Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тип урока: изучение нового материала.



 

Тема урока: Модель «горячей Вселенной» Понятие космолдогия

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие «горячая Вселенная», космологические модели Вселенной, реликтовое излучение.

Задачи урока:

Образовательная: Ввести понятие «горячая Вселенная», реликтовое излучение. Сформировать общие представления о физических условиях на ранних стадиях расширения Вселенной.

Развивающая: Развитие логического мышления, познавательной деятельности, умения объяснять явления и делать выводы.

Воспитательная: развивать речь и умение слушать других, коммуникативные компетенции.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

1. Организационный этап.

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других то просто маленькие огоньки.Для ученых они как задача, которую надо решить». Антуан Сент – Экзюпери.

Иногда, употребляя те или иные слова, мы плохо понимаем, что они означают. Вот, например, слово «небо». Оно известно каждому с детских лет, но все – таки что такое небо?

Сформулируйте тему нашего урока. (цель урока и оценивание результатов)

2.    Изучение нового материала.

Верно ли утверждение «Весь наблюдаемый во Вселенной гелий (около 30% по массе) образовался в недрах звезд? Обратимся к учебнику стр.132

Посмотрите фрагмент фильма «Рождение вселенной» и ответьте на вопрос, о какой модели Вселенной в нем говорится?

Американский физик Георгий Антонович Гамов в 1946 году заложил основы одной из фундаментальных концепций современной космологии - модели "горячей Вселенной".

В этой модели основное внимание переносится на состояние вещества и физические процессы, идущие на разных стадиях расширения Вселенной, включая наиболее ранние стадии, когда состояние было необычным.

С построением моделей "горячей Вселенной" в космологии наряду с законами тяготения активно применяются законы термодинамики, данные ядерной физики и физики элементарных частиц. Возникает релятивистская астрофизика.

Модель горячей Вселенной получила эмпирическое подтверждение в 1965 году в открытии реликтового излучения американскими учеными Пензиасом и Уилсоном.

Рассмотрим эволюцию Вселенной

 

 

Реликтовое излучение - одна из составляющих общего фона космического электромагнитного излучения. Реликтовое излучение равномерно распределено по небесной сфере и по интенсивности соответсвует тепловому излучению абсолютно черного тела при температкур около 3К.

Просмотр фрагмента фильма «Реликтовое излучение»

Согласно модели горячей Вселенной, плазма и электромагнитное излучение на ранних стадиях расширения Вселенной обладали высокой плотностью и температурой. В ходе космологического расширения Вселенной эта температура падала. При достижении температуры около 4000 К произошла рекомбинация протонов и электронов, после чего равновесие образовавшегося вещества (водорода и гелия) с излучением нарушилось - кванты излучения уже не обладали необходимой для ионизации вещества энергией и проходили через него как через прозрачную среду. Температура обособившегося излучения продолжала снижаться и к нашей эпохе составила около 3К. Таким образом, это излучение сохранилось до наших дней как реликт от эпохи рекомбинации и образования нейтральных атомов водорода и гелия. Оно осталось как эхо бурного рождения Вселенной, которое часто называют Большим взрывом.

4. Закрепление.

Объясните, почему современнаямодель расширяющейся Вселенной названа моделью горячей Вселенной.

Что такое реликтовое излучение? Ответы на вопросы присылайте на эл. Почту kma1986maмологииx@mail.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.