|
|||
Профилактика нехимической зависимости у детей»Стр 1 из 3Следующая ⇒ «Профилактика нехимической зависимости у детей» Все есть яд и все есть лекарство; тем или иным его делает только доза. Зависимое поведение – это нарушение, расстройство в развитии личности, сопровождающееся беспомощностью (я не умею, не могу, не хочу, от меня ничего не зависит), снижением продуктивности в других (важных для человека) сферах деятельности. Несовершеннолетний начинает отставать в школе, не участвует в групповых делах, нарушает договоренности, теряет важные отношения, отказывается от занятий в секциях, кружках. К поведенческим видам зависимости (нехимические зависимости) относится компьютерная зависимость (от социальных сетей, компьютерных игр, гаджетов). Интернет зависимость (зависимость от компьютерных игр, социальных сетей) – влечение к проведению времени за компьютером в возрастающих количествах с развитием синдрома отмены, в ущерб развитию других сфер деятельности (учеба, общение, физическая активность). Рекомендации воспитателям Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это не успешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная не адаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка. Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы педагога, воспитателей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала. Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитание, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.
1. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны воспитателей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами. 3. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку комнаты и т. д.). В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного компонента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. д. Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером: - школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса; - ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю; - лучше работать за компьютером в первой половине дня; - комната должна быть хорошо освещена; - при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту; - расстояние от глаз до монитора – 60 см; - периодически делать зарядку для глаз. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет. В организации необходимо проводить занятия для обучающихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности») Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно- коммуникационной среде от 27.09.2006). Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей). Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Цель проведения занятий по медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Задачи уроков медиабезопасности: 1) ознакомление обучающихся с видами информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации; 2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания); 3) ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; 4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернета и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия); 5) профилактика формирования у обучающихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга); 6) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационнотелекоммуникационных сетях, а именно: критически относиться к сообщениям и иной информации, распро-страняемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; − отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; −избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; − распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность; − распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; − критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;− анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; − применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях. Рекомендации обучающимся Общение с друзьями 1) Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях. 2) Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника. 3) Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. 4) Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем достоинства. 5) Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен. 6) Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости. 7) Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи. 8) Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает. 9) Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь. «В ЖИЗНИ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК ТЫ СЕБЯ ВОСПРИНИМАЕШЬ!»
|
|||
|