Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общие черты



 

Работу выполнила

Ученица 8 «А» класса

Лой Виктория

Четырнадцатое мая

Домашняя работа

Реферат на тему: «Раннее творчество М. Горького: проблематика и художественные особенности»

Часть первая. Жизнь писателя и что повлияло на его творчество. Проблематика

Юношество. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.

«Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

Факторы, влияющие на творчество:

1) Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний.

2) Принимал участие в революционной пропаганде, странствовал по Руси, общался с босяками.

3) Испытал сложные философские влияния: от идей французского просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра.

На рубеже XIX—XX веков. Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени, когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ.

Известный русский философ XX века Н.А. Бердяев так отзывался о начале творческого пути М. Горького:

«Горький выступил в литературе со своим освежающим словом и в первых рассказах своих был силен, оригинален и талантлив. Нужно было миру рассказать о босяках и их бунте. Эта новая сила босячества действовала ослепительно на современное общество и имела успех в самых буржуазных кругах... Все признали, что босяки Горького — сила бунтарская и революционная» («Революция и культура»).

 

Часть вторая. Какие произведения относят к раннему творчеству Горького, что в них общего? (Художественные особенности)

К раннему творчеству Максима Горького относят следующие произведения:«Макар Чудра», «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко», «Легенда о Ларре», «Песня о Соколе».

Общие черты

1) Есть рассказчик (Рагим из «Легенды о Соколе», Старуха Изергиль, Макар Чудра)

2) Наличие двух противопоставленных героев, которые символизируют две противоположные идеи. Рассмотрим на примере Данко и Ларры- двух главных героев легенд, рассказываемых старухой Изергиль.

Ларра Данко
Главный герой первой легнды Главный герой второй легенды
сын простой девушки и гордой птицы. Обычный человек
очень красивый, обладает силой превышающей человеческую. Его взгляд холоден, как у птицы.   Данко был красивым, молодым и смелым человеком
Ларра свободный, высокомерный, не ценит человеческую жизнь, не уважает старейшин, ни перед кем не преклоняется. Девушку, отвергшую его, он убивает без сожаления. Слепая гордость и свобода, не знающая ограничений – это то, чего хочет Ларра. У Данко был очень волевой характер. Он обладал душевной стойкостью, внутренним богатством и истинным совершенством. Его выбирают главным, чтобы вести людей из темных непроходимых мест к лучшей жизни. Жить для других – вот смысл образа Данко. Когда соплеменники перестают верить в своего проводника, он разрывает грудь, достаёт сердце и освещает им путь. .
В наказание за его преступление мудрые старейшины оставляют его жить. Ларра становится тенью, которая бродит много лет, пытаясь умереть, но ему это недоступно. Данко спас других людей, но сам погиб В отличие от Ларры, Данко превращается в голубые искры, которые появляются в степи перед грозой.
символ, противостоящий самой жизни. А также символ бездуховности человека Символ бескорыстия, воли, духовности человека
  Главная мысль : Гордость – прекрасная черта характера. Она делает из слабого сильного, раба - свободным, а никто становится личностью. Гордыня создает независимость от всего и всех, которая в результате приходит к трагическому исходу. Главная мысль :подвиг бессмертен ,но зачастую незаметен и безымянен ,и лишь единицы способны оценить принесённую жертву-жизнь человека.

 

Также противопоставлен  Уж и Сокол из рассказа «Песня о Соколе».

Радда и Лойко из рассказа «Макар Чудра» тоже противопоставлены, но немного по-другому. Они похожи, что и привлекает их в друг друге. Но, в итоге, всё привело к печальному исходу.

3) Главные герои - свободолюбивы и самолюбивы, а также горды. Примеры:

Лойка и Радда погибли из-за безысходности, невозможности быть вместе из-за своего свободолюбия и непокорности.

Сокол – погиб ради того, чтобы почувствовать вкус свободы.

Данко – пожертвовал собой ради свободы других.

4) Произведения говорят о том, что свобода - это главное в жизни и за неё нужно бороться. Проблема свободного человека — главная тема его первого рассказа “Макар Чудра”, а также многих других произведений. Понятие свободы для него связано с понятиями правды и подвига.

Если в рассказе “Макар Чудра” Горького интересует свобода “от чего-либо”, то в “Старухе Изергиль” — свобода “во имя”.

А также подвиг для Горького — это высшая степень свободы от любви к себе. Подвиг во имя людей — вот что должен совершить романтический герой

5) Романтизм.Действительно, в ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рисуется романтическая ситуация противоборства сильного героя (Данко, Ларра, Сокол, Радда, Лойко) с окружающим его миром, а также проблема человека как личности вообще. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические условия

“слева — безграничная степь, справа — бесконечное море”- Легенда о Соколе

Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей, например: после Ларры остается тень, после Данко — искры.

6) Драматизм. Романтизм Горького не чужд драматизма. Он предпо­лагает его. Судьбы героев его первых рассказов всегда драматичны. Но это драматизм, рождающий протест про­тив рабского положения в обществе. Макар Чудра говорит в начале рассказа автору-рассказчику:

«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько... Что ж, — он родился затем, что ли, чтобы поковырять землю, да и умереть... Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

7)Горький использует элементы фольклора во всех рассматриваемых произведениях. Он одушевляет природу (“Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море...”). Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж, Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.( Легенды о Ларре и Данко)

Часть третья. Выводы, обобщение

1) Художественный стиль ранних романтических рассказов Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести "в бедную жизнь такие вымыслы", которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни.

2) Многое из прошлого писателя повлияло на творчество (часть 1)

3) Проблематика: Постепенно Горький переходит от отрицания эгоизма людей к утверждению человеколюбия, он постепенно создает “величественный образ человека”. По мнению Горького, человек должен быть свободен, горд и обязательно гуманен. Кроме того, он должен “найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать”.

4) Свобода человека - главная тема раннего творчества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.