Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Патриотизм к своей стране как характеристика мировоззрения студентов».



 

Александров Артем ЭПОАПК-11. Социологическое отделение.

Программа социологического исследования на тему:

«Патриотизм к своей стране как характеристика мировоззрения студентов».

Проблемная ситуация. На сегодняшний день мы все чаще и чаще сталкиваемся с процессами переписывания истории, ущемления России в тех или иных вопросах, обвинение нашей страны во всех грехах и не только. Наши западные партнеры не хотят видеть Россию такой, какой она была до 1991 года, и какой начала становится сейчас – со своими национальными интересами, со своим мнением на международной арене, с одной из самых сильных армий мира. Вместо этого, через своих людей здесь пытаются навязать свою точку зрения, что идет в разрез точки зрения большинства граждан России. Недавный твит на официальной странице Белого Дома и Президента США о том, что только Америка и Великобритания победили нацизм тому подтверждение. Постоянные заявления многих европейских государств о том, что «highly likely» Россия виновна во всем и вся заставляет задуматься, а как у нас у самих в стране с патриотизмом молодежи, потому что мы видим все больше людей, соглашающихся с прозападной точкой зрения из-за политики некоторых «СМИ» по отклонению от национальных традиций и патриотизма (т.н. космополитизм). Это, конечно же, телеканал «Дождь», который получает деньги из Европейского союза, это проект «Навальный», который непонятно на какие деньги живет. У России всегда были ценности, связанные с патриотизмом, такие как верность героям, долг, честь, самоотверженность, память об истории, в том числе об истории родного края и т.д. В последние годы навязанная западом и не только пропаганда, говорит о ценностях толерантности, о ценности глобализации, о приверженности т.н. «европейским ценностям» и т.д. Патриотизм развит в Великобритании, об этом можно рассуждать о недавнем выходе Великобритании из ЕС. Патриотизм развит и в США. У американского патриотизма есть и обратная сторона. Успешность Америки порождает в ее гражданах веру в превосходство их государственного устройства и образа жизни в целом. Веру в свою исключительность. Во всем мире это вызывает самые разные чувства, вплоть до обиды и раздражения. Это может казаться признаком зазнайства, снобизма, чувством собственного превосходства у американцев. Но вот когда идет речь о странах Восточной Европы, т.н. страны Варшавского договора, то почему-то у них не должно быть ничего самобытного. Страны, стремящиеся в ЕС и НАТО, почему-то вообще напрочь забывают, что такое патриотизм, начинают перекраивать историю и т.д. Прибалтика обвиняет СССР (а сейчас РФ) в оккупации, хотя именно благодаря Советскому Союзу эти государства в 1991 получили независимость, отстроили свои страны после войны, имели огромное кол-во промышленных предприятий. Украина вообще заявляет, что нет такого понятия как «Великая отечественная война». Почему-то страны забывают о своих исторических успехах и начинают следовать «европейским ценностям».

Проблема. Так вот, из-за навязывания «европейских ценностей», космополитизма и прочего в России по опросам того же иностранного агента «Левада-центр» уровень патриотизма определяется как-то скачкообразно, то повышается уровень патриотизма (возможно, из-за возвращения Крыма в родную гавань), то понижается (возможно, из-за определенных действий Правительства и т.д.).

Проблема заключается в измерении уровня патриотизма среди студентов СГЭУ.

Объект исследования. студенты Самарского государственного экономического университета.

Предмет исследования. Патриотизм как характеристика мировоззрения студентов.

Цель исследования. Описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.

Предварительный системный анализ объекта:

Факторы, влияющие на уровень патриотизма среди молодежи в России:

1. Общие и специфические факторы:

Общие факторы:

1. Государственные мероприятия по поддержке патриотизма (Бессмертный полк, Парад на День Победы и т.д.)
2. Существование всероссийских форумов, таких как i-Волга, Таврида и т.п., развивающие патриотический настрой студентов.
и другие

Специфические факторы:

1. Государственная социальная политика (уровень жизни населения – стыдно ли гражданам жить в стране и т.п.)
2. Коррупционные и иного рода скандалы, связанные с российским руководством
3. Достижение или провал политики определенного политического лидера на международной арене.
и другие

2. Прямые и косвенные факторы:

Прямые факторы:

1. Отношение семьи и близких людей по этому вопросу.
2. Общественная (политическая) агитация.
3. Наличие мозга у каждого человека и способность мыслить.
и другие

Косвенные:

1. Отношение друзей и товарищей к патриотизму.
2. Отношение окружающих людей по этому вопросу, в том числе кумиров.
3. Уважение / неуважение к определенному политическому, военному и т.д. кругу лиц
и другие

3. Объективные и субъективные факторы:

Субъективные:

1. Моральные воззрения
2. Политические воззрения
3. Личные психические свойства
4. Личная оценка данных мероприятий
и другие

 

Объективные факторы:

1. Менталитет граждан.
2. Уровень этнической и социальной организации человека и гражданина.
3. Социальный опыт
и другие

Зачади социологического исследования:

1. Узнать, правильно ли граждане РФ представляют себе понятие патриотизм.

2. Исследовать, есть ли среди людей космополиты.

3. Узнать, осведомлена ли молодежь о мероприятиях Правительства, направленных на подъем уровня патриотизма в стране. Выявить, под действием каких мероприятий государства или других факторов складывается уровень патриотизма у студентов.

4. Узнать уровень национального патриотизма.

5. Исследовать отношение респондентов к курсу Правительства.

6. Узнать уровень знания истории страны.

7. Исследовать, чем готовы пожертвовать граждане, ради Родины.

8. Выявить процент людей, которые хотят уехать из страны.

Теоретическая интерпретация основных понятий:

1. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

2. Благородство — это качество, которое сочетает в себе снисходительность, надежду, понимание, веру, честь и достоинство, доброту.

3. Доблесть - высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души

4. Добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

5. Единство - цельность, сплоченность

6. Знамя - Определенного цвета (или сочетания цветов) и размера широкое полотнище, укрепленное на древке, являющееся официальным символом государства, какой-либо организации

7. Отчизна, Отечество - обозначает страну предков человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга — патриотизм.

8. Слава - Почетная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта

9. Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.

10.  Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

11.  Юнармия – движение, цель которого — вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Вступить в юнармию может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.

Эмпирическаяинтерпретация основных понятий:

1. Виды патриотизма:

· государственный (этатический) патриотизм — любовь к государству.

· имперский патриотизм — лояльность (любовь) к империи и её правительству.

· квасной патриотизм (ура-патриотизм) — гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.

· полисный (городской) патриотизм — любовь к полису (городу), то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.

· ультрапатриотизм — любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах

· этнический патриотизм — любовь к своему этносу.

· городской патриотизм — любовь к своему городу

2. Основные составляющие патриотизма:

§ Гордость и любовь к Родине

§ Вера в свою страну

§ Уважение и доброжелательное отношение к народу, его истории и культуре

§ Жизнь в своей стране

§ Любовь к семье, отчему дому, родному языку

§ Чувство гордости за свою страну

3. Активная гражданская позиция:

Ø Не безразлична судьба страны

Ø Критика власти

Ø Нахождение в составе политической или общественной организации

Ø Принимать участие в выборах

4. Заинтересованность во всех процессах и представление о своей стране:

ü Знание истории страны

ü Осведомленность в событиях, которые происходят в нашей стране

ü Заинтересованность в достижениях нашей страны

ü Знание политических лидеров, заинтересованность в политике

ü Интерес к изучению национальной культуры

Гипотезы:

1. Понятие патриотизма не всеми представителями молодежи воспринимается правильно.

2. Среди молодежи есть люди, которые поддерживают политику космополитизма.

3. Среди опрошенных есть люди, которые не поддерживают политику государства по стимулированию патриотизма в России, но считают себя патриотами.

4. Вероятно, есть люди, которые не смотря на свою далеко не роскошную жизнь, считают Россию великой страной и являются патриотами Родины.

5. Скорее всего, не все патриоты своей страны поддерживают курс Правительства по отношению к патриотизму.

6. Вероятно, студенты не очень хорошо знают историю своей страны, но могут считать себя патриотом.

7. Граждане не пойдут на все ради Родины.

8. Существуют люди, которые не могут представить свою жизнь не в Российской Федерации.

 

Процедурный раздел

Тип выборки - целенаправленная целевая. Только граждане Российской Федерации, являющиеся студентами СГЭУ.

Описание методов сбора - анкетный опрос.

Методология исследования – количественная.

Стратегия исследования – аналитическая.

Методический инструментарий - Анкета (приложение). Включает в себя 20 вопросов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.