Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 18. Планируемые результаты



ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 18

Дисциплина: Родная литература

Тема:Характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков в Крыму и его отражение в литературе.

Цель занятия: познакомить обучающихся с основными тенденциями развития литературы в Крыму на рубеже 19 – 20 вв., объяснить значимость взаимопонимания в межкультурном пространстве, привить любовь к Крыму.

Планируемые результаты

предметные:  владение основными понятиями русского авангарда и модернизма; формирование навыков распознавать основные явления общественно-политической жизни Крыма в литературе;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

личностные: развитие  навыков исследовательской работы, логического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности, воспитание любви к родному краю, к его природным богатствам.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1.Военная тематика (Антанта, гражданская война).

2.Крым – модернистская культурообразующая площадка.    

                          

Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация

Литература:

1.Дягтерев П.А. У литературной карты Крыма. – Симферополь: Таврида, 1985.

2.Обвалы сердца. Авангард в Крыму / сост., предис. и коммент.

С. Шаргородского. – Б.м. : Salamandra P. V. V., 2011. – 187 с., илл.

– PDF. – (Библиотека авангарда, вып. IV).

3.Сельвинский И. Избранные произведения в двух томах. – М.: Художественная литература, 1989.

 

Тема:    Характеристика культурно-исторического процесса рубежа

          19 и 20 веков в Крыму и его отражение в литературе.

План занятия:

1.Военная тематика (Антанта, гражданская война).

2.Крым – модернистская культурообразующая площадка.    

                          

Ключевые слова:космологизм, акмеизм, имажинизм, футуризм, символизм,

кубизм, экспрессионизм, лучизм, супрематизм.

Вопрос 1.

Эпоха русского культурного ренессанса возникла на стыке веков, когда происходила сложная ломка личного и общественного сознания, обусловленная входом России в новое индустриальное общество. Кризис, возникший от слома привычных традиций, от изменения ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры, неожиданно породил небывалый творческий подъем в искусстве и философии.

    Характерной чертой новой эпохи становится космологизм как выражение всеобщего настроения времени, необходимости каждого человека приобщиться к мировому разуму, космосу, Богу.

В конце 19 – начале 20 века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной. Этот период, ознаменованный глубоким кризисом европейской культуры и ставший следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя, стали называть «Серебряный век».

Культура  Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Стремительно появляются новые эстетические направления, течения, школы, художественные идеи и эксперименты, интенсивно осмысливаются самими творцами, оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов.

    Искусство было переполнено всевозможными наукообразными самоназваниями: символизм, адамизм, акмеизм, имажинизм, футуризм, кубизм, экспрессионизм, лучизм, супрематизм. Все эти направления не были строго определенными, замкнутыми системами. Очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях.

Целый ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего пути выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей индивидуальности и таланта, создали новые неповторимые художественные системы.

Не вся литература этой эпохи была связана с модернизмом и рождением новых художественных форм. В это время еще продолжали творить представители критического реализма Л.Н.Толстой, А.П. Чехов. Параллельно развивался неореализм, представленный творчеством М.Горького, А.Н.Толстого, В.В. Вересаева, И.А.Бунина, И.С. Шмелева, М. Алданова.

Однако в Крыму русская классическая философско-интеллигентская литература и культура уходит на второй план. Приоритетом становится военная тематика – А.Ахматова, Д.Бедный, Э.Багрицкий, К.Тренев,

И. Сельвинский, Б.Лавренев, С. Васильев… Крым расстается с эмигрантами, Крым сражается с фашистами. Остров-крепость, образец мужества и силы духа.

Гражданская война 1918-1920 годов – один из самых трагических периодов в истории России, она расколола всех на два лагеря – «белых» и «красных». Огонь гражданской войны опалил и Крым. В кровопролитных боях за установление советской власти в Крыму принимали участие художники, писатели и поэты: Демьян Бедный, Н.Тихонов А. Дейнека. Об этом периоде в Крыму писали К.Тренев, И.Шмелев, Э.Багрицкий, С.Надсон.

Крым стал последним пристанищем на родине перед окончательным отъездом за границу для «самого русского»  по словам А. И. Куприна, писателя

И. С. Шмелева. Его личная трагедия - гибель сына во время поражающего своим размахом террора в Крыму в 20-е - 30-е годы XX века - сконцентрировалась в первом эмигрантском произведении писателя, романе «Солнце мертвых» (1923), о котором Р. Киплинг писал впоследствии Шмелеву: «Теперь я понимаю, через какие ужасы прошла ваша страна... Произведение, страшное в своей правдивости... Ваше творчество, выходя из рамок национальной литературы, обрело общечеловеческое значение».

Эта книга сразу же вызвала массу отзывов за границей: ее сравнивали и с Апокалипсисом, и с дантовским «Адом», ибо, по словам А. В. Амфитеатрова, «более страшной книги не написано на русском языке». Описывая картину гибели всего живого, Шмелев стремился к точности, документальности своего рассказа. В нем нет ничего выдуманного, весь этот ужас писатель испытал на себе, оставаясь в своем домике в Крыму все годы Гражданской войны. Смерть ходила рядом, но, к счастью, не коснулась его самого. Наблюдения Шмелева над трагедией падения всего самого лучшего и доброго, что связывало его с этими местами, выражается в своеобразной попытке бегства от собственной гибели: «Надо начинать день, увертываться от мыслей. Надо так завертеться в пустяках дня, чтобы бездумно сказать себе: еще один день убит!». Слава Богу, что убит день, а не человек, не писатель Шмелев.

В «Солнце мертвых» Шмелев изобразил разрушение мира, уничтожение веры и нравственно-христианских принципов целого народа. Концентрация ужаса, боли и страдания человеческого позволяет говорить об этой книге как об одной из самых трагических книг за всю историю человечества. Эпопея была опубликована в 1923 году в Париже и сразу переведена на 5 языков и вызвала горячие отклики лучших писателей мира. Так, Томас Манн писал: «Читайте, если у вас хватит смелости». И все же самое главное, что несет русская литература в произведении Шмелева «Солнце мертвых», - это неугасимая вера в Божий Промысел, в утверждение истины и в возрождение России.

Годы революции значительно повлияли на мировоззрение писателей и поэтов той эпохи, что отразилось в их литературных произведениях. В их творчестве стали появляться герои, которые, испытав весь ужас братоубийственной войны и бессмысленных кровопролитий, буквально перерождались духовно. Так, после революции по-настоящему раскрылся талант и советского писателя и драматурга Константина Андреевича Тренева, который в годы Гражданской войны находился в Крыму. В специальном журнале «Крымский кооператор» в трех его номерах за 1920 год Тренев публикует рассказ «Оторванный лист», сюжет которого построен на монологе человека, чья жизнь нравственно переломилась, человека, пытающегося восстать из пепла и терпящего неудачу. В параллель с изображением трагических судеб отдельно взятых личностей, в художественных произведениях Шмелева «Солнце мертвых»,  Булгакова «Бег» и Тренева «Оторванный лист» изображено разрушение мира, уничтожение веры и нравственно-христианских принципов целого народа, концентрация ужаса, боли и человеческого страдания - итог «стараний» советской власти.

Одним из главных предметов художественного внимания авторов также является духовное состояние людей в тот период - нравственное опустошение, безысходность и ненависть друг к другу. Отражение внутренней жизни человека в период борьбы за веру не могут во всей полноте представить архивные документы - это прерогатива исключительно художественной литературы. Вывод Шмелева в причинах произошедшего - все оттого, что отошел народ православный от Веры, устремился на пути по собственному волеизъявлению. О том же говорит и Тренев в книге «Оторванный лист», изображая одну из главных проблем человечества вне времен: пытаться пройти свой путь не по воле Божьей, а по самоизволению, тем самым нарушая промысел Божий о человеке.

Таким образом, общий мотив всех  произведений периода Гражданской войны - усталость от людей и бегство на остров, уединение, когда «самое дорогое теперь на свете было - любить, дремать под ласками природы, пить тишину, созерцание и правду самой природы, без ее "царя", человека, возмечтавшего сделаться Богом и превратившегося в Дьявола... ». Но и остров этот, зримый ли он, реальный, или незримый, метафизический, не смог противостоять нашествию варварскому, не стал последним пристанищем усталых путников - героев Надсона, Шмелева, Булгакова, Тренева и многих других авторов. Не стал Крым «островом Крым» (по В. Аксенову). Пришлось им бежать дальше, на острова, которых нет на карте, на острова отчуждения и изгнания, в эмиграцию. И в этом проявилась мифологема острова, столь характерная для русской литературы. Таким образом, мифопоэтический образ Крыма как острова становится универсалией для всех перечисленных авторов, независимо от их личного опыта и пережитого ими в Гражданскую войну.

 С другой стороны, личное впечатление от увиденного закрепило за ними статус свидетелей произошедшего, тем самым позволив их текстам перейти из разряда художественных в категорию художественно-документальных, благодаря чему они стали текстами, которым доверяешь априори.

 Вопрос 2.

    В ХХ веке происходит «глобальный разрыв» с предшествующими тенденциями в искусстве. Формируются «мозаичные», не укладывающиеся в единую форму художественные стили. Если в ХIХ веке направления в искусстве развивались последовательно (романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм, символизм), то в ХХ веке художественные системы функционируют параллельно, как равноправные. В начале ХХ века эти процессы формируются в России, Украине, Франции, Германии, Англии и других странах: именно в это время закладываются истоки, которые в середине и второй половине ХХ века разовьются в полную силу. Новые принципы художественного обобщения и структурирования в различных видах искусства потребовали изменения самой художественной картины мира. Этот процесс во многом был обусловлен научными открытиями, подорвавшими веру в рациональное устройство мира: опыты по расщеплению атомного ядра, теория относительности, развитие психоанализа, интерес к бессознательной сфере человека и другие открытия, расширившие горизонты мира, утверждавшие динамику как единственный закон бытия. Новые формы культурного самосознания привели к смене художественного ви́дения мира. Пересматриваются отношения к произведениям художников-передвижников, осуждается за «литературоцентризм» их живопись, которая оценивается как подражание литературе (повествовательность), что ведет к неверию в приемы собственно живописи, способной передать внутреннее состояние человека ХХ века. Такая позиция намного расширяла границы самого искусства и открывала новые возможности для читателя, слушателя, зрителя. Критерием произведения искусства становится коммуникативный акт, сила спонтанного эмоционального воздействия. Эти положения имеют непосредственное отношение к изучению Серебряного века русской культуры как сложного, многообразного феномена, специфику которого определяют синтетичность, диалог различных школ и направлений, синтез, воплощенный в самобытных формах поэзии, драматургии, живописи, музыки и других видов искусств, взаимосвязь и взаимовлияние культурных миров Запада и Востока. После десятилетий замалчивания, неприятия сегодня искусство авангарда достаточно широко исследуется в отечественной литературе, культурологии, искусствознании и других гуманитарных науках. Начало этому процессу положено в 1920-е годы – Р. Якобсон, Н. Пунин, Н. Евреинов, В. Шкловский и его ученики, Н. Харджиев и другие. Ряд работ появился в России и за рубежом. В роли теоретиков зарождавшегося авангарда выступали и сами его творцы – Д. Бурлюк, В. Кандинский, М. Ларионов, К. Малевич, М. Шагал и другие. Отечественный авангард был представлен яркими личностями, талантливыми поэтами, художниками, архитекторами, театральными деятелями, композиторами, нередко совмещавшими в своем творчестве различные виды искусств.

 Южные регионы России – Одесса и Крым, связанны с развитием идей авангарда и характеризующимся своеобразными взаимоотношениями «творцов» отечественного футуризма.

Стирание культурных границ, попадание под влияние других культур — основная характеристика культуры на заре XX века. В результате сформировалась теоретическая среда, питавшая и питающая современное искусство и культуру модернизма. Всё это в первую очередь воплотилось в целом ряде направлений живописи. Отметим основные из них в цепочке историко-временного утверждения и предпримем попытку выделить основные этапы в динамике становления модернизма как культурного явления на базе основных характеристик его направлений. Абстракционизм (беспредметное искусство) — культурно-художественное направление, которое сформировалось в искусстве первой половины ХХ века. Оно полностью отказывалось от воспроизведения форм реального видимого мира. Художественной идеей футуризма стал поиск пластического выражения стремительности движения как основного признака темпа современной жизни. Это была попытка выразить дробящуюся множественность культуры восприятия современного человека, городского жителя. Русская версия футуризма носила название кубофутуризм и была основана на соединении пластических принципов французского кубизма и европейских общеэстетических установок (Ц. Пуни, Н. Гончарова, Д. Бурдюк и другие).

Кубизмкак художественное течение характеризовался использованием подчёркнуто условных форм, стремлением «раздробить» (Дж. Голдинг) реальность.

Пуризм — художественное течение, стремящееся к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы очищенных от деталей, к изображению «первичных» элементов. Принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре (например, в постройках Ле Корбюзье).

Сюрреализм отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм (А. Бретон, Л. Арагон, С. Дали, Л. Бунюель, Х. Миро и другие). Это художественное направление в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека.

Фовизм(от фр. Fauve - 'дикий') появился в начале XX века как новое художественное течение в живописи. Его представителей объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.

Другое культурно-художественное течение — экспрессионизм, возникнув в преддверии Первой мировой войны, было пропитано протестом против уродливого мира, всё большего отчуждения человека от реальности, сеявшей чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приёмы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалипсический драматизм. На этой волне возник и закрепился супрематизм. Как известно, его главным представителем и теоретиком был русский художник Казимир Малевич. Супрематизм — высшая ступень развития изобразительного искусства на пути освобождения от всего «внехудожественного», на пути предельного выявления беспредметного как сущности любого искусства. Всё это затем нашло продолжение в «неопластизме» (П. Мондриан) — в искусстве «чистой пластики».

Обобщая, можно сделать следующие выводы. Модернизм («новое искусство») начала ХХ века многогранен в своих культурных основаниях. Мировоззренческой основой ему послужили новые открытия в физике, химии, биологии, изменившие картину мира и процессы, в нём происходящие. Культурную основу составили начала глобализации, зарождение и развитие мирового коммуникативного пространства, культурный драматизм бытия. Философской базой послужили индивидуализм, отчуждение от противоречивых реалий объективного мира, элементы мистицизма, «машинизация» и рационализация отношения к миру и эпатированные формы эмоционализма. Таким образом, приведённая общая картина динамики художественной культуры модернизма ХХ века на примере развития живописи позволяет выделить пять этапов его становления как:

 Первый этап — разрушение культурных стереотипов

 Второй этап — создание аллюзий и парадоксальных форм.

 Третий этап — индивидуальный протест.

Четвертый этап — механический («машинный») период.

Пятый этап — искусство «чистой пластики».

В современной реальности всё это сублимирует в свои крайние формы и имеет специфическую выразительность, приобретая массовидную характеристику и своеобразие смысловой опоры культурно-художественного процесса модернизма: от разрушения к созданию парадоксальной образной реальности и затем через форму индивидуального протеста переход к рациональности пластики, слитой с позицией социокультурного вызова.

Всё это зримо напоминает такую процессуальность сегодняшней культуры постмодернистского художественного направления, которая через «предметность» пришла явно или скрытно к идеологизированным художественным акциям так называемой альтернативной культуры, среди которых акционизм, ситуационизм, концептуализм, инсталяция, кибер-панк, перфоманс, хеппенинг и т.д.

  Таким образом, Крым становится одной их экспериментальных «культурообразующих» площадок.

Вопросы для самоконтроля:

 1.Какие произведения о гражданской войне в России вам известны, чем они отличаются от аналогичных крымской тематике.

2. Докажите тезис: «Крым становится одной их экспериментальных

«культурообразующих» площадок».

3. Назовите 5 этапов становления художественной культуры модернизма ХХ века.

4. Приведите примеры культурной самобытности полуострова.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.