре с помощью выразительных движений разыграть следую­щий этюд: «Друзья встретились после разлуки. Как же они обрадовались друг другу!»

Пары поочередно выполняют задание.

☻ Упражнение «Полет высоко в небе».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте, глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представь­те, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуе­те себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает кры­льями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — пти­ца. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты, в стороны, ваши кры­лья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрас­ным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближай­тесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и пре­красное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊развитие способности определять эмоциональное состо­яние по схематическим изображениям;

◊развитие самосознания и индивидуальности;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

наборы карточек со схематическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление, обида, спокойствие);

листы бумаги, наборы цветных карандашей или краски и кисточки (по количеству детей).

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Упражнение «Угадай эмоцию».

Психолог дает каждому ребенку набор карточек со схе­матическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление, обида, спо­койствие) и говорит:

«Попробуйте определить, какое настроение у каждого из нарисованных человечков».

После того как задание будет выполнено, психолог пред­лагает каждому из детей выбрать то изображение, которое соответствует его настроению.

☻ Беседа «Способы повышения настроения».

Психолог предлагает детям обсудить, как можно улуч­шить свое настроение.

 

☼ При возникновении затруднений психолог подсказыва­ет способы повышения настроения (подумать о чем-ни­будь приятном, послушать любимую сказку, потанце­вать под музыку и т.д.).

 

☻ Упражнение «Рисуем свое настроение».

Психолог раздает детям листы бумаги, цветные каран­даши (краски) и предлагает нарисовать свое настроение.

☼  после выполнения задания с каждым из детей прово­дится

индивидуальная беседа по рисунку.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊развитие самосознания, формирование адекватной само­оценки;

◊развитие социальных эмоций, коммуникативных способ­ностей;

◊снижение психоэмоционального напряжения.

 

Ход занятия

 

☻ Приветствие.

☻ Упражнение «Незаконченные предложения».

Психолог предлагает детям закончить следующие пред­ложения:

— Я люблю, когда...

— Меня беспокоит...

— Мне плохо, когда...

— Я не могу...

— Я хорошо умею.»

 

После выполнения задания детей просят дать пояснения к ответу. Дети составляют мини-рассказ.

Психолог обсуждает с детьми способы разрешения про­блемных ситуаций.

 

☼ Некоторые ситуации рекомендуется инсценировать.

 

☻ Упражнение «Воздушный шарик».

Дети сидят на стульчиках.

Психолог говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спи­на прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились.

Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот — это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух уле­тел из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом.

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».

 

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной само­оценки;

развитие социальных эмоций, коммуникативных способ­ностей;

снижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

магнитофон, кассета с записью бодрой энергичной музыки.

 

 

Ход занятия

 

☻ Приветствие.

☻ Упражнение «Расскажи о том, что тебе нравится в себе ».

Психолог предлагает детям поочередно рассказать о том, что они любят, ценят и принимают в себе, о том, что дает им чувство уверенности.

☼ При возникновении затруднений психолог сам отме­чает

 положительные качества, присущие ребенку.

 

☻Этюд «Встреча с другом» (см. выше).

☻ Упражнение «Веселая зарядка».

Дети сидят с закрытыми глазами на ковре или на стуль­чиках.

Психолог говорит:

«Тело устает за день, и ему нужен отдых — сон. Спя­щий человек похож на выключенную машину. Но впереди новый день, очень много интересных дел и приключении. Надо подготовить себя к ним. Для того чтобы машина заработала, нужно завести мотор. (Психолог включает аудиозапись бодрой, энергичной музыки.) Давайте дружно попрыгаем! Теперь представьте, что вы — проснувшиеся кошечки. Неторопливо вытяните передние лапки, а те­перь — задние лапки.

Давайте изобразим божьих коровок, которые лежат на спине. Удастся ли им встать на лапки без посторонней по­мощи?

Вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шари­ки. Мы стали такими легкими, что кажется, еще чуть-чуть — и полетим.

Чтобы подрасти, потянемся вверх, как жирафы.

Чтобы стать ловкими и сильными, попрыгаем, как кенгуру.

Сейчас будем изображать маятник часов. Покачаемся из стороны в сторону.

А ну-ка, запустим самолет. Крутим пропеллер изо всех сил.

Мы получили заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. Молодцы!»

 

ЗАНЯТИЕ 4

 

Задачи:

◊преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

◊развитие вербальных и невербальных средств общения;

◊воспитание интереса и внимания к партнерам по общению;

◊нижение психоэмоционального напряжения.

 

Материалы к занятию:

шарф;

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляю­щей музыки;

коврики (по количеству детей).

 

Ход занятия

☻ Приветствие.

☻ Игра «Заколдованный ребенок».

Психолог предлагает детям поочередно сыграть роль за­колдованного ребенка, который потерял способность гово­рить и может объясняться только с помощью мимики и же­стов.

Психолог задает водящему (« заколдованному ребенку») различные вопросы, тот, используя выразительные движе­ния, отвечает на них.

Остальные дети стараются понять и «перевести» ответы водящего.

☻ Игра «Жмурки».

С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится но­вым водящим, игра продолжается.

☼ В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психо­лог.

 

☻ Упражнение «Отдых на море».

Психолог включает спокойную расслабляющую музы­ку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости охваты



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.