Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технология продуктивного чтения



 

Эти добрые люди и не подозревают,

каких трудов и времени стоит научиться читать.

Я сам на это употребил 80 лет

 и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.

И.В.Гете

 

…как в музыке имеется два вида художников:

композитор, создающий музыкальные произведения,

и исполнитель, исполняющий их на рояле и других инструментах,

так и в области искусства словесного –

в области научных и поэтических книг –

требуется два рода частных «искусств»:

искусство автора и искусство читателя.

Сергей Поварнин

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения - это
природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы
читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных
приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Кроме того, мы принимали во внимание, что решение задач литературного образования предполагает поиск сочетания устойчивых законов психологии, филологии и педагогики и неповторимости их проявления в каждом конкретном тексте.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная нами технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

Работа с текстом до чтения

 

Работа с текстом во время чтения

 

Работа с текстом после чтения

 

 

 

 

Технология продуктивного чтения формирует смысловое чтение

 

ФГОС ОО

Смысловое чтение

Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

 

 

Структура читательской деятельности в принципе совпадает со структурой любой деятельности (т.е. включает фазы ориентировки, планирования в форме «внутреннего программирования», реализации и контроля) и может быть развернута как цепочка динамических речевых стереотипов в процессе восприятия письменной речи. На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка (для чего, зачем читать?), которая может меняться в процессе чтения. На этапе планирования определяется последовательность работы, котораязависит от поставленной цели, объема воспринимаемого текста, его жанровых особенностей, времени, отведенного на освоение, и др.

Основным, конечно, является этап осуществления деятельности, в ходе которой должно состояться понимание текста, складывающееся из последовательного наращивания и взаимодействия смыслов всех микроконтекстов. Принято различать несколько уровней понимания:

– понимание предметного содержания текста (о чем?);

– понимание обобщенного содержания (основной мысли);

– понимание подтекста (включение текстовой информации в круг собственных мыслей и чувств, личностного отношения к прочитанному);

– понимание структуры смысловых связей, умение предугадывать скрытые вопросы.

На этапе контроля осуществляется анализ результатов восприятия текста в зависимости от целевой установки.

К чтению человек обращается в различных жизненных ситуациях, поэтому выделяются разные функции чтения:

ценностно-ориентационная, которая реализуется в чтении для личных целей (получение информации личного характера, чтение для удовольствия), читают в этом случае, как правило, личные письма, художественную и публицистическую литературу, биографии, научно-популярные тексты и пр.;

регулятивная, которая реализуется в чтении для общественных или рабочих целей (читать, чтобы уметь, сделать что-то); это чтение включает документы, информацию различного рода об общественно значимых событиях, инструкции, деловые письма, рекомендации и пр.;

познавательная, которая реализуется в чтении для получения образования; это чтение учебной, научной литературы, специально подобранных для обучающих целей текстов и др.

 

 

Смысловое чтение – это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.

 

Этапы чтения

 

Этапы работы над текстом Цели
Предтекстовая деятельность (предчтение) Постановка цели и задач чтения, знакомство с важными понятиями (терминами, ключевыми словами), актуализация предшествующего опыта, формирование мотивов и установки, определение способа чтения и количества прочтений, развитие такого читательского умения, как предполагать, предвосхищать содержание текста (антиципация)
Текстовая деятельность (чтение) Понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Послетекстовая деятельность (постчтение) Полное и глубокое понимание содержания текста, формирование личностного отношения к текстовой информации,аналитических и репродуктивных умений.

Каким должно быть соотношение предтекстовых, тестовых и послетекстовых заданий на современном уроке?

 

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.