|
|||
Изард К.Э. 32 страница
Эмоции страха, стыда и смущения могут играть очень важную роль в формировании сексуальных установок. Так, гомосексуальные тенденции, по крайней мере отчасти, могут быть следствием страха и стыда, охватывающих человека при мысли о сексуальном контакте с представителем противоположного пола. Динамика эмоций гомосексуального пациента в процессе психотерапии подробно изложена в работе Изарда (lzard, 1972). В профиле эмоций этого пациента высокими значениями отмечены эмоции страха и смущения. В клиническом описании пациент был охарактеризован как <высокотревожная> личность.
В клинических описаниях тревоги зачастую рядом с описаниями страха, печали и вины можно встретить упоминания о смущении. Эмоция смущения также представлена в некоторых формахдепрессии. Исследование депрессивных больных, проведенное Маршаллом и Изардом (Marshall, lzard, 1972b), показало, что смущение является одной из наиболее выраженных эмоций в профиле ШДЭ депрессивных больных. Самые высокие оценки в профиле получили эмоция печали, направленная вовнутрь враждебность и эмоция страха, следом шли эмоции смущения и вины.
СМУЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Интенсивное и частое переживание смущения обременительно для человека; оно негативно воздействует на психическое здоровье и может привести к его нарушениям. Очевидно, что крайняя степень застенчивости предельно затрудняет адаптацию индивида. Пилконис и Зимбардо (Pilkonis, Zimbardo, 1979) провели обширное исследование застенчивых людей и сформулировали три отрицательных последствия крайней застенчивости. Во-первых, застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения, одного из самых существенных источников удовлетворения. Застенчивый человек не просто обделен развлечениями, которые несет с собой насыщенная социальная жизнь, он лишен социальной поддержки. Любому человеку необходим дружеский круг, круг доверительного общения. Крайне застенчивый человек либо полностью, либо почти полностью лишен социальной (эмоциональной) поддержки, которая в значительной степени обеспечивается друзьями. Некоторые исследователи утверждают, что при определенных условиях это может привести к серьезной депрессии.
Во-вторых, отсутствие социальной поддержки, дружеского одобрения и совета приводит к тому, что застенчивый человек оказывается более уязвимым в стрессовых ситуациях. Джонс и Карпентер (Jones, Carpenter, 1986) обнаружили, что круг общения застенчивых людей очень узок и, как правило, ограничивается семейными рамками. Застенчивые люди чаще, чем их более раскованные сверстники, жалуются на недостаточную поддержку друзей, высказывают неудовлетворенность своими социальными отношениями. В работе Джонса и Карпентера высказывается мнение, что низкая эффективность межличностных трансакций застенчивого человека, лежащая в основе его неудовлетворенности социальными взаимоотношениями как таковыми, может быть следствием недостаточного развития навыков социального взаимодействия. В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт. что застенчивые люди очень часто терпят фиаско в ситуациях, связанных с межличностным взаимодействием и с выполнением заданий, связанных с таким взаимодействием, например, в экспериментальной ситуации, когда им предлагают в телефонном разговоре склонить к сотрудничеству потенциального партнера (DePaulo, Dull, Greenberg, Swain, 1989).
В-третьих, застенчивые люди не имеют опыта искреннего и откровенного общения, и это приводит к тому, что они склонны думать о себе как об ущербных индивидах. Зачастую они просто не подозревают о том, что и у других людей есть свои слабости, что и другие также могут испытывать смущение. Вследствие подобной неосведомленности у них складывается искаженное представление о своем собственном социальном поведении.
Еще одна проблема застенчивого человека заключается в том, что его смущение не всегда верно распознается сторонними наблюдателями. Иногда застенчивость расценивается окружающими как замкнутость, отчужденность, высокомерие, <зазнайство>.
Исследователи смущения получили данные, свидетельствующие о том, что смущение по-разному проявляется у разных людей. На основании этих данных можно выделить два типа смущения - социальное смущение и личностное смущение. При смущении первого типа люди больше обеспокоены тем, как окружающие воспринимают их поведение, насколько они смогут соответствовать ожиданиям окружающих в той или иной ситуации социального взаимодействия. Их тревожит, какое впечатление они производят на людей. При втором типе смущения основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения. Внешне эти люди вполне успешны в ситуациях, связанных с социальным взаимодействием, но чувство неловкости, которое они испытывают, изнуряет и опустошает их эмоционально. Для таких людей практически любой социальный контакт, особенно в группе, становится настоящим испытанием. Социальная жизнь людей, страдающих от личностной застенчивости, перенасыщена субъективным переживанием дискомфорта. Так, после веселой вечеринки они ощущают не оживление и не удовольствие, но изнеможение и опустошенность.
Застенчивые люди, как первого, так и второго типа, оказываясь в социальной ситуации, как правило, теряются, не знают, что им делать. Особенно наглядно подобная растерянность проявляется в ситуациях неформальных встреч, импровизированных вечеринок, когда человек волен проявлять инициативу. Неструктурированные, неупорядоченные ситуации угнетают застенчивого человека, поэтому он старается избегать новых, незнакомых ситуаций, как и общения с незнакомыми людьми. Чем более неструктурированна ситуация, чем больше возможностей для инициативы, самостоятельности или ответственности предоставляет она человеку, тем более неуютно чувствует себя в ней застенчивый человек. Застенчивые люди скорее предпочтут <последовать за лидером>, чем возьмут на себя ответственность. В конечном счете это может провести к снижению самооценки и, возможно, даже к депрессии.
Застенчивые люди чувствительны к критике и зависимы от мнения окружающих и потому нередко под давлением сверстников начинают пить и употреблять наркотики. Их алкоголизм и наркомания обусловлены боязнью <выделиться>, быть <не таким, как все>, то есть страхом социальной изоляции.
Ряд специалистов склоняется к тому, что в отдельных случаях смущение может стать причиной агрессивного поведения. Логика их рассуждений такова: застенчивый человек в ситуациях социального взаимодействия постоянно испытывает стресс (чувствует свою <ущербность>), он неспособен адекватно и эффективно противостоять пренебрежительному отношению к себе. В такой ситуации эмоция смущения может перерасти в эмоцию гнева. Если гнев длительное время не находит себе выхода и накапливается в человеке, он в конце концов выходит из-под контроля, проявляясь в виде вспышки <бешенства> или в немотивированных актах жестокости, насилия. В настоящее время связь между эмоцией смущения и жестокостью подтверждена лишь отдельными несистематизированными наблюдениями.
Крайние проявления застенчивости могут повлечь за собой сексуальные нарушения. Свойственная застенчивому человеку склонность к постоянному самоконтролю и самоотчету еще более обостряется в ситуации сексуального взаимодействия. В интимных отношениях, предполагающих физическую и психологическую раскре-пощенность, самообнажение, препятствием может стать даже мимолетная мысль о несостоятельности, даже намек на осуждение любого рода. И наконец, Гуф и Торн (Gough, Thorne, 1986) показали, что выраженность отрицательных аспектов застенчивости тесно связана с депрессией и тревогой.
РЕЗЮМЕ
В последние годы эмоция смущения привлекла внимание многих исследователей. Данные, полученные в ходе различных исследований, позволяют предположить, что эмоция смущения возникает в самом начале жизни человека. Некоторые его внешние проявления можно наблюдать уже у 3-4-месячных младенцев; но наиболее убедительные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в явном виде смущение обнаруживается у детей на втором году жизни. Лонгитюдные исследования продемонстрировали, что крайняя застенчивость, или поведенческое торможение, при взаимодействии с новыми стимулами и стимулами социального характера приобретает свойства личностной черты. Дети, которые на втором году жизни обнаруживали крайнюю застенчивость, проявляют ее и в возрасте семи с половиной лет. Эти данные позволяют предположить, что застенчивость как личностная черта определяется отчасти генетическими факторами.
Исследования, посвященные генетике поведения, и в частности изучение личностных особенностей детей, воспитывающихся приемными родителями, подкрепили результаты лонгитюдных экспериментов.
Однако убедительные аргументы в пользу существования генетической детерминанты смущения не опровергают роли средовых факторов. Самая высокая корреляция между застенчивостью детей и застенчивостью родителей обнаружена в обычных семьях, где представлены и генетический, и средовой факторы.
Несмотря на то что ученым не удалось выявить специфический для смущения паттерн мимических реакций, в обыденной жизни мы легко распознаем эту эмоцию. В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Есть данные о том, что эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Из шести негативных эмоций лишь ситуация смущения характеризуется выраженным показателем эмоции радости.
Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.
Однако очевидно, что крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные его компоненты обнаруживают тес-ную.взаимосвязь с депрессией и тревогой.
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Briggs S. Shyness: Introversion or neuroticism? -Journal of Research in Personality, 1988, 22,290-307.
Рассмотрена связь застенчивости с общительностью и способностями к психологической адаптации.
Caspi A., Elder О. Н., Bern D. J. Moving away from the world: Life-course patterns of shy children. - Developmental Psychology, 1988, 24, 824-831.
Итоги 30-летних наблюдений за застенчивыми детьми. Оценено влияние детской застенчивости на карьеру, брак и стиль жизни.
Daniels D., Plomin R. Origins of individual differences ininfant shyness. - Developmental Psychology, 1985,21(1), 118-121.
Данные, полученные при наблюдении за разлученными близнецами, помогают прояснить роль наследственности и окружения в развитии застенчивости.
Jones W. H., Cheeks J. M., Briggs S. R. (Eds.). Shyness: Perspectives on research and treatment. - New York, Plenum, 1986.
Одна из основных книг, обобщающих теорию и методы лечения застенчивости.
Kagan J., Reznick J. S., Snidman N. Biological basis of childhood shyness. - Science, 1988, 240,167-171.
Всеобъемлющее исследование крайне застенчивых детей в возрасте от двух до семи лет. Оценены физиологические реакции и подавление поведения, отличающие их от остальных детей. При обсуждении полученных данных учитывается роль наследственности и окружения.
Глава 15
СТЫД
Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях, но она не так тщательно изучена, как гнев или страх. Скрупулезные исследования отдельных аспектов гнева и страха вызваны очевидной связью этих эмоций с некоторыми видами агрессии и комплексным понятием тревоги. Гнев и страх длительное время привлекали внимание исследователей благодаря их воздействию как на нормальное, так и на патологическое поведение отдельных индивидов и целых групп людей, благодаря социальной и клинической значимости этого влияния. И в то же время стыду, несмотря на столь же тесное взаимодействие с личностью и столь же существенное влияние на общественные отношения, было практически отказано во внимании.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТЫДА
Иногда стыд, смущение и вину рассматривают как различные проявления одной и той же эмоции, иногда - как различные эмоции, не имеющие ничего общего между собой, а иногда - как различные эмоции, имеющие некоторые общие черты.
Дарвин (Darwin, 1872) пользовался всеми тремя понятиями: <стыд>, <смущение> и <вина>. При этом различия между стыдом и смущением он никогда не определял специально и зачастую использовал эти термины как синонимы. Он считал, что стыд принадлежит к большой группе родственных эмоций, в которую кроме него входят смущение, вина, ревность, зависть, жадность, мстительность, лживость, подозрительность, самонадеянность, тщеславие, амбициозность, гордость, униженность. Большинство современных теоретиков эмоций соглашаются с тем, что все эти понятия имеют эмоциональный компонент и эмоциональное содержание, но некоторые возражают против того, что каждое из них есть определенная базовая эмоция со специфическим субстратом.
Объединяя такие понятия, как стыд, смущение и вина в одну группу - <группу стыда> - Дарвин, как всегда, демонстрирует острую наблюдательность. Робкая, с трудом вступающая в общение женщина, скорее всего, испытает ревность, глядя на мужа, получающего удовольствие от встреч с людьми. Пристыженный или оскорбленный человек может искать мщения. Лживость зачастую скрывает чувство вины. Тщеславие и самомнение могут служить защитой от стыда и застенчивости. Амбициозность и непомерная гордыня нередко развиваются у человека, всеми способами избегающего стыда. Униженность же можно считать прямо связанной со стыдом.
Дарвин считал, что каждое понятие из <группы стыда> представляет отдельную эмоцию. По существу, он рассматривал перечень этих понятий как перечень <душевных состояний> или <состояний разума>. Несмотря на расплывчатость термина <душевное состояние> он лучше, чем термин <эмоция>, определяет такие понятия, как месть, самомнение, гордость, униженность, мы же можем считать его прототипом понятия <аффективно-когнитивная структура>.
МИМИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТЫДА И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Мимические выражения стыда и смущения похожи. Когда Джон чувствует стыд, он, как правило, прячет глаза, отворачивается или опускает голову. Движения его тела и головы демонстрируют, что он стремится стать меньше, чем есть на самом деле. Дарвин полагал, что именно глаза были исконным средством выражения стыда: они, как правило, опущены или <бегают из стороны в сторону>, веки прикрывают глаза, иногда глаза полностью закрыты.
Стремление сжаться и сделаться как можно меньше ярко продемонстрировано в эксперименте с молодой женщиной, которая участвовала в съемке фильма по гипнотическому внушению эмоций. Когда ей было внушено чувство стыда, она отвела глаза, наклонила голову, а потом сжалась на стуле, притянув колени к груди. В пост-гиптоническом отчете она сказала, что чувствовала себя как маленький кролик, сжимающийся в комочек, для того чтобы его не было видно.
Из физиологических атрибутов стыда интересен загадочный феномен стыдливого румянца, который Дарвин считал самым характерным и самым человеческим из всех проявлений эмоций. Судя по всему, Дарвин был прав, заявляя, что стыдливый румянец наблюдается только у людей. (Что касается стыда или смущения, то Дарвин утверждал, что животные способны к этим эмоциям, и приводил примеры стыдливого и смущенного поведения собак.)
Обычно считается, что появление стыдливого румянца непроизвольно, что это результат деятельности вегетативной нервной системы. Дарвин, как и большинство современных исследователей эмоций, рассматривал стыдливый румянец как проявление эмоции стыда. Стыдливый румянец появляется вследствие возбуждения вегетативной нервной системы под воздействием переживания стыда, и это заставляет нас рассматривать его с иной точки зрения, нежели обычные для других эмоций мимические проявления.
Переживание стыда не обязательно сопровождается появлением румянца. Многие люди испытывают стыд не краснея. 'Существуют индивидуальные различия в частоте появления румянца, установлено также, что порог появления стыдливого румянца меняется с возрастом. В целом можно сказать, что у детей и подростков этот порог ниже, чем у взрослых. Трудно сказать наверняка, с чем это больше связано - с биологическими или психологическими возрастными изменениями.
Как мы говорили выше, обычно стыдливый румянец относят к непроизвольным реакциям. Однако последние эксперименты по управлению вегетативными функциями с помощью биологической обратной связи показали, что появление румянца поддается контролю: человек в состоянии и вызывать, и прекращать эту реакцию. С возрастом эта способность совершенствуется. Вполне возможно, что по мере взросления люди просто-напросто научаются избегать ситуаций, которые могут вызвать у них чувство стыда.
Томкинс (Tornkins, 1963) установил, что не только стыд вызывает появление стыдливого румянца, но и румянец, в свою очередь, усиливает переживание стыда. Это может быть связано с тем, что, заливаясь краской, мы привлекаем внимание окружающих к нашим тайным переживаниям, что естественным образом подстегивает стыдливость. Способность контролировать румянец, в свою очередь, несколько смягчает переживание стыда, отсюда можно сделать вывод, что если человек <никогда не краснеет>, то, возможно, он и не способен к переживанию стыда.
Стыдливый румянец появляется на лице вследствие расширения капилляров кожи лица под действием вегетативной нервной системы и наполнения их кровью. Усиление кровотока придает лицу характерный цвет. Дарвин полагал, что те же самые процессы происходят и в участке мозга, контролирующем появление румянца, что приводит к <смущению ума>, то есть к переживанию стыда.
Дарвин высказал два предположения, которые могут объяснить, почему стыдливый румянец ограничивается областью лица. Во-первых он считал, что причиной может быть открытость лица воздействиям ветра, света и колебаний температуры и отмечал, что люди, привыкшие ходить обнаженными до пояса, краснеют и торсом. В качестве второго основания он выдвигал тот факт, что к лицу человека обычно привлечено особое внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Лицо чаще, чем любая другая часть тела, становится объектом пристального внимания, оно определяет <красоту и уродство> и оно же самая <приукрашиваемая часть тела>.
Принято считать, что переживание стыда и появление стыдливого румянца во многом связаны со зрительной стимуляцией, но есть данные, опровергающие исключительную роль визуального фактора. Дарвин наблюдал случаи появления стыдливого румянца у девочки, страдающей слепотой и глухотой, у многих слепых детей. Он же сообщает о людях, заливавшихся краской стыда в полном одиночестве. Очевидно, одно только воспоминание о постыдном эпизоде может оказаться достаточной стимуляцией для появления румянца и переживания стыда.
Томкинс (Tornkins, 1963) отмечает, что взрослые стремятся модифицировать проявления переживаемого стыда. Это связано с тем, что слишком откровенные, слишком интенсивные и слишком частые проявления стыда свидетельствуют о социальном неблагополучии индивида. Иногда человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда. Иногда задирает подбородок, подменяя стыдливый взгляд взглядом презрительным. Иногда он старается стать как можно менее заметным, не попадаться на глаза, - и все для того, чтобы его переживания остались при нем. В конце концов, он может горделиво закидывать голову, выпячивать подбородок, но при этом избегать прямого взгляда.
ПЕРЕЖИВАНИЕ СТЫДА
Дарвин и многие другие исследователи отмечали, что, стыдясь, человек ощущает повышение самосознания, самоосознания и самоконтроля. При стыде все сознание человека заполняется им самим. Он осознает только себя или только те черты, которые кажутся ему в данный момент неадекватными, неприличными, как будто что-то, что он глубоко скрывал от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение. В то же время он чувствует свою общую несостоятельность, некомпетентность. Он забывает слова, делает неверные движения. Как писал Дарвин, когда человек краснеет от стыда, он <теряет присутствие духа> и иногда говорит <нелепые вещи>. Стыдящийся человек нередко заикается, становится неуклюжим, страшно гримасничает.
Яркое описание стыда дает Томкинс (Tornkins, 1963). Он расценивает стыд, смущение и вину как одну эмоцию, имеющую один нейрофизиологический механизм. Он оговаривается, однако, что на сознательном уровне стыд и вина как состояния различны. Он описывает стыд как ощущение поражения, унижения, преступности, отчужденности: .
Хотя ужас обращается к жизни и смерти, а печаль окутывает мир покрывалом слез, стыд наносит самые глубокие раны сердцу. Страх и печаль причиняют боль, но эта боль внешняя, человек ощущает ее сквозь мягкий покров эго, стыд же приходит к нам как внутренняя мука, как болезнь души. Безразлично, были ли причиной унижения и стыда чьи-то обидные насмешки или человек высмеял сам себя. В обоих случаях он чувствует себя будто нагим, потерпевшим поражение, отвергнутым, потерявшимдостоинство (Tornkins, 1963, р. 185).
Томкинс описывает стыд как эмоцию наивысшей рефлексии, когда стирается грань между субъектом и объектом стыда и человек погружается в мучительное са-моосознание и самопостижение.
Детальное описание стыда представлено Хелен Льюис (Lewis, 1971). Человек, переживающий стыд, ощущает себя объектом презрения и насмешки, он чувствует себя смешным, униженным, маленьким. Он ощущает беспомощность, неадекватность, неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд может спровоцировать печаль или гнев, вызвать слезы и румянец, которые в свою очередь усугубляют переживание стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. Возникает ощущение, что человек больше не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать. <Границы эго> становятся прозрачными.
Пристыженный человек ощущает, что любой вправе смеяться над ним и презирать его. Этот <любой> излучает самоуверенность, пышет здоровьем и благополучием и всем своим видом как будто насмехается над ним. <Любой> вправе отвернуться и отречься от него. Льюис полагает, что комплекс стыда объединяет в себе такие чувства как смущение, робость, сдержанность, стеснение, досаду, унижение.
Линд (Lynd, 1961) считает, что переживание стыда - это неожиданное или
...изумляющее столкновение с различными сторонами вашего <Я>, осознанными или неосознанными, познанными или непознанными, нежданно проявившимися во взаимодействии друг с другом и с такими аспектами окружающего, которые прежде были неведомы вам... И когда вы чувствуете, что разоблачены, и все знают, что вы не в состоянии справиться со случившимся, - вы испытываете стыд (р. 34).
Эриксон (Erikson, 1950, 1956) выражает сходную точку зрения на переживание стыда, добавляя, что стыд предполагает также чувство неожиданной потери самоконтроля.
Модильяна (Modigliana, 1971) определяет стыд, или стеснение, как утрату ситуационного самоуважения. Он проверил свою концепцию стыда путем экспериментального исследования реакций испытуемых на <приватный> или <публичный> успех или неудачу при выполнении интеллектуальных заданий. Экспериментальные условия (неудача), вызывающие стыд, были одинаковы и при индивидуальном, и при групповом решениях. Самые высокие показатели стыда наблюдались у испытуемых, потерпевших публичную неудачу, а самые низкие - у испытуемых, оказавшихся успешными при публичном выполнении задания. Было обнаружено, что <приватная> неудача вызывает умеренный стыд, и авторы объяснили это <предполагаемым отсутствием наблюдателя>. Кроме того, отмечена значимая отрицательная корреляция между стыдом и частотой обмена взглядами (зрительного контакта) в ходе эксперимента.
В различных описаниях переживания стыда обращают на себя внимание на одни и те же характеристики этой эмоции. Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного <Я> и отдельных черт собственного <Я>. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчужденность. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчужден от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.
Рассказ Нэнси о стрессовой ситуации, в которой она оказалась, иллюстрирует сложность переживания стыда и его взаимосвязи с другими эмоциями. Нэнси испытала и гнев, и вину, и стыд, но стыд, судя по всему, оказался самым значимым переживанием.
Когда мне исполнилось пять лет, меня отвели в детский сад, и в то же самое время мои родители решили развестись. Я помню тот день, когда отец уходил от нас - он стоял с чемоданом в руках и был очень удивлен, что я уже проснулась, ведь было еще совсем раннее утро. Я спросила его, куда он идет, но он ответил уклончиво; что-то вроде того, что скоро вернется. Я вспоминаю, как его глаза наполнились слезами, а слова словно застряли в горле. Наша последующая жизнь отличалась от того, что было прежде - моя мать устроилась на работу, она ходила туда три раза в неделю. Мы с сестрой, казалось, большую часть времени проводили у соседей.
Я должна оговориться, что, возможно, мои воспоминания о том периоде жизни дале-^ ки от детальности и точности; однако я помню, что чувствовала тогда. Мы редко виделись с отцом, обычно он приходил по воскресеньям, и мы шли гулять в Стратэнтаун, там мы собирали цветы и бросали камушки в ручей. Я не могу припомнить, чтобы когда-нибудь плакала, я не чувствовала печали, главными переживаниями были скорее неловкость и растерянность. Не думаю, чтобы я могла понимать, что произошло на самом деле. Но мне припоминается, что я чувствовала себя ненужной и заброшенной; я не могла не ощущать, что мои родители, поглощенные своими собственными переживаниями, стали уделять мне меньше внимания. Насколько я понимаю, чувство потерянности не оставляло места для печали. Помню, что в том возрасте я была очень молчаливой; я и от природы скрытный человек, но все же, по-моему, в то время я была еще более замкнута, чем обычно, и именно из-за сложившейся ситуации. Скорее всего, я испытывала стыд. Конец всем этим переживаниям пришел только тогда, когда мои родители решили вновь сойтись.
Любопытно отметить, что Нэнси, даже спустя 16 лет, затрудняется признаться самой себе, что наряду с печалью она переживала стыд. Но по множеству признаков мы можем понять, что именно стыд был тогда превалирующей эмоцией: она ощущала себя брошенной, она испытывала неловкость, чувствовала себя сконфуженной.
Переживание стыда сродни чувству, что некая неприличная или ущербная часть вашей личности выставлена на всеобщее обозрение. Мы могли бы назвать его просто обостренным самоосознанием, но нам хочется подчеркнуть негативный и даже болезненный аспект переживания стыда.
ПРИЧИНЫ СТЫДА
В соответствии с принятыми нами принципами описания базовых эмоций активация стыда на нейронном уровне будет рассмотрена отдельно от осознаваемых причин этой эмоции. Несмотря на то что пока нет ясности в вопросе, какие конкретно нейрофизиологические механизмы участвуют в активации стыда, между разными исследователями существует согласие относительно множественности причин стыда на сознательном уровне.
|
|||
|