Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и



Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и

литературы.

Автор: Осянина О.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Комсомольский м.р. Кинельский

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моей творческой работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".

Успешность работы школы сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности. Но, как показывает практика, для учителя задача формирования творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой.

Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причём, чем раньше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полёт» мысли ученика должен проходить в рамках программ образовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения.

Достижение поставленных целей во многом зависит от умения организовать эффективное взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения, основной составляющей которых являются субъектно-субъектные отношения. Эти технологии прежде всего направлены на развитие у учащихся умений оперировать информацией, выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решений в проблемной ситуации и т. д.

И здесь опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащегося и охватит всю учебную программу.

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие открывают возможности для развития творческих способностей. Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей

Систему работы можно представить в виде схемы:

На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета, а также стимулировать стремление к творчеству и развитие личности ученика.

Для начала я стараюсь определить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, уровень развития речи; по работе творческого характера (например, изложение) отследить навыки грамотного, безошибочного письма в свободной речи, наконец, определить реальные возможности, склонности учащегося (актерские способности, творческое воображение, склонность к выразительному чтению). На этой основе можно дать ребенку индивидуальное творческое задание. К примеру, красноречивому и артистичному — подготовить сообщение: биография писателя, учебное лингвистическое сообщение. Тому, кто неплохо сочиняет, предлагается составить загадки, написать стихи по изученной теме, лингвистическую сказку, письменные ответы на вопросы, анализ эпизода. Любящим рисовать — иллюстрации. Затем в этот вид работы вовлекаются и другие ученики. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий как сочинение, рисунок, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. На уроках звучат романсы на стихи русских поэтов, инсценируются фрагменты произведений. Такая деятельность приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.

Творческие работы требуют соответственного оформления. Так упражнение на использование глаголов повелительного наклонения можно превратить в красивые рецепты приготовления блюд. А собственные сказки ученики представляют в форме книжек. При изучении темы «Лексика» в 6 классе учащимися были подготовлены словарики устаревших, профессиональных слов, словарики фразеологизмов.

Стремлюсь вызвать интерес к занятиям, всем ходом уроков по русскому языку и литературе развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ. Стараюсь сделать все возможное, чтобы процесс обучения был интересным для каждого учащегося, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха.

Главное в уроках русского языка и литературы – постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, пусть маленькие. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут писатели, тогда и придет желание «изловить» законы языка, тоесть только через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Ничто из классики, выученное или просто знакомое учащимся, не должно лежать мертвым грузом, язык наших писателей должен поражать и вызывать желание подражать. Поэтому ведущим этапом на уроке русского языка является работа с текстом. Именно комплексная, многосторонняя и многоуровневая работа с текстом. Текст мною используется не только на уроках развития речи, но и при изучении морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, фразеологии, орфографии и пунктуации.

Урок по теме «Имя прилагательное» был проведен мною в 6 классе. Тема урока звучала так «Меткие, «озаряющие» слова. Роль прилагательных в речи». Это был урок повторения и систематизации знаний по теме «Имя прилагательное». Используя межпредметные связи, урок я связала с литературой, и параллельная тема звучала так: «Пушкин, о Пушкине, С Пушкиным». Лейтмотивом урока были слова Н.Г. Чернышевского: «До Пушкина.. еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты». Для меня особенно важно было показать учащимся, как ищет самое нужное, самое точное слово писатель, создавая свои произведения. На уроке в основном звучали отрывки из произведений А.С. Пушкина по теме «Зима. Снег». Наряду с традиционными методами на уроке были использованы и современные технологии. Это технология обучения анализу поэтического текста, технология «творческая мастерская», технология проблемного обучения, игровая технология, которые помогают развивать творческие способности учащихся.

При работе с орфограммами использую такие виды работы, как оформление ассоциативных рисунков (прием мнемотехники). Например, изображая слово «горячий», на месте буквы о учащиеся рисуют круглое солнышко, изображая слово «автомобиль», буквы о показываются в виде колёс. Творчество проявляется и в рифмовке правил: Миллион – две «эль» пиши, Ты в тетрадке не греши. Миллиард с ним очень дружен: Две «эль», а мягкий знак не нужен!

Лабораторией развития творческого потенциала учащихся становится именно урок литературы. Давно пришла к выводу, что литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одаренных людей, избранных натур. Многие могут научиться излагать свои мысли и передавать впечатления живо и образно. Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаю различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Я начну, а ты продолжай» и другие. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру. А потом дети пробуют перо сами. Самые удачные работы печатаются в школьной газете «Диалог» в разделе «Литературное творчество», посылаем их на различные конкурсы( и как радуются дети, когда занимают призовые места).

Практически на каждом уроке литературы стараюсь предлагать учащимся творческие задания. Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому. Часто предлагаю описать или нарисовать цепь образов, зрительных и слуховых ассоциаций, возникших при прочтении рассказа или стихотворения («Кинолента видений»). Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие (закат солнца, роса на траве и т.д.). Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба, аромат ветки сирени. Выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства. В качестве домашнего задания предлагаю подготовить творческий пересказ, сообщение о писателе, коллаж по произведению, написать отзыв, подготовить викторину, тест, презентацию, составить кроссворд, письменно дать ответ на вопрос, составить кластер, подготовить сравнительную характеристику героев, свои вопросы по произведению, продумать вопросы для интервью (у героя, писателя) и др. При этом не забываю, что необходимо обязательно дифференцировать творческие задания.

Развитию творческой деятельности способствует работа с ассоциациями. На уроке по феерии«Алые паруса» А. Грана ставится вопрос после того, как ученики послушали музыку Е.Доги: «Какие у вас возникли ассоциации с именем главной героини Ассоль?» Ответы были необычными «Имя героини тоже можно отнести к художественным особенностям повести. Ассоль – как нота в музыкальном произведении, как шум, свист морской раковины».

Формированию независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации способствует технология встречных усилий. Эта технология даёт возможность организовать комфортные условия для обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой, с учителем, с окружающим миром. Педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности, хорошо известны: «Знаю/не знаю», «Кластер», «Деловая игра», «Эссе», «Синквейн» и др. Особенно обучающимся нравится работать с синквейнами. Так, на уроках литературы по творчеству А. П. Чехова работа в группах способствовала созданию таких «произведений»:

Очумелов.

Лживый, неискренний.

Милует, жалует, наказывает.

Кресло власти сработано не по мерке головы.

Хамелеон!

Первые шаги в творчество, порой такие неуверенные, со временем обретут твердость, заставят поверить в собственные силы. Творческие задания пробуждают любознательность и несомненный интерес к родному языку. Цзацзуань, хокку, спич, этимологическое исследование, сочинение на грамматическую тему- вот список заданий, которые можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности..Справка: цзацзуань – комическое изречение китайских писателей (начиная с XI века), подаваемые в виде перечня ситуаций, объединенных одним названием).

Невыносимо:полоть в жару свеклу;

когда тебя унижают;

терпеть хамство со стороны подруги;

терять близких друзей;

надолго расставаться с родителями.

Люблю:

болтать ногами, сидя на мостике у реки;

слушать, как за окном шумит дождь;

когда вся семья собирается вечером за ужином;

ездить в поездах дальнего следования и смотреть в окно со второй полки.

 

А на уроке лингвистического анализа поэтического текста можно потренироваться в освоении японских трехстишия – хокку.

Справка: хокку– лирическое стихотворение о природе; рифмы нет, важна звуковая организация трехстишия.

Лес, еще вчера зеленый,

Ослепляет нас сейчас

Ярким цветом осени.

На уроке развития речи, посвященному созданию спича, учащиеся тренируются в построении такого текста. И хотя он не входит в круг жанров, с которыми знакомятся дети на уроках русского языка и литературы, его практическая необходимость большая, ведь каждый человек сталкивается с таким моментом, когда нужно, не раздумывая, произнести короткую, в меру юмористическую речь, направленную к реальным или воображаемым слушателям. Важно, чтобы речь произвела впечатление легкостью и изяществом построения, заразила слушателей своим блеском.

Мобильный телефон.

О чудо XXI века! Хвалебную песнь пою тебе, мой мобильный телефон!

Я был на седьмом небе, когда родители наконец-то осознали твою практическую необходимость и подарили мне тебя, мой самый верный друг! Не будь тебя, как узнал бы я о том, что нам задали по физике или какое сочинение надо срочно написать по литературе к завтрашнему дню.

Не будь тебя, как бы я скрасил свой досуг на уроке…

В ученических «творениях» в первую очередь необходимо отмечать достоинства, а уж потом промахи и ошибки. Поэтому творческое задание даёт возможность даже очень слабому ученику получить хорошую отметку, почувствовать себя увереннее. Необходимо иметь в виду, что существует множество факторов, влияющих на творческий процесс. Задача педагога состоит в том, чтобы не подавлять интуицию учеников, формировать у них уверенность в себе, положительные эмоции, поощрять к риску, стимулировать самостоятельность. Нужно стремиться к тому, чтобы ученик слушал своё «Я» и был самим собой.

Таким образом, для того, чтобы развитие творческой индивидуальности на уроке состоялось, нужно создать определённые педагогические условия, организовать учебную деятельность и, конечно, самому педагогу необходимо быть творческой, неординарной личностью. Результаты такой работы появятся не сразу, но так отрадно видеть, что ученики, ставящие перед собой и выполняющие творческие задания, тоже становятся неповторимыми людьми с ярко выраженной индивидуальностью. Использование средств педагогических инноваций (приёмов, стратегий реализации технологий, компьютерных обучающих средств, образовательных Интернет-ресурсов) в сочетании с классическим инструментарием методики преподавания русского языка и литературы обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая позволит включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности.

Закончить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: «Без творческой жизни личность не может быть воспитанной… Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».

 

Литература

1. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К. Винокурова. – М: Педагогический поиск, 1999.

2. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.

3. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. – М.: Знание, 1974.

4. Мурзо Т.Е. Развивать творческие способности / Т.Е. Мурзо // Литература в школе. – 1988. – №3. – С. 44–46.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.