|
||||||||||||||||||
Общие чертыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Работу выполнила Ученица 8 «А» класса Лой Виктория Четырнадцатое мая Домашняя работа Реферат на тему: «Раннее творчество М. Горького: проблематика и художественные особенности» Часть первая. Жизнь писателя и что повлияло на его творчество. Проблематика Юношество. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба». Факторы, влияющие на творчество: 1) Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. 2) Принимал участие в революционной пропаганде, странствовал по Руси, общался с босяками. 3) Испытал сложные философские влияния: от идей французского просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. На рубеже XIX—XX веков. Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени, когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ. Известный русский философ XX века Н.А. Бердяев так отзывался о начале творческого пути М. Горького: «Горький выступил в литературе со своим освежающим словом и в первых рассказах своих был силен, оригинален и талантлив. Нужно было миру рассказать о босяках и их бунте. Эта новая сила босячества действовала ослепительно на современное общество и имела успех в самых буржуазных кругах... Все признали, что босяки Горького — сила бунтарская и революционная» («Революция и культура»).
Часть вторая. Какие произведения относят к раннему творчеству Горького, что в них общего? (Художественные особенности) К раннему творчеству Максима Горького относят следующие произведения:«Макар Чудра», «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко», «Легенда о Ларре», «Песня о Соколе». Общие черты 1) Есть рассказчик (Рагим из «Легенды о Соколе», Старуха Изергиль, Макар Чудра) 2) Наличие двух противопоставленных героев, которые символизируют две противоположные идеи. Рассмотрим на примере Данко и Ларры- двух главных героев легенд, рассказываемых старухой Изергиль.
Также противопоставлен Уж и Сокол из рассказа «Песня о Соколе». Радда и Лойко из рассказа «Макар Чудра» тоже противопоставлены, но немного по-другому. Они похожи, что и привлекает их в друг друге. Но, в итоге, всё привело к печальному исходу. 3) Главные герои - свободолюбивы и самолюбивы, а также горды. Примеры: Лойка и Радда погибли из-за безысходности, невозможности быть вместе из-за своего свободолюбия и непокорности. Сокол – погиб ради того, чтобы почувствовать вкус свободы. Данко – пожертвовал собой ради свободы других. 4) Произведения говорят о том, что свобода - это главное в жизни и за неё нужно бороться. Проблема свободного человека — главная тема его первого рассказа “Макар Чудра”, а также многих других произведений. Понятие свободы для него связано с понятиями правды и подвига. Если в рассказе “Макар Чудра” Горького интересует свобода “от чего-либо”, то в “Старухе Изергиль” — свобода “во имя”. А также подвиг для Горького — это высшая степень свободы от любви к себе. Подвиг во имя людей — вот что должен совершить романтический герой 5) Романтизм.Действительно, в ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рисуется романтическая ситуация противоборства сильного героя (Данко, Ларра, Сокол, Радда, Лойко) с окружающим его миром, а также проблема человека как личности вообще. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические условия “слева — безграничная степь, справа — бесконечное море”- Легенда о Соколе Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей, например: после Ларры остается тень, после Данко — искры. 6) Драматизм. Романтизм Горького не чужд драматизма. Он предполагает его. Судьбы героев его первых рассказов всегда драматичны. Но это драматизм, рождающий протест против рабского положения в обществе. Макар Чудра говорит в начале рассказа автору-рассказчику: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько... Что ж, — он родился затем, что ли, чтобы поковырять землю, да и умереть... Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!» 7)Горький использует элементы фольклора во всех рассматриваемых произведениях. Он одушевляет природу (“Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море...”). Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж, Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.( Легенды о Ларре и Данко) Часть третья. Выводы, обобщение 1) Художественный стиль ранних романтических рассказов Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести "в бедную жизнь такие вымыслы", которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни. 2) Многое из прошлого писателя повлияло на творчество (часть 1) 3) Проблематика: Постепенно Горький переходит от отрицания эгоизма людей к утверждению человеколюбия, он постепенно создает “величественный образ человека”. По мнению Горького, человек должен быть свободен, горд и обязательно гуманен. Кроме того, он должен “найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать”. 4) Свобода человека - главная тема раннего творчества.
|
||||||||||||||||||
|