|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Группа Э 19. Дисциплина : «История экономических учений» Тема для изучения «Ке Роль формальных и неформальных институтов – стали изучаться в экономике недавно. Основной вопрос – как институциональная структура влияет на экономический рост. Согласно Норту, «страны третьего мира бедны, потому что институциональные ограничения устанавливают такую систему распределения выигрышей за политическую / экономическую деятельность, которая не стимулирует деятельность». Это распределение негативно влияет на всех экономических агентов, включая отдельных людей, политические и экономические организации, образовательные и социальные органы, которые в ответ снижают свою активность, что замедляет экономический рост. Разработаны различные методы включения переменной «качество институтов» в модели экономического роста, и подходящую модель обычно выбирают на основе имеющихся данных и с учётом целей исследования. При анализе уровня развития институтов и их качества используемые индикаторы можно разделить на пять групп: - индикаторы качества институтов (субъективные индикаторы уровня коррупции, качества государственного управления, исполнения контрактов и т.д., основанные на оценках местных экспертов, наблюдателей, предпринимателей и политических экспертов); - индикаторы накопленного социального капитала и динамики его развития (объективные и субъективные индикаторы гражданских прав и свобод); - социальные индикаторы (объективные индикаторы социальной напряжённости и. т.) - политические индикаторы (уровень развития демократии, политический режим и его сохранение); - индикаторы политической нестабильности. йнсианство и институционализм» Вопросы для изучения: 1. Характеристика кейнсианства. 2. Основные представители.
Практическая часть 1. Экономическое учение Дж.М. Кейнса Несмотря на видимую завершенность и доказанность, неоклассическое направление в конце 20-х годов XX века оказалось в серьезном теоретическом кризисе. Основные его положения стала опровергать сама жизнь. В это время большинство развитых стран переживали жесточайший за всю историю человечества кризис перепроизводства, который в последующем в некоторых странах (Германии, Испании, Италии) привел к власти национал-социалистов. В США этот кризис получил название «великой депрессии» (1929–1933). Несмотря на все заверения рыночно ориентированных правительств, оказалось, что преодолеть кризис без жестких мер со стороны государства невозможно. Способность рыночной экономики к саморегулированию была поставлена под сомнение. В это время появляется новое направление экономической мысли - кейнсианство, основателем которого стал профессор английского Кембриджа, ученик А. Маршалла, Джон Мейнард Кейнс (основное произведение – «Общая теория занятости, процента и денег», 1936). Периодически воспроизводимые длительные неравновесные состояния в национальном хозяйстве, с точки зрения Кейнса, доказывают ограниченность неоклассических равновесных моделей, неспособность рынков к «расчищению» по Вальрасу. Общей причиной макроэкономического неравновесия Кейнс считал несоответствие инвестиций и сбережений, вызывающее дисбаланс совокупного спроса и совокупного предложения. У неоклассиков равновесие инвестиций и сбережений устанавливалось автоматически, благодаря регулирующей функции процентной ставки (модель И. Фишера). Кейнс не согласился с этим положением. Инвестиции в его модели, как и у неоклассиков, находятся в обратной зависимости от процентной ставки (а также в прямой зависимости от предельной доходности капитала), сбережения же зависят не от процентной ставки, а от уровня дохода. И вообще они формируются по остаточному принципу: сначала люди принимают решения о расходовании части располагаемого дохода на потребление, оставшаяся часть предназначена для сбережения. Определяя мотивы, руководствуясь которыми люди принимают решения о потреблении, Кейнс вывел основной психологический закон: по мере роста дохода все меньшую часть его прироста (ΔY ) люди намерены тратить на потребление ( ΔC ) и все большую – на сбережение ( ΔS ). Иными словами, при увели- 28 чении дохода предельная склонность к потреблению ( Y C MPC Δ Δ = ) падает, а предельная склонность к сбережению ( Y S MPS Δ Δ = ) растет. Например, при доходе 100 д.ед. человек все деньги тратит на потребление, то есть предельная склонность к потреблению будет равна 1, а к сбережению – 0. Если доход увеличится на 100 д.ед. и составит 200 д.ед., то из этих дополнительных 100 д.ед. человек потратит 90 д.ед. на потребление (настолько увеличится его общее потребление), а 10 д.ед. пойдут на формирование сбережений. Предельная склонность к потреблению составит 0,9, а к сбережению - 0,1. Из основного психологического закона следовало, что с ростом доходов общество сталкивается с проблемой растущих сбережений, которые однажды могут превы 2. Роль формальных и неформальных институтов – стали изучаться в экономике недавно. Основной вопрос – как институциональная структура влияет на экономический рост. Согласно Норту, «страны третьего мира бедны, потому что институциональные ограничения устанавливают такую систему распределения выигрышей за политическую / экономическую деятельность, которая не стимулирует деятельность». Это распределение негативно влияет на всех экономических агентов, включая отдельных людей, политические и экономические организации, образовательные и социальные органы, которые в ответ снижают свою активность, что замедляет экономический рост. Разработаны различные методы включения переменной «качество институтов» в модели экономического роста, и подходящую модель обычно выбирают на основе имеющихся данных и с учётом целей исследования. При анализе уровня развития институтов и их качества используемые индикаторы можно разделить на пятьгрупп: - индикаторы качества институтов (субъективные индикаторы уровня коррупции, качества государственного управления, исполнения контрактов и т.д., основанные на оценках местных экспертов, наблюдателей, предпринимателей и политических экспертов); - индикаторы накопленного социального капитала и динамики его развития (объективные и субъективные индикаторы гражданских прав и свобод); - социальные индикаторы (объективные индикаторы социальной напряжённости и. т.) - политические индикаторы (уровень развития демократии, политический режим и его сохранение); - индикаторы политической нестабильности.
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература 1. Экономика: учебник / под ред. Д – ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: Экономиста, 2005. – 831 с. Гриф. 2. экономика: учебник. / под ред. Д – ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист. 1999. – 896 с. Гриф. 3. Экономика: учебник / под ред. д .э. н. А.С. Булатова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1997 – 816 с. 4. Экономическая теория: учеб. Пособие. Ч. / под ред Е.Г. Ефимовой. – М.: МГИУ, 2006. – 277 с. 5. Ефимова Е.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д – Экономическая теория: учеб. Пособие. Ч. 11 2 – е. изд., испр. И доп.. – М.: МГИУ, 1997. – 239 с. – Ил. 6. Нуриев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – Н 90 2 –е изд., изм. - - М.: Издательство НОРМА, 2002. –572 с. 8.2. Дополнительная литература 6. Справ. Большой экономический словарь / под ред. А,Н, Азрилияна. –3 – е изд. стер. – М.: ИН – т нов. Экон., 1998. – 864 с.
7. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин; Ин – т экон. РАН – М.: Экономика, 1999. – 1055 с.
Дисциплина : «Анализ хозяйственной деятельности» Тема для изучения «Анализ использования материальных затрат» Вопросы для изучения: 1. Задачи анализа использования материальных затрат; 2. Анализ движения материальных затрат; 3.Анализ материалоёмкости;
Практическая часть
Задание №1. Определите степень влияния основных факторов на затраты сырья в себестоимости продукции:
Задача № 7. На основе следующих данных определите экономию или перерасход материальных затрат:
Литература6.1 Основная литература 1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - - е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2017. – 512 с. ( Высш.образование) . . Гриф МО
6.2. Дополнительная литература 1. Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, М.В. Мельник., А.Д. Шеремет; под ред. М.И. Баканова. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика. 2018. – 536 с. 2. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / В. Ковалёв, О.Н. Волкова - М.: Т К Велби, Изд – во Проспект, 2018. – 424 с. . Гриф МО 3. Пожидаева, Т.А. Практикум по анализу финансовой отчётности: учеб. Пособие / Т.А. пожидаева, Н.Ф. Щербакова, Л.С. Коробейникова. – М.: Финансы и статистика. 2005. 264 с. 3. Петренко С.Н. Контроллинг: учеб. Пособие / С.Н. Петренко. – К.: НИКА – Центр, Эльга, 2004. – 328 с. 4. Дайле А, Практика контролинга: пер. с нем. / А.Дайле; под ред. и с предисл.М.Л Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|