|
||||||||||
Технология продуктивного чтения
Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели. И.В.Гете
…как в музыке имеется два вида художников: композитор, создающий музыкальные произведения, и исполнитель, исполняющий их на рояле и других инструментах, так и в области искусства словесного – в области научных и поэтических книг – требуется два рода частных «искусств»: искусство автора и искусство читателя. Сергей Поварнин Технология продуктивного чтения Технология продуктивного чтения - это С позиции структуры читательской деятельности разработанная нами технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя). Работа с текстом до чтения
Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом после чтения
Технология продуктивного чтения формирует смысловое чтение
ФГОС ОО Смысловое чтение Обучающийся сможет: • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; • резюмировать главную идею текста; • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); • критически оценивать содержание и форму текста.
Структура читательской деятельности в принципе совпадает со структурой любой деятельности (т.е. включает фазы ориентировки, планирования в форме «внутреннего программирования», реализации и контроля) и может быть развернута как цепочка динамических речевых стереотипов в процессе восприятия письменной речи. На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка (для чего, зачем читать?), которая может меняться в процессе чтения. На этапе планирования определяется последовательность работы, котораязависит от поставленной цели, объема воспринимаемого текста, его жанровых особенностей, времени, отведенного на освоение, и др. Основным, конечно, является этап осуществления деятельности, в ходе которой должно состояться понимание текста, складывающееся из последовательного наращивания и взаимодействия смыслов всех микроконтекстов. Принято различать несколько уровней понимания: – понимание предметного содержания текста (о чем?); – понимание обобщенного содержания (основной мысли); – понимание подтекста (включение текстовой информации в круг собственных мыслей и чувств, личностного отношения к прочитанному); – понимание структуры смысловых связей, умение предугадывать скрытые вопросы. На этапе контроля осуществляется анализ результатов восприятия текста в зависимости от целевой установки. К чтению человек обращается в различных жизненных ситуациях, поэтому выделяются разные функции чтения: – ценностно-ориентационная, которая реализуется в чтении для личных целей (получение информации личного характера, чтение для удовольствия), читают в этом случае, как правило, личные письма, художественную и публицистическую литературу, биографии, научно-популярные тексты и пр.; – регулятивная, которая реализуется в чтении для общественных или рабочих целей (читать, чтобы уметь, сделать что-то); это чтение включает документы, информацию различного рода об общественно значимых событиях, инструкции, деловые письма, рекомендации и пр.; – познавательная, которая реализуется в чтении для получения образования; это чтение учебной, научной литературы, специально подобранных для обучающих целей текстов и др.
Смысловое чтение – это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.
Этапы чтения
Каким должно быть соотношение предтекстовых, тестовых и послетекстовых заданий на современном уроке?
|
||||||||||
|