![]()
|
|||
Тема: Важнейшие социальные общности и группыТема: Важнейшие социальные общности и группы Лекция 4.3 Учебная цель: раскрыть сущность этнической общности и межнациональных отношений, охарактеризовать молодежь как социальную группу и семью как социальный институт и малую социальную группу.
План лекции: 1. Этнические общности, межнациональные отношения и этносоциальные конфликты. 2. Семья как социальный институт и малая социальная группа. 3. Молодежь как специфическая социальная группа.
I Социальная общность – это совокупность индивидов. отличающаяся отличительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе: одни виды общностей непосредственно и исключительно порождаются общественным производством (производственный коллектив, класс, социально-профессиональная группа); иные вырастают на этнической основе (народности, нации); объективной основой третьих видов – социально-демографических общностей, выступают естественные демографические факторы – пол, возраст. Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений. Этнические общности – это большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят род, племя, народность, нацию. Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Их члены обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение, по меньшей мере, одного из следующих условий: - члены общности осознают свою принадлежность к ней; - предполагается общее происхождение членов общности; - члены общности обладают языковым и культурным единством; - имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношения внутри общности и контакты с окружающими. Род – это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов последние стали объединяться в племена.Племя – это объединение людей, которое характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четкой определенной организацией власти (вождь, совет старейшин т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур. Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки при водят, к образованию государства, которое способствует становлению народности. Народность – это объединение людей, которое занимает большую в отличие от племени территорию, имеющую государственную принадлежность. Для народности характерны: общность языка, и территории, общая хозяйственная и культурная деятельность. Становление народности – важный этап развития этноса. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособление окраин от центра. Появляется масса мелких государств (княжества, графства и др.), население которых создает свои собственные образцы культуры, диалекты языка. По мере преодоления раздробленности, объединение самостоятельных земель вокруг центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса – нация. Нация исторически складывается на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большое значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная, нация часто занимает ведущее место в экономической и политической сферах. В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства. В первом случае они приобретают политическую окраску и неотделимы от внешнеполитической деятельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными и прочими вопросами. История знает немало примеров угнетения одной нации другой. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным меньшинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильственной ассимиляции (поглощения одного народа другим) или насаждения доминирующей религии. Результатом взаимодействия народов России между собой стала аккультурация – усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия. В мире и по сей день возникают конфликты на почве национальной неприязни. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с несправедливым распределением материальных и духовных благ, т.е. с дискриминацией (угнетением), или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. В различных странах в настоящее время идет борьба за предоставление или расширение прав автономии той или иной нации либо этнической группе, проживающей в среде более многочисленного этноса. Эти движения часто называют сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования. Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает государство. Но мононациональных государств на планет осталось мало, большинство – многонациональные. Некоторые из них для определенного исторического этапа своего развития оставались унитарными, где господствующими культурами были культуры государствообразующих наций. Вследствие преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства. Практика показывает, что федерация представляет цивилизованную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятельности наций. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических отношений, на судьбу государства и международную политику, составляет этноцентризм – уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций. Проявлением этноцентризма является национализм – идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни. Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и положительное. Вполне справедливо словом «национализм» обозначать течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любящих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своего народа и Отечества. От понятия «национализм» следует отличать понятие «патриотизм», представляющее собой убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отчеству. Патриотизм – это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, предкам, создавшим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную нацию. И все же национализм в его положительных проявлениях – довольно редок. Чаще он порождает ненависть и вражду между народами. Крайней формой национализма выступает фашизм – идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций. Чтобы предотвратить возникновение национальных конфликтов, современное государство должно гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от ее национальной принадлежности, способствовать повышению уровня политической культуры граждан и противодействовать всем проявлениям этноцентризма. II Общество – это совокупность разных социальных группы. Социальная группа – фундамент человеческого общества, и само общество – тоже социальная группа, только самая большая. Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак. Она – своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладываются основы социальной жизни. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: - устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; - относительно высокой степенью сплоченности; - отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
Каждый из нас является членом семьи. Сначала мы живем с родителями, затем создаем свою семью. Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Это первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества. Главная функция семьи – репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых: - воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание; - хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; - функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи; Существуют два подхода к определению понятия семья: социологический и юридический. С социологической точки зрения семья – это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. В юридическом значении семья понимается как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятие детей на воспитание. В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая полагает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигамию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигамия получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству). По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эталитарная, или демократическая семья, в которой существует статусное равенство супругов. К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т.д.) и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени). По составу семьи бывают расширенные (многопоколенные) и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Многопоколенные семьи были широко распространены в прошлом, когда дети после вступления в брак продолжали жить в родительском доме. В настоящее время молодые супруги стремятся жить отдельно от родителей. Таким образом, на смену расширенной семьи приходит нуклеарная, в рамках которой совместно проживают два поколения: родители и дети. Каждая семья имеет свою специфику развития и период существования. Выделяется так называемый жизненный цикл семьи – период от ее возникновения до прекращения функционирования. Он состоит из четырех периодов. Первый – от заключения брака до рождения детей, второй – существование семьи в составе супругов и детей. В рамках третьего периода происходит отделение детей и создание ими своих семей. Четвертый период связан с распадом семьи вследствие смерти одного из обоих супругов.
III Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. К молодежи обычно относят людей в возрасте 16-30 лет. Если рассматривать молодежь с точки зрения видов деятельности, то этот период совпадает с завершением учебной деятельности и вступления в трудовую деятельность. С точки зрения психологии молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего пути достижения успеха и счастья. С позиции права молодость – время наступления гражданского совершеннолетия, т.е. полной правоспособности, возможности пользоваться всеми правами гражданина и принятия на себя обязанностей. С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей. Артур Шопенгауэр говорил: «С точки зрения молодости, жизнь – бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости, это очень короткое прошлое». Молодость – это время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть сделать. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои ценности. Исходя из всех этих характеристик можно сказать, что молодежь – это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определен совокупностью возрастных характеристик, особенностей социального положения и особым психологическим складом. Для социализации молодежи характерна большая роль воспитательного воздействия. Отказ общества от целенаправленного осуществления воспитательной функции приводит к деформации социализации, доминированию в ней процесса адаптации, т.е. приспособления к социальной среде. Один из важнейших аспектов социализации личности – политическая социализация, под которой понимают совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивают политическую культуру, становясь политическим субъектом. Отношение современной молодежи и существующей в России власти носит нейтральный характер, что дает основание говорить об аполитичности российской молодежи. В моменты серьезных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества, перемен ценностей, уровня жизни и обострения социальных противоречий, особую опасность для общества представляет экстремизм. Неудовлетворенность молодежи условиями жизни в стране приводит к тому, что многие мечтают уехать за границу. У другой части, негативизм по отношению к сложившейся ситуации порождает стремление изменить свою жизнь любыми способами, в том числе и экстремальными. Действия молодых экстремистов более активны, жестоки и решительны, чем у старших и более опытных. Отчасти это можно объяснить тем, что в силу своего возраста молодежь менее, чем взрослые склонна бояться тюрьмы, смерти, физических травм, поэтому она готова на самые рискованные действия.
Можно назвать целый ряд факторов, которые порождают молодежный политический экстремизм. В России существует огромное количество молодых людей, не вошедших в число тех, кто преуспевает. Они осознают, что обречены на прозябание, никому не нужны, будут жить хуже своих родителей и что неопределенность ситуации существующей в стране на настоящий момент, будет длиться еще долгое время, а значит, у них нет будущего. Это заставляет искать какой-нибудь выход, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу. Свое влияние на развитие предпосылок экстремизма российской молодежи оказала т.н. массовая культура. Ее образцы, скопированные с не лучших западных стандартов, кровавые боевики и триллеры, а также телепередачи культивирующие жестокость и насилие, приводит к тому, что значительная часть молодежи вырастает агрессивной, бездуховной и жестокой. Важную роль в становлении социальной зрелости молодежи играют семья, школа, вуз. Но она не может быть плодотворной без постоянной поддержки государства, которое должно создавать необходимые условия для формирования всесторонне развитой и ответственной личности и преграждать дорогу всем проявлениям экстремизма.
Вопросы и задания для контроля знаний: 1. В чем состоят особенности социализации молодежи? 2. В чем выражается молодежный экстремизм? 3. Какую роль в обществе играет семья? 4. Какие виды семьи существуют? 5. Каковы условия заключения брака? 6. В чем состоят особенности семейного права? 7. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга? 8. В чем проявляются межнациональные отношения? 9. Что такое этноцентризм и каковы его разновидности? Рекомендованная литература: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей СПО. Стр. 233-259. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей СПО. Стр 181-185; 191-201; 206-214.
|
|||
|