|
||||||||
Ход занятия
Учебно-методический план занятия № 18
Междисциплинарный курс: Технология грузовой и коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Преподаватель: Агеева М. М. Тема: Перевозка массовых грузов Вид занятия: лекция Печатные издания, электронные издания (электронные ресурсы): 1. Организация перевозок грузов: учебник для колледжей и техникумов ж.-д. транспорта / В.П. Перепон. – М.: Альянс, 2017. Домашнее задание: 1. Проработать материал и источники; 2. Дать ответы на контрольные вопросы. Ход занятия Пояснения к работе: 1. Характеристика скоропортящихся грузов, подготовка их к перевозке К скороп/грузам относятся грузы, кот. при перевозке ждт требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Для сохранения качества перевозимых скороп/продуктов необходимо: 1) подготовить их к перевозке в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ и ТУ, 2) строго соблюдать Правила приема и требования к размещению и укладке скороп/гр в в-не, 3) правильно обслуживать их в пути следования, 4)ускорять продвижение, 5)своевременно осуществлять выгрузку и выдачу груза. В зависимости от способа технологической обработки скрп/грузы подразделяются на: 1) охлажденные, (Охлажденный продукт имеет в толще температуру от 0 до +4°С. При охлаждении био- и микрохимические процессы замедляются). 2)подмороженные, Подмороженный продукт имеет температуру на глубине 1 см от поверхности от –3 °С до –5 °С. 3) мороженые(Замороженным наз. продукт, в толще кот. Темп. не выше –8 °С). 4)термически обработанные. В качестве вспомогательных средств для повышения сохранности продуктов применяют хранение в газовой и вакуумной среде, облучение ультрафиолетовыми лучами, ионизацию при помощи катодных лучей, обработку консервантами, антиокислителем и в некоторых случаях антибиотиками. Консервирование продуктов (стерилизация (+110 °С), пастеризация (+85 °С) в герметической упаковке, обезвоживание (сушка), посол, копчение и др.) также задерживает биохимические и микробиологические 2. Правила перевозок грузов навалом и насыпью Насыпные грузы перевозят по ЖД насыпью. Они представляют собой однородную массу частиц, кусков, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью). К ним относятся зерн. грузы (пшеница, рожь, семена), продукты их перемола (мука, отруби, комбикорма, крупа и др.), каменный уголь, минер. удобрения, цемент, руда, песок, известь, щебень и т.п. (свыше 400 наимен.). К навалочным грузам относятся грузы, которые при погрузке в в-ны не требуют счета мест (штук) и по своему физич. состоянию не м/б отнесены к насыпным: лесоматериалы, древесина, камень, металлический лом, металлы, различные брикеты, слитки стальные и т.п. (свыше 200 наименований). Различают насыпные и навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков (лес, камень, уголь и др.) и грузы, подверженные распылению, порче и загрязнению от атмосферных осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения, арбузы, тыква, капуста, кора и т.п.). Перевозка первой группы насыпных и навалочных грузов допускается в открытом ПС, а грузов второй группы — в крытых вагонах, хопперах и в специализированных контейнерах. Большинство насыпных грузов обладает большой текучестью, повышенным абразивным воздействием на трущиеся части ПС и погрузочно-разгрузочных машин и устройств. Такие грузы, как алебастр, гипс, мел, цемент относятся к сильно пачкающим грузам; после их выгрузки вагоны обязательно промывают. Кроме того, они являются вяжущими материалами, смешиваясь с водой, образуют пластические массы, кот. затем затвердевают. Вяжущие материалы обладают повышенной способностью к распылению. Порошкообразные удобрения обладают негативными свойствами:
Это вызывает необходимость защиты трущихся частей машин и ПС, использование респираторов для защиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятия мер для предотвращения качеств. и колич. потерь удобрений. Гранулирование позволяет изменить или значительно ослабить отрицательные физико-химические свойства удобрений. Насыпные грузы, размер гранул кот. не превышает 13 мм, а также грузы класса 0—100 мм с содержанием частиц (размером менее 13 мм) более 50 % относятся к грузам мелких фракций. 3. Качественная характеристика зерновых грузов и продуктов их переработки По своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основные группы:
К продуктам переработки зерна относятся: 1. мука, 2. крупа, 3. отруби и 4. отходы мукомольного производства. Основными показателями, характеризующими качество зерна являются: объемная масса, влажность, общая стекловидность, клейковина, содержание примесей. В зависимости от влажности зерновые грузы делятся на четыре группы: сухие, средней сухости, влажные и сырые. Если влажность зерна более 18 %, то начинается прорастание, брожение, сопровождающееся повышением температуры. При температуре 50-55 °С появляется затхлость, гнилостный запах, зерно интенсивно разлагается (горит). Кроме того, повышенная влажность вызывает активное развитие микроорганизмов и вредителей зерна. Засоренность зерна посторонними примесями оценивается в процентах (%) как отношение массы примесей к общей массе зерна. Примеси могут быть сорные и зерновые. Сорные различают двух типов: минеральные (земля, уголь, пыль, камешки) и органические (солома, стебли дикорастущих растений и др.). В свою очередь среди зерновых примесей различают:
Учитывают также степень зараженностизерна амбарными вредителями (клещом, долгоносиком). Ее устанавливают по количеству таких вредителей в 1 кг зерна. Зерно, зараженное долгоносиком и др. вредителями (кроме клеща), можно отгружать только на предприятия, специально выделенные для его переработки. Основные зерн/культуры (пшеница и рожь) делятся на типы и подтипы, для которых действующими ГОСТ установлены качественные характеристики. Зерно обладает большой текучестью и требует для перевозок исправного ПС. Зерновые грузы обладают способностью поглощать пары воды и запахи различных веществ и прочно удерживать их. Продукты переработки зерна обладают повышенной способностью абсорбировать из окружающей среды влагу и посторонние запахи, что необходимо учитывать при организации их перевозки и хранении. При повышении влажности и температуры продукты переработки зерна самонагреваются и плесневеют. Повышение температуры муки и крупы стимулирует усиление процесса дыхания в их массе, что вызывает усушку и значительную потерю массы продукта. Качественная характеристика каждой партии отгружаемых зерн/грузов и продуктов их переработки приводится в сертификатах качества Гос/хлебной инспекции при Правительстве РФ. Их имеется шесть форм. Форма 1 выдается представителями гос/хлебной инспекции на перевозку зерна: *род зерна, ГОСТ, тип, подтип, цвет, общая стекловидность, клейковина, протеин, примеси (сорная, зерновая, в том числе минеральная, испорченная, вредная в %) и др. Форма 2 выдается для муки, где указывается: *цвет, вкус, запах, влажность, зольность, белизна, остаток на сите и др. характеристики; Форма 3 выдается на крупы, форма 4 — на комбикорма, форма 5 — на зерно в международном сообщении, форма 6 — на комбикорм в международном сообщении.
Некоторые грузы при перевозке по жд требуют непрерывного наблюдения и обслуживания (сопровождения специалиста) в пути следования с применением мер предохранения их от порчи, хищения и т.п. Такими грузами являются: животные, рыба живая, растения и цветы живые, музейные и антикварные ценности, автотранспортная техника, автопоезда и контейнеры, ПС, отправляемый как груз на своих осях, специальные автомобили, вино, коньяк и водка в открытых ящиках и др.. Все эти грузы при предъявлении повагонными отправками перевозятся в сопровождении представителей г/о или г/п (ст. 17 У.). Порядок сопровождения этих грузов и их перечень устанавливаются ППГ ждт с сопровождением и охраной г/о, г/п. Сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным. Постоянное сопровождение грузов осуществляется одними и теми же проводниками без смены в пути следования от станции отправления до станции назначения груза. При постоянном сопровождении проводникиобязаны предъявить перевозчику паспорта и командированные удостоверения. В накладной, грузовой квитанции и ДВ под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников с указанием количества проводников, их фамилий, имени, отчества (полностью)., паспорт (серия и номер), после слов «ком. уд. №» — номер командировочного удостоверения. За проезд проводников взыскивается плата в размере, установленном тарифом. Проводник имеет право перевозить с собой в вагоне (бесплатно) ручную кладь. При наличии у проводника клади свыше нормы с него взимается провозная плата за излишнюю массу ручной клади. Станцией отправления проводнику выдается удостоверение на право проезда установленной формы под расписку в корешке дорожной ведомости. При получении удостоверения сопровождающий должен ознакомиться с основными обязанностями проводника, изложенными на обороте удостоверения, и расписаться об этом в удостоверении и в Книге выдачи удостоверений проводникам. Количество проводников при постоянном сопровождении определяется г/о или г/п. Сменное сопровождение груза осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов. При сменном сопровождении ВОХР удостоверение проводника не выписывается, а полномочия работников ВОХР подтверждаются служебным удостоверением и маршрутом караула. При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной удостоверение проводнику выдается под расписку в распечатанной станцией отправления бумажной копии электронной накладной ф. ГУ-27у-ВЦ с указанием дата выдачи удостоверения. Проезд проводников допускается в вагоне, в кот. перевозится груз, в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком по заявке г/о, в отдельном вагоне, принадлежащем г/о, г/п, и в служебном вагоне при перевозке в рефрижераторном ПС. При сменном сопровождении проезд проводников осуществляется на локомотиве, на переходной площадке вагона или в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком ВОХР по договору. Плата за проезд указывается в накладной. Контрольные вопросы:
Ответы на контрольные вопросы отправлять на эл. адрес: m5ageeva@mail.ru или на портал ОмГУПС в чат группы
|
||||||||
|